Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 23:11, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета труда и заработной платы;
перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
Введение
1. Теоретические аспекты организации аудита ООО «Шанс»
1.1 Цель, задачи, информационная база, нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с персоналом по оплате труда
1.2 Этапы аудита расчетов с персоналом по оплате труда
2. Общая экономическая характеристика ООО «Шанс»
2.1 Организационная характеристика организации
2.2 Экономическая характеристика организации
3. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда на предприятии ООО «Шанс»
3.1 Цели, задачи и объекты аудита расчетов с персоналом по оплате труда
3.2 Планирование аудита расчетов с персоналом по оплате труда
3.3 Методические приемы и способы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда
3.4 Оценка и оформление результатов аудита расчетов с персоналом по оплате труда
Заключение
Список использованной литературы
3. знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок;
4. экспресс-анализ отчетности,
предварительное знакомство с
состоянием бухгалтерского
5. оценка собственной
способности аудитора к
В общем плане аудита предусматриваются сроки проведения аудита, составляется график проведения аудита, отчет и аудиторское заключение.
В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:
а) реальные трудозатраты;
б) уровень существенности;
в) проведенные оценки рисков аудита.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. Для повышения доверия и действенности аудита аудитор может предварительно согласовать свой план с клиентом.
3.3 Методические приемы и способы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда
Свою работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемой организацией, для чего изучают учредительные документы, вид деятельности, учетную политику. Большую помощь при этом оказывают беседы с руководителем и специалистами ООО «Шанс», проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться с отчетностью, ее основными показателями с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации результаты ее работы за исследуемый период.
Основной целью аудитора при проверке является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
При определении эффективности систем внутреннего контроля приобретают многие факторы:
Из беседы с работниками бухгалтерской службы установлено, что:
1. рабочие места бухгалтерии
полностью автоматизированы. Все
применяемые алгоритмы
2. главный бухгалтер организации
не осуществляет контроль по
предотвращению ошибок во
Из беседы с главным бухгалтером установлено, что контроль за работой расчетной группы осуществляется только на конечной стадии расчетов заработной платы, т.е. при составлении чека и подписания ведомостей на выдачу заработной платы.
Для составления программы проверки и выбора процедур сбора аудиторских доказательств целесообразно составить вопросник аудитора по выделенным комплексам задач (табл. 4).
Таб. №4
Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда
№п.п. |
Содержание вопроса |
Вариант ответа | |||
да |
нет |
нет ответа | |||
1 |
Соблюдение положений законодательства о труде |
||||
1 |
Применяются ли типовые формы документов по учету личного состава : |
+ |
+ |
||
2 |
Личные карточки (ф № Т-2) |
+ |
|||
3 |
Приказ о предоставлении отпуска (ф № Т-6) |
+ |
|||
4 |
Приказ о переводе на другую работу (ф №15) |
+ |
|||
5 |
Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (ф № Т-8) |
+ |
|||
6 |
Ведутся ли на рабочих трудовые книжки |
+ |
|||
7 |
Проверяется ли отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании |
+ |
|||
8 |
Ведутся ли в отделах табели учета рабочего времени |
+ |
|||
2 |
Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам |
||||
1 |
Применяются ли на предприятии утвержденные отделом кадров нормы и расценки по видам работ |
+ |
|||
2 |
Используются ли типовые формы первичных документов |
||||
3 |
Организовано ли гашение (проставлением отметки об оплате) первичных документов |
+ |
|||
4 |
Применяются ли ПК для выполнения расчетов по сдельной оплате труда |
+ |
|||
5 |
Применяются ли наряды на бригаду |
+ | |||
3. |
Учет и начисление повременных и других видов оплат |
||||
1 |
Ведутся ли расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю рабочего времени |
+ | |||
2 |
Проверяет ли отдел кадров или внутренний аудитор правильность расчетов по начислениям различных видов оплат |
+ |
|||
3 |
Применяются ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы |
+ |
|||
4. |
Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц |
||||
1 |
Применяется ли ПК для расчета удержаний |
+ |
|||
2 |
Проставлены ли в лицевых счетах данные для правильного исчисления удержаний: |
||||
3 |
НДФЛ |
+ |
|||
4 |
Исполнительных листов |
+ |
|||
5 |
Прочих удержаний |
+ |
|||
5. |
Аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний) |
||||
1 |
Какие ведутся документы по аналитическому учету: |
||||
2 |
Расчетно-платежные ведомости |
+ |
|||
3 |
Лицевые счета |
+ |
|||
4 |
Организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими |
+ | |||
5 |
Применяются ли ПК для ведения аналитического учета |
+ |
|||
6. |
Сводные расчеты по заработной плате, расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ |
||||
1 |
Имеют ли сквозную нумерацию расчетно-платежные ведомости |
+ |
|||
2 |
Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному, медицинскому страхованию и пенсионному фонду |
+ |
|||
3 |
Применяются ли ПК для сводных расчетов по оплате труда |
+ |
|||
4 |
Имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда |
+ |
|||
7. |
Расчеты по депонированной заработной плате |
||||
1 |
Ведется ли на предприятии книга учета депонированной заработной плате |
+ |
|||
2 |
Производится ли отнесение депонированных сумм на сч. 91 «прочие доходы и расходы» по истечении срока исковой давности |
+ |
|||
3 |
Применяются ли ПК для расчетов по депонированной заработной плате |
+ |
По данным заполненного теста можно охарактеризовать организацию системы внутреннего контроля в ООО «Шанс» на среднем уровне. Для учета операций по оплате труда применяются ПК, что значительно повышает возможность сопоставления данных.
