Аудит учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является изучение сущности аудита учетной политики организации, а также раскрытие особенностей проведения аудита учетной политики.
В рамках достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) изучение целей, задач и информационной базы аудита учетной политики;
2) раскрытие этапов проведения аудита и нормативно-правового регулирования аудита учетной политики в России;
3) исследование проверки рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
4) рассмотрение аудита порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации и способов их оценки,
5) исследование аудита документооборота и технологий обработки учетной информации, а также проверки установленного порядка контроля за хозяйственными операциями;
6) изучение совершенствования аудита учетной политики с использованием информационных систем.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Изучение учетной политики является одним из важнейших моментов в процессе аудита, которое оказывает существенное влияние на правдивость и достоверность бухгалтерской отчетности.

Учётная политика это совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Основное назначение и главная задача избранной учетной  политики - максимально адекватно  отражать деятельность организации, представлять полную, объективную и достоверную информацию о ней. 

Цель аудита учетной политики заключается в формировании мнения о ее соответствии нормам действующего законодательства по бухгалтерскому учету и      налогообложению. В настоящее время почти во всех действующих правилах (стандартов) аудиторской деятельности содержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации.

Актуальность данной темы заключается в том, что аудит  учетной политики организации позволяет обеспечить наличие достоверной и обоснованной информации о финансовом положении и финансовых результатах данной организации, а также на основе данной информации позволяет повышать эффективность планирования, прогнозирования и организации хозяйственной деятельности для руководства предприятия.

В данной работе я исследовала труды таких  авторов как  В.Д.Ерофеева, В.А.Пискунов, Т.А.Битюкова, Ю.А.Данилевский, И.Н.Богатая.

Целью данной курсовой является изучение сущности аудита учетной политики организации, а также раскрытие особенностей проведения аудита учетной политики.

В рамках достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

1) изучение целей, задач  и информационной базы аудита  учетной политики;

2) раскрытие этапов  проведения аудита и нормативно-правового регулирования аудита учетной политики в России;

3) исследование  проверки  рабочего плана счетов бухгалтерского  учета, форм первичных учетных  документов и регистров бухгалтерского  учета, а также документов для  внутренней бухгалтерской отчетности;

4) рассмотрение аудита  порядка проведения инвентаризации  активов и обязательств организации  и способов их оценки,

5) исследование аудита  документооборота и технологий  обработки учетной информации, а  также проверки установленного  порядка контроля за хозяйственными операциями;

6) изучение совершенствования  аудита учетной политики с  использованием информационных  систем.

Для изучения данной темы использованы нормативно-правовые документы, которые осуществляют свое регламентирование в сфере бухгалтерского учета и аудита Российской федерации, а также учебные пособия, статьи, электронные учебные источники.

Курсовая работа структурно представляет собой введение, первую главу, определяющую сущность аудита учетной политики и его нормативно-правовое регулирование, вторую главу, содержащую особенности проведения аудита учетной политики в Российской Федерации, третью главу, которая содержит информацию о совершенствовании аудита учетной политики с использованием информационных систем, заключительную часть, а также список использованных источников и приложения.

1. Сущность  аудита учетной политики и  его нормативно-правовое регулирование 1.1 Цель, задачи и информационная база аудита учетной политики

Цель аудита учетной политики —  установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам; оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения. Аудитору в первую очередь необходимо изучить соответствие учетной политики структуре, отраслевой принадлежности и другим особенностям деятельности организации. Также должны учитываться следующие допущения:

  1. имущественной обособленности организации;
  2. последовательности применения учетной политики;
  3. непрерывности деятельности;
  4. временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Задачами аудита учетной  политики являются:

  • установление соответствия организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия;
  • изучение системы организации бухгалтерского учета;
  • оценка учетной политики;
  • рассмотрение системы документации и документооборота;
  • соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
  • наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
  • подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям;
  • соблюдение учетной политики.

Цель ознакомления с  учетной политикой при проведении аудита – изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

Информационной базой  для ознакомления с содержанием  учетной политики служат:

  1. приказ (распоряжение и т. п.) об учетной политике проверяемой организации;
  2. рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  3. перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  4. правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
  5. утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  6. пояснительная записка, которая раскрывает:
    1. сведения, относящиеся к учетной политике организации;
    2. избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
    3. изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;
    4. дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

Изучив и проанализировав  представленную информационную базу, важно определить, не формально ли отношение руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.

Таким образом, в ходе аудита проверяется не только факт наличия утвержденной учетной политики и отражение в ней способов ведения учета организации, но и дается оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения. Аудитору в первую очередь необходимо изучить соответствие учетной политики структуре, отраслевой принадлежности и другим особенностям деятельности организации.

1.2 Нормативно-правовое  регулирование аудита учетной  политики в Российской Федерации

Основные нормативно-правовыми  документами в области аудита учетной политики являются следующие документы:

1)  Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (ред. от 11.07.2011). Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, в том числе регулирования аудита учетной политики. В данном законе определяется статус аудиторской организации и индивидуального аудитора, которые осуществляют аудит учетной политики, определяется состав аудиторского заключения, контроль качества работы аудиторской организации и аудитора, также права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора и права и обязанности аудируемого лица в области аудита учетной политики организации.

2) Федеральные стандарты аудиторской деятельности - профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации, разработанные Министерством финансов. Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита, в том числе аудита учетной политики, и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования учетной политики, аудиторскому заключению и самому аудитору. Так, например, в соответствии с Правилом (стандартом) N 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности  (в ред. от 27.01.2011 N 30) введение в учетную политику новых учетных принципов, стандартов, положений, инструкций является событием, которое может указывать на риски существенного искажения информации.

3) Федеральный  закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.11.2011). Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета, которые в обязательном порядке учитываются при аудите учетной политики. Так, например, в соответствии с п. 3 статьи 6 данного закона   принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета, при этом утверждаются рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

4) План счетов  бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.11.2010).

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и  группировки фактов хозяйственной  деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. При аудите учетной политики необходимо установить соответствие рабочего плана счетов, содержащегося в учетной политике, данному нормативному документу.

5) Положение  по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 24.12.2010).

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации  разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете". Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный нормативно-правовой документ подробно определяет элементы учетной политики предприятия, которые подлежат аудиту.

6) Положение  по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (от 27.04.2012).

Настоящее Положение  устанавливает правила формирования  (выбора

или    разработки)  и раскрытия учетной политики организаций,  являющихся

юридическими  лицами по законодательству Российской Федерации  (за исключением кредитных  организаций и бюджетных учреждений). Положение распространяется в части  формирования учетной политики - на все организации, в части раскрытия  учетной политики -  на организации,  публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. Аудитору при аудите учетной политики необходимо уделять внимание данному положению, так  в нем находится подробное содержание формирования, изменения и раскрытия учетной политики организации.

Информация о работе Аудит учетной политики