Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:47, курсовая работа
Целью данной работы является разработка программы проведения аудиторской проверки учёта расчетов по налогам и сборам.
Основные задачи курсовой работы можно сформулировать следующим образом:
- рассмотреть процесс подготовки к проведению аудита;
- рассмотреть порядок планирования аудиторской проверки;
- рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств;
- рассмотреть порядок составления аудиторского заключения;
- изучить особенности проведения аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам, а также по внебюджетным платежам;
- рассмотреть основные методы проведения аудита расчетов по налогам и сборам
- рассмотреть методы проведения финансового анализа налоговых платежей и налогового планирования.
- отрицательно – отрицательное заключение составляется в том случае, когда несогласия или ограничения работы становятся настолько существенными, что не позволяют аудитору сделать вывод о достоверности финансовой отчетности.
Аудитор имеет право отказаться от выражения мнения в случае существенной неуверенности в достоверности финансовой отчетности, при условии, что аудитором выполнены все возможные в данных условиях аудиторские процедуры. В соответствии с Временными правилами, экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения.[ 4-373]
На проверяемом экономическом субъекте могут быть обнаружены различные упущения, ошибки при организации учета расчетов по налогам и сборам:
- не определен ответственный за ведение учета по налогам и сборам;
- отсутствует утвержденная приказом учетная политика в области налогообложения;
- не определено подразделение, которое отвечает за расчеты по налогам и
сборам;
- отсутствует утвержденный перечень сборов, которые должен уплачивать
проверяемый экономический субъект;
- отсутствует утвержденный перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.
- ответственные за учет расчетов по налогам и сборам сотрудники проверяемого экономического субъекта некомпетентны в вопросах наступления и исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;
- не соблюдается порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;
- не соблюдаются сроки уплаты налога и сбора;
- использование налоговых льгот безосновательно.
3 МЕТОДЫ АУДИТА УЧЁТА РАСЧЁТОВ ПО НАЛОГАМ
3.1 Метод анализа бухгалтерских счетов путём определения уровня
существенности оборотов
Метод анализа бухгалтерских счетов путем определения уровня существенности оборотов чаще всего применяется при осуществлении проверок для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а так же построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.
Основными этапами применения данного метода являются:
- определение уровня существенности ошибки;
- анализ дебетовых и кредитовых оборотов по счетам расчетов с бюджетом и
внебюджетными фондами с применением уровня существенности для определения наиболее важных оборотов, отраженных по данным счетам. Под оборотами подразумеваются суммы начисленных и уплаченных налогов за анализируемый период времени;
- анализ оборотов проводится по тем месяцам, в которых суммы начисленных
и уплаченных налогов набольшие;
-для подтверждения правильности определения суммы начисленного налога за
данный месяц необходимо проанализировать порядок формирования налогооблагаемой базы, либо, если это оплата, реальность перечисления денежных средств;
-для подтверждения правильности формирования налогооблагаемой базы анна-
лизируемого налога необходимо выбрать несколько существенных сделок, фактически осуществленных в выбранном месяце, и проанализировать их, используя методы документальной проверки;
-в случае не выявления нарушений, необходимо собрать налогооблагаемую
базу за отчетный
период по соответствующим
-проанализировать информацию о правильности формирования налогооблагае
мой базы и своевременности уплаты налога в бюджет и отразить это в отчете о проделанной работе.
В конце отчета аудитор может предложить разработать для клиента различные схемы по минимизации налоговых платежей с учетом специфики бизнеса клиента.
3.2 Метод анализа налоговых деклараций
Метод анализа налоговых деклараций используется для подтверждения правильности заполнения налоговых деклараций и реальности отражения задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами в соответствующих статьях баланса, то есть непосредственно используется при проведении аудиторской проверки налогов в составе обязательного аудита.
Основными этапами применения метода анализа налоговых деклараций являются:
-провести построчный анализ налоговых деклараций с использование аудиторских таблиц;
-проверить правильность формирования налогооблагаемых баз путем анализа данных аналитического учета;
- проверить расчет налоговых обязательств перед бюджетом и внебюдже-
ными фондами;
- выявить расхождение между данными, рассчитанными аудитором на осно-
вании аналитического учета, и данными, отраженными в налоговых декларациях;
- выяснить причины расхождения;
- отразить всю полученную информацию в отчете о проделанной работе с
приложением всех аудиторских таблиц.
