Бугалтерская финансовая отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности России.
Основные задачи данной курсовой работы:
- рассмотрение цели и задач подготовки и представления российской бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- сущность международных стандартов финансовой отчетности;

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 2-4
1. Задачи и цели подготовки и предоставление российской бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.1. Сущность, цели и задачи бухгалтерской отчетности …………….. 5-7
1.2. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность…………………….. 7-8
1.3. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности………. 9-10
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности
в Российской Федерации ………………………………………………… 10-14
2. Сущность международных стандартов финансовой отчетности
2.1. Классификация систем бухгалтерского учета …………………… 15-18
2.2. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)…. 18-19
2.3. Совет по международным стандартам финансовой отчетности
(СМСФО) ……………………………………………………………….. 19-22
2.4. Установление МСФО……………………………………………… 22-23
3. Гармонизация бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности
3.1. Национальные бухгалтерские стандарты ………………………… 24-25
3.2. Отличия российских положений по бухгалтерскому учету
(ПБУ) и МСФО…………………………………………………………….. 25-26
3.3. Необходимость и цели реформирования бухгалтерского учета
в России …………………………………………………………………… 26-29
3.4. Концепция развития учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (2004-2010г.г.) …………………………………………… 29-31
Заключение……………………………………………………………… 32-34
Список используемой литературы…………………………………… 35-37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Бух новый.docx

— 121.08 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса. Органическая связь между бухгалтерским  учетом и отчетностью устанавливается в том случае, когда получаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных показателей.

В условиях рыночной экономики  любая коммерческая организация стремится к извлечению экономических выгод. Эта целевая направленность является существенной в деловой активности организации. Концептуальной основой бухгалтерской отчетности организаций в условиях рынка является формирование отчетных показателей для внешних пользователей. Поэтому бухгалтерская отчетность служит важной предпосылкой эффективных деловых связей всех участников рыночных отношений. Недостаток информации, представляемой пользователям отчетности, может существенно ограничить приток дополнительного капитала как одного из источников расширения деятельности организации, если деловые партнеры не могут получить интересующие их сведения о финансовой устойчивости, платежеспособности, перспективах развития организации.

Кроме этого, информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, необходима руководству организации для координации своей деятельности и принятия управленческих решений.

1.3. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности

Пользователями бухгалтерской  отчетности являются заинтересованные физические или юридические лица в информации о деятельности той или иной организации. Каждая группа пользователей предъявляет свои требования к отчетности, поскольку на основе отчетной информации принимаются различные решения в отношении организации. Так как, качество формируемой в отчетности информации зависит от стимуляции со стороны пользователей, важно классифицировать пользователей по различным признакам.

Наиболее важными критериями являются:

- отношение к хозяйствующему субъекту;

- страновая принадлежность;

- частота обращения к  отчетности;

- наличие финансового интереса, зависимость от типа организации и соотношение ее целей и целей пользователей.

По отношению к хозяйствующему субъекту различают внешних и внутренних пользователей.

По критерию страновой принадлежности пользователей можно разделить на отечественных и зарубежных. Зарубежные пользователи ориентированы на правила составления финансовой отчетности, используемые в их странах или на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Поэтому российская отчетность, как правило, не воспринимается ими как достоверная.

В зависимости от финансового  интереса различают пользователей с прямым финансовым интересом (учредители, инвесторы и т.п.), с косвенным финансовым интересом (налоговые органы, банки, страховые компании, поставщики и покупатели и др.) и без финансового интереса (общественность, органы статистики, средства массовой информации и т.п.).

В зависимости от типа организации  можно выделить пользователей, имеющих интересы на международных рынках; крупные и средние организации, имеющие целью повышение своей инвестиционной привлекательности; малые организации, а также крупные и средние организации, не заинтересованные в раскрытии достоверной информации о себе.

В зависимости от соотношения  целей пользователей и целей  организации следует выделить преимущественных и прочих пользователей. Так, для англо-американской учетной системы преимущественными пользователями являются инвесторы, для континентальной системы – кредиторы, для восточных стран, в том числе и России, – государственные контролирующие органы. Особенностью преимущественных пользователей является то, что они имеют самые сильные факторы воздействия на отчитывающуюся организацию:

- финансовый интерес;

- непосредственный контроль, обеспеченный системой санкций;

- общественное мнение.

По критерию частоты обращения  к отчетности пользователи могут быть реальные и потенциальные. Реальные пользователи чаще обращаются к финансовой отчетности и предъявляют к ней свои требования, которые воплощаются в бухгалтерском законодательстве, учитываемом при составлении отчетности. В зависимости от силы потребности в бухгалтерской информации потенциальные пользователи превращаются в реальных.

Финансовая отчетность в  максимальной степени должна удовлетворять  интересы ее пользователей. Для этого  необходимо четкое формулирование ее основной идеи, концепции. Концептуальная основа призвана обеспечить последовательность и согласованность принимаемых стандартов благодаря общепринятой системе целей и терминологии. Применительно к финансовой отчетности концепция рассматривается с точки зрения взаимосвязи цели учета с информационными потребностями пользователей, которые, в свою очередь, определяют требования к качеству информации, общие принципы и подходы к формированию данных (методологию) и технические приемы обработки и представления отчетной информации (методику учета).

1.4. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ

    В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

    Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ, в который от 06.12.2011г. №402-ФЗ были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить – в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

    В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета.

    Несколько статей Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

    В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ, например Постановление «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998г. №283. Эти документы прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важными нормативными актами первого уровня являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

    Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

    Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999г. №43н (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.10.2010г. №142н). Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации.

     К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России. План счетов – документ общего порядка; этот документ является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей экономики независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000г. утвердил План счетов, который введен в действие с 1 января 2001г. и действует по настоящее время (Приказ Минфина РФ от 08.11.2010г. №94н).

     Третий уровень объединяет ведомственные документы: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

    Документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 (ред. Приказ Минфина РФ от 08.10.2008г. №142н) является документом второго уровня, то приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 27 июля 2003г. №67-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в той же редакции).

    Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98 (ред. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008г. №106н), являются документами четвертого уровня.

    Схематично система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ представлена на рисунке.

 

Рисунок. Иерархия бухгалтерских регуляторов.

    На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования, постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем, все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает созданная в 1997г. организация – Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющий разветвленную сеть во всех регионах России.

     Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности – МСФО, разрабатываемых Советом по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standard Committee - IASC).

   С целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО; формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

   Таким образом, состав нормативных документов, регламентирующих вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ, достаточно обширен. Но непосредственное отношение к процессу формирования отчетности имеют следующие нормативные документы:

    1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ (с изм. и доп. от 06.12.2011г. №402-ФЗ).

    2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998г. №34-н (ред. от 25.10.2010г.).

    3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999г. №43-н.

    4. Приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22 июля 2003г. №67-н (ред. 08.10.2008г. №142н).

 

 

 

2. Сущность международных стандартов финансовой отчетности

Информация о работе Бугалтерская финансовая отчетность