Аудит учета налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка программы проведения аудиторской проверки учёта расчетов по налогам и сборам.
Основные задачи курсовой работы можно сформулировать следующим образом:
- рассмотреть процесс подготовки к проведению аудита;
- рассмотреть порядок планирования аудиторской проверки;
- рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств;
- рассмотреть порядок составления аудиторского заключения;
- изучить особенности проведения аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам, а также по внебюджетным платежам;
- рассмотреть основные методы проведения аудита расчетов по налогам и сборам
- рассмотреть методы проведения финансового анализа налоговых платежей и налогового планирования.

Вложенные файлы: 1 файл

аудит учёта налогов и сборов.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              2 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЁТА РАСЧЁТОВ

                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

 

              2.1. Порядок проведения проверки расчетов с  бюджетом по налогам

                              сборам     

 

         Составной частью аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий является аудит налогов, который в свою очередь осуществляется в двух направлениях:

  1. Проведение объективного анализа налоговых платежей для подтверждения

соответствующих статей отчетности, отражающих реальную задолженность перед бюджетом, а также правильность исчисления и уплаты налогов, что находит свое отражение в анализе налоговых деклараций.

  1. Инициативный анализ налоговых платежей, как составляющей части фи-

нансовых потоков, с  целью выявления нарушений законодательства и последующей налоговой экспертизой для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а также построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.[4-187]

      За основу  построения методологии проведения  аудиторской проверки налогов  взят принцип аналогии построения  аудиторской проверки в целом.

     При проведении  аудита налогов можно выделить  следующие основные цели:

- установление правильности  определения налогооблагаемых баз  и точности расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций.

- подтверждение соответствия  финансовых и хозяйственных операций  действующему налоговому законодательству.

        После определения целей и задач для проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии необходимо выяснить, что же собой представляет сам объект аудиторского исследования.

  Под объектом аудита понимают отдельные или взаимосвязанные экономические, организационные, информационные или иные стороны функционирования изучаемой системы, состояние которых может быть оценено количественно или качественно.

          Аудит имеет дело с объектами, различными по составу, целевой ориентации, отношению к отдельным сферам деятельности, обладающими многими другими характеристиками. Это требует по отношению к объектам определенной классификации для целостного представления о предмете аудита и установить, что будет являться объектом при проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам на предприятии и какими характеристиками он будет обладать.

         Если рассматривать налоговые платежи как объект аудиторской проверки, то при оценке их качественных и количественных характеристик следует иметь в виду, что:

- по виду налоги представляют собой расчеты, осуществляемые с бюджетом;

- расчет налогов это постоянный процесс на протяжении всего времени деятель-

ности предприятия, поэтому  анализ будет зависеть от целей аудиторской про-

верки;

     - по характеру оценки состояния налоги относятся к объектам с количественными характеристиками;

      -по продолжительности нахождения в поле деятельности аудита налоги постоянно находятся в поле зрения аудиторского внимания;

        Системность классификации объектов определяет использование специфических приемов, составляющих метод аудиторской деятельности. Метод аудита – это совокупность приемов, используемых для оценки состояния изучаемых объектов.

         Используемые приемы можно определить в три группы: 1) определение состояния объектов в натуральном виде; 2) сопоставление; 3) оценка.

       При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам на предприятии основными приемами являются сопоставление и оценка. Особое внимание надо обратить на методы документальной проверки, как наиболее часто используемые в аудиторской практике, относящиеся к группе сопоставлений.

Методы документальной проверки можно разделить на две  группы:

  1. Методы формальной проверки документов:

- проверка соблюдения  правил составления, полноты и  подлинности оформления документов;

- сопоставление учетных  и отчетных показателей с установленными нормативами, что позволяет выявить завышение (занижение) себестоимости продукции (работ, услуг), правильность применения льгот, ошибки при исчислении и уплате налогов;

- проверка соответствия  отраженных в документах операций  установленным правилам; счетный контроль.

  1. Методы проверки реальности отраженных в документах обстоятельств:

- сопоставление данных  документов, отражающих смысл, совершенных  операций, с данными документов, которые явились основанием для этих операций;

- проверка записей в регистрах бухгалтерского учета;

- сканирование;

- встречная проверка;

- взаимная проверка;

- контрольное сличение;

- восстановление натурально-стоимостного  учета.

     Самый распространенный метод документальной проверки предприятия – выборочный аудит. Выборочный аудит подразделяют на две практически схожие части: выборочную проверку системы внутреннего контроля и проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Пред проведением аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам необходимо осуществить планирование самой проверки, в соответствии, с которым аудитор должен так организовать свою деятельность, чтобы обеспечить ее высокое качество и быть уверенным, что в каждой конкретной ситуации применяются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.[7-136]

 

2.2 Планирование и программа аудита учёта расчётов по налогам и сборам

         

Планирование аудиторской  проверки расчетов по налогам и сборам осуществляется на основе сводного общего плана и свободной программы аудита экономического субъекта.