Дать квалифицированное аудиторское заключение и рекомендации по исправлению замечаний, сделанных аудитором.
4 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание и основная целевая установка анализа налоговых платежей является оценка и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной налоговой политики.
Рассмотрим методики проведения финансового анализа по налогам и сборам: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, анализ относительных показателей.
Горизонтальный анализ – сравнение сумм абсолютных и относительных показателей начисленных и перечисленных налогов отчетного периода с предыдущим периодом.
Данный анализ помогает
аудитору отследить динамику роста
налоговых платежей и их оплату.
Проанализировав
Вертикальный анализ – определение структуры налогов, уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды, с выявлением влияния каждого налога или группы налогов на финансовый результат в целом. Значение данного анализа в управленческом учете предприятия велико, так как в целом общая сумма уплачиваемых налогов представляет собой затратную часть.
Трендовый анализ – сравнение сумм начисленных налогов в отчетном периоде с налогами, начисленными в предыдущие периоды, с целью выявления тренда для дальнейшего анализа и поиска путей минимизации налоговых платежей.
Данный анализ необходимо проводить только вместе с трендовым анализом других показателей (выручка от реализации, себестоимость, прибыль), чтобы отследить динамику роста начисленных налогов по отношению к данным показателям и возможную взаимосвязь между ними.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями разных форм отчетности и исчисленными налогами для определения взаимосвязи и изыскания путей минимизации налоговых платежей.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) очень тесно связан с трендовым анализом, так как большая часть данных для анализа берется именно после его проведения. Анализ относительных показателей изучает не динамику, а текущее финансовое состояние предприятия с целью использования полученной информации в оперативном учете.
После проведения финансового анализа налоговых платежей формируются выводы, и определяется стратегия предприятия, согласно которой проводится минимизация налогообложения и налоговое планирование.
В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже банкротству предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок обеспечит не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможность финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Существуют значительные налоговые льготы, позволяющие снижать высокие налоговые ставки. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы промышленно развитых стран вполне конкурентоспособны с режимами «налоговых гаваней». Для реальной деятельности важны состояние инфраструктуры, доступность источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы в чем «налоговые гавани», очевидно, уступают промышленно развитым странам. Существенные льготы предусмотрены также международными соглашениями; «налоговые гавани» таких соглашений не имеют.
С точки зрения внутреннего планирования все налоги, уплачиваемые предприятием, рассматриваются как его собственные издержки; разница лишь в возможностях и методах их учета.
При планировании своей деятельности, размещении накопленных доходов и ресурсов предприятие разрабатывает, как правило, несколько вариантов и выбирает тот, который обеспечивает минимальный размер налоговых обязательств.[6-38 ]
Существующая законодательная
база со стороны бухгалтерского учета
и со стороны налогового учета
позволяет налогоплательщику
Кроме «вычетов» при планировании налоговых платежей используется возможность получения кредитов, отсрочек и полного освобождения от налогов.
Кредиты предоставляются на следующем этапе процесса исчисления налога, когда облагаемый доход уже определен и на его основе рассчитан размер причитающегося налога. Кредиты по своей сути являются тоже вычетами, но уже не из облагаемого дохода, а непосредственно из сумм начисленного налога.
Отсрочки или рассрочки по уплате налогов – это изменение сроков уплаты налогов от одного до шести месяцев.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.
Но одна особенность
останавливает предприятие
Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом.
Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно с законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Ни на кого не может
быть возложена обязанность
Налоговые поступления составляют основу при формировании бюджета государства (90% всех поступлений в консолидированный бюджет), поэтому внимание налоговых органов к правильности формирования налогооблагаемых баз и к полноте исчисления налогов на предприятии повышенное.
Методологическая концепция по проведению аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, основанная на принципах проведения общего аудита, должна помочь аудиторам и аудиторским компаниям в организации проведения аудиторских проверок налогов и внебюджетных платежей на предприятии.
Проведенное исследование позволило сделать некоторые выводы и предложения:
1. На основании проведенных
исследований определены