Также по данным теста можно сказать, что организация системы бухгалтерского учета операций по оплате труда в общем отвечает требованиям оперативности и достоверности, но полностью рассчитывать на систему внутреннего контроля нельзя.
Планируя аудиторскую проверку необходимо установить уровень существенности - максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.
Определим уровень существенности на основании данных 2005 года ООО «Шанс» по данным таблиц 1-3.
Расчет уровня существенности показателей составляет:
Средние арифметические показатели уровня существенности:
(2,45 + 55,98 + 16,20 + 14,64 + 53,16) : 5 = 28,49 тыс. руб.
Наименьшее значение от среднего отличается на:
(28,49 - 2,45) : 28,49 · 100% = 91%
Наибольшее значение от среднего отличается на:
(55,98 - 28,49) : 28,49 · 100% = 96%
Поскольку значение 55,98 тыс.руб. отличается от среднего значительно, а значение 2,45 тыс.руб. не так сильно, то аудиторы принимают решение отбросить при дальнейших расчетах наибольшее значение, а наименьшее оставить (2,45 тыс.руб.).
Новая средняя арифметическая составит:
(2,45 + 16,20 + 14,64 + 53,16) : 4 = 21,61 тыс.руб.
Полученную величину допустимо округлить до 22 тыс. руб. и использовать количественный показатель в качестве значения материальности (существенности).
Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет:
(22 - 21,61) : 21,61 · 100% = 2%, что находится в пределах 20% (единого показателя уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе).
Аудиторский риск - риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.
Теперь, используя формулу факторной модели аудиторского риска, определим чему равен приемлемый аудиторский риск (ПАР).
Формула факторной модели: ВР · РК · РН = ПАР, где
0,6 · 0,5 · 0,1 = 0,03 или 3%
Так как аудиторский риск не высок, то аудитор может считать план приемлемым.
Теперь имея всю необходимую информацию составим общий план аудита расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «Шанс» (табл. 5).
Таб. №5
Общий план аудита операций по оплате труда в ООО «Шанс»
Проверяемая организация |
ООО «Шанс» |
Период аудита |
с 06.02.12 по 21.02.12 |
Количество человеко-часов |
76 |
Руководитель аудиторской группы |
|
Состав аудиторской группы |
|
Планируемый аудиторский риск |
3% |
Планируемый уровень существенности |
22 тыс. руб. (2%) |
Планируемые виды работ |
Период проведения |
1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде. |
06.02.-07.02.06 |
2. Аудит системы начислений |
08.02-10.02.06 |
3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы |
13.02.-14.02.06 |
4. Проверка ведения |
14.02-16.02.06 |
5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды |
17.02.2006 |
6. Оформление результатов |
20.02.-21.02.06 |
Руководитель аудиторской фирмы ____________ |
|
Руководитель аудиторской группы ___________ |
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы (табл. 6).
