Бухгалтерская отчетность об активах, обязательствах и капитале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование сущности отчетных форм бухгалтерской отчетности об активах, обязательствах и капитале, их адаптация к международным стандартам и определение путей их совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 99.85 Кб (Скачать файл)

 Реальная значимость бухгалтерской (финансовой) отчетности обеспечивается ее основополагающими принципами:

      1) достоверностью отчетных данных, вытекающей из достоверной учетной информации, основанной на строгой документации, инвентаризации, специальной методической (технологической) обработки первичных документов, сверки аналитического и синтетического учета и обобщения;

      2) полнотой  информации о хозяйственной деятельности  за отчетный период;

      3) разграничением текущих затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений;

      4) соответствием данных аналитического учета данным синтетического учета;

      5) подтверждением всех статей годового баланса и других форм годовой отчетности данными инвентаризации;

      6) правильностью  отнесения доходов и расходов  к отчетным периодам, правильностью  оценки объектов учета и соблюдения  других положений принятой учетной  политики;

      7) сопоставимостью  фактических отчетных показателей  с аналогичными показателями  прошлого отчетного периода, плана,  сметы. Эта сопоставимость особенно  необходима в условиях инфляции, большой подвижности рыночных  цен на средства производства и на производственную продукцию (работы, услуги);

       8) своевременностью  отчетности, от которой непосредственно  зависит и своевременность принятия  правильных управленческих решений  на основе ее анализа.

      9) экономичностью  отчетности, которая должна быть  краткой и оптимальной для  удовлетворения в учетной информации  внутренних и внешних пользователей  с минимальными затратами труда  (применение ЭВМ, современных  средств связи и оргтехники);

      10) доступностью  отчетности, показатели которой  должны быть просты и понятны ее пользователям. Министерством финансов Республики Беларусь разрабатывается Инструкция по составлению отчетности. К годовой отчетности составляется пояснительная записка с объяснением состояния основных экономических показателей;

      11) обязательностью  и единством всех форм отчетности  и методики ее составления.

     Законодательством  устанавливаются сроки представления  бухгалтерской (финансовой) отчетности: годовой – до 1 апреля следующего за отчетным годом; квартальной – к 1-му числу второго месяца следующего квартала; месячной – до 15-20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем (2, ст). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Требования, предъявляемые  к бухгалтерской отчетности

 

 

      Бухгалтерская отчетность  должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.

       Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации должна объективно отражать состояние ее активов, пассивов, капитала и отвечать следующим требованиям:

   -- обособленность учета имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц;

   -- нейтральность –  бухгалтерская отчетность должна  обеспечить удовлетворение интересов  всех групп пользователей;

   -- непрерывность –  организация будет продолжать  свою деятельность в обозримом  будущем и у нее отсутствуют  основания прекращения или существенного  сокращения деятельности;

   -- полнота отражения  за отчетный период всех хозяйственных  операций и результатов инвентаризации  имущества и обязательств;

   -- осмотрительность  – обеспечение большей готовности  к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и обязательств, чем доходов  и активов, не допуская скрытых  резервов;

   -- сопоставимость (тождество)  данных аналитического учета  данным синтетического учета  за отчетный период, а также  показателей бухгалтерской отчетности  данным синтетического и аналитического  учета;

   -- начисления –  факты хозяйственной деятельности  организации (активы, источники собственных  средств, обязательства, доходы, расходы) относятся к тому отчетному  периоду, в котором они имели  место, независимо от времени  фактического поступления или  выплаты денежных средств, связанных  с этими фактами;

   -- приоритет содержания  перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования.

        Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 14 февраля 2008 г., № 19(в ред. Постановления от 11.12.2008 г., №187), определено, что бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей и должна предоставляться:

а) в обязательном порядке:

· собственникам (участникам, учредителям для анализа финансового  положения созданной ими организации);

· инспекции Министерства по налогам и сборам по месту регистрации  организации, а так же другим органам  государственного контроля и управления, на которые, в соответствии с действующим  законодательством Республики Беларусь, возложены функции проверки отдельных  сторон деятельности хозяйствующих  субъектов;

б) по требованию заинтересованных лиц:

· кредиторам для оценки платежеспособности своего контрагента;

· банкам для подтверждения  обеспеченности активами выдаваемых кредитов;

· прочим пользователям в  случаях, предусмотренных законодательством  или по договоренности сторон (Законст14).

