Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:44, курсовая работа
Целью данной курсовой является изучение сущности аудита учетной политики организации, а также раскрытие особенностей проведения аудита учетной политики.
В рамках достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) изучение целей, задач и информационной базы аудита учетной политики;
2) раскрытие этапов проведения аудита и нормативно-правового регулирования аудита учетной политики в России;
3) исследование проверки рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
4) рассмотрение аудита порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации и способов их оценки,
5) исследование аудита документооборота и технологий обработки учетной информации, а также проверки установленного порядка контроля за хозяйственными операциями;
6) изучение совершенствования аудита учетной политики с использованием информационных систем.
Изучение учетной политики является одним из важнейших моментов в процессе аудита, которое оказывает существенное влияние на правдивость и достоверность бухгалтерской отчетности.
Учётная политика это совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Основное назначение и главная задача избранной учетной политики - максимально адекватно отражать деятельность организации, представлять полную, объективную и достоверную информацию о ней.
Цель аудита учетной политики заключается в формировании мнения о ее соответствии нормам действующего законодательства по бухгалтерскому учету и налогообложению. В настоящее время почти во всех действующих правилах (стандартов) аудиторской деятельности содержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации.
Актуальность данной темы заключается в том, что аудит учетной политики организации позволяет обеспечить наличие достоверной и обоснованной информации о финансовом положении и финансовых результатах данной организации, а также на основе данной информации позволяет повышать эффективность планирования, прогнозирования и организации хозяйственной деятельности для руководства предприятия.
В данной работе я исследовала труды таких авторов как В.Д.Ерофеева, В.А.Пискунов, Т.А.Битюкова, Ю.А.Данилевский, И.Н.Богатая.
Целью данной курсовой является изучение сущности аудита учетной политики организации, а также раскрытие особенностей проведения аудита учетной политики.
В рамках достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) изучение целей, задач и информационной базы аудита учетной политики;
2) раскрытие этапов проведения аудита и нормативно-правового регулирования аудита учетной политики в России;
3) исследование проверки
рабочего плана счетов
4) рассмотрение аудита
порядка проведения
5) исследование аудита документооборота и технологий обработки учетной информации, а также проверки установленного порядка контроля за хозяйственными операциями;
6) изучение совершенствования аудита учетной политики с использованием информационных систем.
Для изучения данной темы использованы нормативно-правовые документы, которые осуществляют свое регламентирование в сфере бухгалтерского учета и аудита Российской федерации, а также учебные пособия, статьи, электронные учебные источники.
Курсовая работа структурно представляет собой введение, первую главу, определяющую сущность аудита учетной политики и его нормативно-правовое регулирование, вторую главу, содержащую особенности проведения аудита учетной политики в Российской Федерации, третью главу, которая содержит информацию о совершенствовании аудита учетной политики с использованием информационных систем, заключительную часть, а также список использованных источников и приложения.
1. Сущность
аудита учетной политики и
его нормативно-правовое
Цель аудита учетной политики — установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам; оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения. Аудитору в первую очередь необходимо изучить соответствие учетной политики структуре, отраслевой принадлежности и другим особенностям деятельности организации. Также должны учитываться следующие допущения:
Задачами аудита учетной политики являются:
Цель ознакомления с
учетной политикой при
Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики служат:
Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не формально ли отношение руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.
Таким образом, в ходе аудита проверяется не только факт наличия утвержденной учетной политики и отражение в ней способов ведения учета организации, но и дается оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения. Аудитору в первую очередь необходимо изучить соответствие учетной политики структуре, отраслевой принадлежности и другим особенностям деятельности организации.
1.2 Нормативно-правовое
регулирование аудита учетной
политики в Российской
Основные нормативно-правовыми документами в области аудита учетной политики являются следующие документы:
1) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (ред. от 11.07.2011). Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, в том числе регулирования аудита учетной политики. В данном законе определяется статус аудиторской организации и индивидуального аудитора, которые осуществляют аудит учетной политики, определяется состав аудиторского заключения, контроль качества работы аудиторской организации и аудитора, также права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора и права и обязанности аудируемого лица в области аудита учетной политики организации.
2) Федеральные стандарты аудиторской деятельности - профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации, разработанные Министерством финансов. Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита, в том числе аудита учетной политики, и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования учетной политики, аудиторскому заключению и самому аудитору. Так, например, в соответствии с Правилом (стандартом) N 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности (в ред. от 27.01.2011 N 30) введение в учетную политику новых учетных принципов, стандартов, положений, инструкций является событием, которое может указывать на риски существенного искажения информации.
3) Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.11.2011). Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета, которые в обязательном порядке учитываются при аудите учетной политики. Так, например, в соответствии с п. 3 статьи 6 данного закона принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета, при этом утверждаются рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
4) План счетов
бухгалтерского учета
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. При аудите учетной политики необходимо установить соответствие рабочего плана счетов, содержащегося в учетной политике, данному нормативному документу.
5) Положение
по ведению бухгалтерского
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете". Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный нормативно-правовой документ подробно определяет элементы учетной политики предприятия, которые подлежат аудиту.
6) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (от 27.04.2012).
Настоящее Положение
устанавливает правила
или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся
юридическими
лицами по законодательству Российской
Федерации (за исключением кредитных
организаций и бюджетных