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного  участка. В качестве направлений проверки можно выделить следующие:

    1. проверка начислений и уплаты федеральных налогов.
    2. проверка начислений и уплаты региональных налогов.
    3. проверка начислений и уплаты местных налогов.

Для составления плана  и программы проверки, аудитору необходимо получить ответы на вопросы, касающиеся тех налогов и сборов, обязанность  по которым возникает у проверяемого экономического субъекта, а именно:

- кто отвечает за налоги и сборы на проверяемом экономическом субъекте;

- имеется ли утвержденная приказом учетная политика в области налогообложения;

- имеется ли приказ о назначении ответственного за расчеты по налогам и сборам;

- какое подразделение отвечает за расчеты по налогам и сборам ;

- компьютеризирован ли учет по расчетам по налогам и сборам;

- какие федеральные налоги должен платить проверяемый экономический субъект;

- какие региональные налоги должен платить проверяемый экономический субъект;

- какие местные налоги должен платить проверяемый экономический субъект;

- какие сборы должен платить проверяемый экономический субъект;

- когда наступает обязанность по уплате налога и (или) сбора;

- когда исполнена обязанность по уплате налога и (или) сбора;

- что является объектом по уплате налога и (или) сбора;

- каков состав налоговой базы по налогу и (или) сбора;

- какие налоговые льготы имеются у проверяемого экономического субъекта;

- какие имеются основания для использование льгот по налогам и (или) сборам у проверяемого экономического субъекта;

В общем случае по результатам  опроса у аудитора оказываются сформированными план и программа проведения проверки расчетов по налогам и сборам и намечается состав аудиторских процедур.

Планом счетов бухгалтерского учета  для учета расчетов по налогам  и сборам предусмотрен счет 68 «Учет расходов по налогам и сборам». К счету 68 открываются субсчета, соответствующие различным налогам, плательщиком которых (или налоговым агентом по которым) является организация.

 

  2.3 Сбор аудиторских доказательств

 

Вся информация, подготовленная и собранная аудитором до начала, в процессе проверки, и по ее результатам, является аудиторской информацией. Часть этой информации представляет собой документы или их копии, которые могут рассматриваться как аудиторские доказательства.

Аудиторские доказательства – информация, собранная аудитором в ходе проверки, и выводы, которые служат основанием аудиторского заключения.

Аудиторские доказательства должны быть релевантными и достаточными. Релевантность доказательств –  их ценность для решения какой-либо проблемы, а достаточность в каждом случае определяется на основе оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска. В любом случае аудитор должен быть уверен, что им собрано достаточное количество доказательств (документов) нужного качества для составления объективного и обоснованного заключения.[5-236]

Аудиторские доказательства могут быть внутренние (информация от клиента), внешними (информация от третьих лиц и организаций) и смешанными (информация от клиента и подтвержденная внешними источниками). Наиболее ценными и достоверными являются внешние доказательства, смешанные, внутренние.

Качество аудиторских  доказательств зависит от источника. Аудиторские доказательства могут  быть получены из документальных источников, в ходе устных опросов персонала клиента, третьих лиц и при непосредственном наблюдении аудитором учетных и др. операций на предприятии.

По степени надежности и достоверности наиболее ценные доказательства – полученные самим  аудитором. Документальные доказательства и письменные представления клиента предпочтительнее доказательств, полученных при устных опросах. Если аудитор не в состоянии собрать достаточное количество доказательств, он должен этот факт отразить в отчете и заключении.

Соотношение между затратами на получение аудиторских доказательств  и их значимостью должно быть разумно. Если, также система внутреннего контроля клиента достаточно надежна, аудитор может отказаться от дорогостоящей сплошной инвентаризации активов и провести ее выборочно. Но сложность и дороговизна аудиторских процедур не должна препятствовать их проведению, если аудитор считает их необходимыми.

 

    1.  Составление аудиторского заключения

 

             Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти и управления и судебных органов.

Аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Во вводной части указываются общие сведения об аудиторе; в аналитической – сведения об экономическом субъекте, результаты аудиторской проверки финансовой отчетности, факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли (могут нанести) ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц. В итоговой части содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

Аудиторское заключение адресуется заказчику  с указанием даты составления, подписывается руководителем аудитором аудиторской фирмы и аудитором, проводящим проверку, заверяется печатью аудиторской фирмы. Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводящим проверку, и заверяется его личной печатью.

В случае если экономическим субъектом  в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения  в ведении бухгалтерского учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства РФ, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения достоверности финансовой отчетности.

Согласно одобренному и рекомендованному комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ «Порядку составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» аудиторское заключение:

- положительно – аудитор делает запись о том, что финансовая отчетность, по его мнению, во всех существенных аспектах достоверна;

- условно положительно (с оговорками) – аудитор приводит факты своего несогласия с руководством экономического субъекта в отношении финансовой отчетности, описывает имевшие место ограничения в работе, высказывает существующую у него неуверенность в достоверности отдельных позиций отчетности и делает запись о том, что во всех остальных существенных аспектах финансовая отчетность достоверна;

Информация о работе Аудит учета налогов и сборов