       Несоблюдение  указанных требований рассматривается  как неправильное составление  отчетности.

       Бухгалтерская  отчетность подписывается руководителем  и главным бухгалтером организации  (2, ст.13).

       Состав общегосударственной бухгалтерской отчетности, формы и порядок их заполнения, сроки и адресность представления для организаций всех форм собственности устанавливает Министерство финансов Республики Беларусь. Формы внутрисистемной бухгалтерской отчетности разрабатывают и утверждают отраслевые министерства (ведомства) и согласовывают с Министерством финансов Республики Беларусь.

      В настоящее время в состав общегосударственной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности включены следующие типовые формы:

· бухгалтерский баланс (ф. 1) (приложение Г, Д);

· отчет о прибылях и  убытках (ф. 2) (приложение Е, Ж);

· отчет об изменении капитала (ф. 3) (приложение И);

· отчет о движении денежных средств (ф. 4) (приложение К);

· приложение к бухгалтерскому балансу (ф. 5) (приложение Л, М);

· отчет о целевом использовании  полученных средств (ф. 6).

       К бухгалтерской отчетности должны прилагаться пояснительная записка и аудиторское заключение о достоверности отчетности (если организация в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту). Организации должны представлять годовую бухгалтерскую отчетность установленным законодательством обязательным пользователям (собственникам, учредителям) в течение 90 дней после окончания года, а квартальную - в течение 30 дней после окончания квартала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Государственная  программа перехода на международные  стандарты финансовой отчетности

 

В Республике Беларусь в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998г. № 694 «О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь» утверждена государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и мероприятия по ее реализации, выполнение которых в какой-то мере обеспечило сопоставимость показателей учета и отчетности в нашей республике с соответствующими показателями других стран. Выполнение программы требует изучения и внедрения международно признанных стандартов, нормативов и директив учета и отчетности.

Цель реформирования системы  бухгалтерского учета – приведение национальной системы учета в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и требованиями рыночной экономики. Достижение данной цели будет означать возможность формирования системы информации о финансовом состоянии предприятия для ее пользователей (инвесторов), обеспечение прозрачности и надежности бухгалтерской отчетности. В связи с этим планировалось решить следующие задачи:

-- переориентировать нормативное  регулирование с учетного процесса  на бухгалтерскую отчетность;

-- регулировать главным  образом финансовый, а не управленческий  учет;

-- органично сочетать  нормативные предписания государственных  органов исполнительной власти  с профессиональными рекомендациями;

-- взвешенно использовать  международные стандарты в национальном  регулировании бухгалтерского учета  (7, стр 140).

Отмечалось также, что  современное построение системы  регулирования бухгалтерского учета  предполагает разумное сочетание государственного и профессионального регулирования. По мере становления бухгалтерской  профессии, адекватной требованиям  рыночной экономики, степень участия  профессиональных организаций возрастет.

Важной составляющей частью нормативного обеспечения бухгалтерского учета, как указывалось в Государственной  программе, было сохранение стабильности развития системы этого учета. Главной  задачей провозглашалось создание системы общественно-государственного контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета, осуществление экспертизы принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции стабильности системы бухгалтерского учета.

          В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

  -- законодательное обеспечение и нормативное регулирование;

  -- формирование нормативной базы (стандартов);

  -- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

  -- кадровое обеспечение (подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

  -- международное сотрудничество (работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета).

        В целях решения поставленных задач необходимо:

  -- разработать и утвердить пакет положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, включающих в себя основные требования международных стандартов;

  -- подготовить необходимые изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности";

пересмотреть План счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению и, при необходимости, внести в них изменения;

  -- вести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

       Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты включает в себя соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Будет обеспечено расширение и улучшение качества подготовки кадров в вузах, средних специальных учебных заведениях, учебных центрах, где реализуются долгосрочные программы, а также создание особой системы профессионального ускоренного образования.

       Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными, так и с национальными организациями. Необходимо осуществить переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной работе с Комитетом по международным стандартам учета (КМСУ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другими.

      Последовательность разработки стандартов обусловлена методологической значимостью существующих отличий национального и международного бухгалтерского учета. В первый ряд должны быть выведены стандарты, разработка которых позволит в наиболее существенной степени уменьшить несопоставимость национальных стандартов с международной системой бухгалтерского учета и повысить полезность национальной отчетности для инвесторов (как белорусских, так и иностранных).

Информация о работе Бухгалтерская отчетность об активах, обязательствах и капитале