Таб. №6
Программа аудита расчетов по оплате труда в ООО «Шанс»
Проверяемая организация |
ООО «Шанс» |
|
Период аудита |
с 06.02.06 по 21.02.06 |
|
Количество человеко-часов |
76 |
|
Руководитель аудиторской группы |
||
Состав аудиторской группы |
||
Планируемый аудиторский риск |
3% |
|
Планируемый уровень существенности |
22 тыс. руб. (2%) |
|
Перечень аудиторских процедур |
Период проведения |
Проверяемые документы |
1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде |
||
1.1. Проверка правильности |
06.02.2006 |
Приказы, контракты, трудовые договора, личные карточки |
1.2. Проверка правильности |
06.02.2006 |
Тарификационный список, штатное расписание, наряды, алгоритмы расчетов, т.к. расчеты ведутся с помощью ПК, Правила внутреннего трудового распорядка в ООО «Шанс» |
1.3. Проверка учета рабочего |
07.02.2006 |
Табеля учета расчетов рабочего времени (ф. №Т-12), личные карточки (ф. №Т-2) |
2. Аудит системы начислений |
||
2.1. Проверка обоснованности |
08.02.2006 |
Положение по оплате труда, трудовые договора, личные карточки, расчетно - платежные ведомости, табели учета рабочего времени, штатное расписание |
2.2. Проверка обоснованности и
правильности начисления |
09.02.2006 |
Приказы по личному составу, лицевые счета, больничные листы |
2.3 Проверка правильности расчета
среднего заработка для |
10.02.2006 |
Базу для расчета среднего заработка, т.к. расчет ведется при помощи ПК, расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени |
3. Аудит обоснованности |
||
3.1. Проверка право-мерности применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц |
13.02.2006 |
Документы, предоставленные сотрудником на использование налоговых социальных вычетов, форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ |
3.3. Проверка правильности |
13.02.2006 |
Наличие исполнительных листов, регистратор листов, правильность расчета листов в вкладном деле к исполнительному листу, облагаемую базу для удержания, лицевые счета |
3.4. Проверка правильности |
14.02.2006 |
Форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ, облагаемую базу (какие виды начислений входят в облагаемую базу НДФЛ) |
3.5. Проверка правильности |
14.02.2006 |
Авансовые отчеты и первичные документы к ним, кассовые документы (ПКО и РКО) |
3.6. Проверка депонированных сумм по заработной плате |
14.02.2006 |
Книга аналитического учета депонированной заработной платы, касса |
4. Проверка ведения |
||
4.1. Проверка ведения |
14.02.2006 |
Лицевые счета, расчетно-платежные документы, налоговая карточка с совокупным годовым доходом на каждого сотрудника |
4.2. Проверка правильности |
15.02.06 - 16.02.06 |
Главная книга, журналы-ордера, карточка счета, оборотно - сальдовые ведомости, своды проводок и своды начислений и удержаний по заработной плате |
5. Аудит расчетов по начислению
налогов и платежей во |
||
5.1. Проверка правильности |
17.02.2006 |
Индивидуальные карточки, налоговые ставки, облагаемая база по ЕСН, Главная книга, своды проводок |
6. Оформление результатов |
||
6.1. Оформление результатов |
20.02. - 21.02.06 |
|
Руководитель аудиторской фирмы |
||
Руководитель аудиторской группы |
Рабочими документами аудиторов по аудиторской проверке организации являются аналитические таблицы и отчетные документы, сформированные с учетом особенностей поставленной задачи.
3.4 Методические приемы и способы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда
Контроль за тем, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства - дело первостепенное. Здесь, на первом этапе работы, проверяем правильность оформления первичных документов по оплате труда в ООО «Шанс».
Итоги проверки на данном участке учета оформляются в рабочем документе аудитора (табл. 7).
Таб. №7
Итоги проверки на участке учета ООО «Шанс»
Дата проведения проверки |
Объект проверки |
Наименование проверяемого объекта |
Дата (период) составления документа |
№ документов |
Заключение аудитора об отсутствии нарушений или о характере выявленных нарушений |
06.02.2006 |
Первичные документы по учету персонала |
Приказы о приеме на работу сотрудника |
01.05. - 30.09.05 г. |
№11, 14, 18, 21/09-02 |
Нарушений не выявлено |
Приказы о прекращении трудового договора |
01.02. - 30.04.05 г. |
№4, 8, 10\09-02 |
|||
Договора подряда и трудовые соглашения |
01.01. - 31.12.05 г. |
№ 1 - 6 |
|||
Личные карточки |
01.01. - 31.12.05 г. |
Не все приказы разнесены в карточки сотрудников | |||
06.02.2006 |
Документы по учету рабочего времени |
Табеля учета рабочего времени |
июнь 2005г. и декабрь 2005г. |
Не указываются командировки | |
Наряды, бригадные подряды |
январь 2005г. и сентябрь 2005г. |
№1-4 и №23-27 |
Отсутствие подписей, не полностью заполнены реквизиты | ||
07.02.2006г. |
Расчетно-платежные документы по оплате труда |
Платежная ведомость |
Март, июнь, декабрь 2005г. |
№ 30-45, |
Нет подписей руководителя, не везде проставлены штампы «Депонент» и «Не выдано» |
Расчетно-платежная ведомость |
01.02. - 28.02.05г. |
№8-19 |
Нарушений не выявлено | ||
Лицевые счета |
2005г. |
Нарушений не выявлено | |||
14.02.2006г. |
Документы по учету депонирования заработной платы |
Книга аналитического учета депонированной заработной платы |
2005г. |
Нарушений не выявлено |
Информация о работе Аудит расчетов с персоналом по оплате труда на предприятии ООО «Шанс»