Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование сущности отчетных форм бухгалтерской отчетности об активах, обязательствах и капитале, их адаптация к международным стандартам и определение путей их совершенствования.
Реальная значимость бухгалтерской (финансовой) отчетности обеспечивается ее основополагающими принципами:
1) достоверностью отчетных данных, вытекающей из достоверной учетной информации, основанной на строгой документации, инвентаризации, специальной методической (технологической) обработки первичных документов, сверки аналитического и синтетического учета и обобщения;
2) полнотой
информации о хозяйственной
3) разграничением текущих затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений;
4) соответствием данных аналитического учета данным синтетического учета;
5) подтверждением всех статей годового баланса и других форм годовой отчетности данными инвентаризации;
6) правильностью
отнесения доходов и расходов
к отчетным периодам, правильностью
оценки объектов учета и
7) сопоставимостью
фактических отчетных
8) своевременностью
отчетности, от которой непосредственно
зависит и своевременность
9) экономичностью
отчетности, которая должна быть
краткой и оптимальной для
удовлетворения в учетной
10) доступностью отчетности, показатели которой должны быть просты и понятны ее пользователям. Министерством финансов Республики Беларусь разрабатывается Инструкция по составлению отчетности. К годовой отчетности составляется пояснительная записка с объяснением состояния основных экономических показателей;
11) обязательностью
и единством всех форм
Законодательством
устанавливаются сроки
1.3. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации должна объективно отражать состояние ее активов, пассивов, капитала и отвечать следующим требованиям:
-- обособленность учета имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц;
-- нейтральность –
бухгалтерская отчетность
-- непрерывность –
организация будет продолжать
свою деятельность в обозримом
будущем и у нее отсутствуют
основания прекращения или
-- полнота отражения
за отчетный период всех
-- осмотрительность
– обеспечение большей
-- сопоставимость (тождество)
данных аналитического учета
данным синтетического учета
за отчетный период, а также
показателей бухгалтерской
-- начисления –
факты хозяйственной
-- приоритет содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования.
Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 14 февраля 2008 г., № 19(в ред. Постановления от 11.12.2008 г., №187), определено, что бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей и должна предоставляться:
а) в обязательном порядке:
· собственникам (участникам,
учредителям для анализа
· инспекции Министерства по налогам и сборам по месту регистрации организации, а так же другим органам государственного контроля и управления, на которые, в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, возложены функции проверки отдельных сторон деятельности хозяйствующих субъектов;
б) по требованию заинтересованных лиц:
· кредиторам для оценки платежеспособности своего контрагента;
· банкам для подтверждения обеспеченности активами выдаваемых кредитов;
· прочим пользователям в
случаях, предусмотренных
Несоблюдение
указанных требований
Бухгалтерская
отчетность подписывается
Состав общегосударственной бухгалтерской отчетности, формы и порядок их заполнения, сроки и адресность представления для организаций всех форм собственности устанавливает Министерство финансов Республики Беларусь. Формы внутрисистемной бухгалтерской отчетности разрабатывают и утверждают отраслевые министерства (ведомства) и согласовывают с Министерством финансов Республики Беларусь.
В настоящее время в состав общегосударственной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности включены следующие типовые формы:
· бухгалтерский баланс (ф. 1) (приложение Г, Д);
· отчет о прибылях и убытках (ф. 2) (приложение Е, Ж);
· отчет об изменении капитала (ф. 3) (приложение И);
· отчет о движении денежных средств (ф. 4) (приложение К);
· приложение к бухгалтерскому балансу (ф. 5) (приложение Л, М);
· отчет о целевом использовании полученных средств (ф. 6).
К бухгалтерской отчетности должны прилагаться пояснительная записка и аудиторское заключение о достоверности отчетности (если организация в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту). Организации должны представлять годовую бухгалтерскую отчетность установленным законодательством обязательным пользователям (собственникам, учредителям) в течение 90 дней после окончания года, а квартальную - в течение 30 дней после окончания квартала.
1.4. Государственная
программа перехода на
В Республике Беларусь в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998г. № 694 «О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь» утверждена государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и мероприятия по ее реализации, выполнение которых в какой-то мере обеспечило сопоставимость показателей учета и отчетности в нашей республике с соответствующими показателями других стран. Выполнение программы требует изучения и внедрения международно признанных стандартов, нормативов и директив учета и отчетности.
Цель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы учета в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и требованиями рыночной экономики. Достижение данной цели будет означать возможность формирования системы информации о финансовом состоянии предприятия для ее пользователей (инвесторов), обеспечение прозрачности и надежности бухгалтерской отчетности. В связи с этим планировалось решить следующие задачи:
-- переориентировать нормативное
регулирование с учетного
-- регулировать главным образом финансовый, а не управленческий учет;
-- органично сочетать
нормативные предписания
-- взвешенно использовать
международные стандарты в
Отмечалось также, что
современное построение системы
регулирования бухгалтерского учета
предполагает разумное сочетание государственного
и профессионального
Важной составляющей частью
нормативного обеспечения бухгалтерского
учета, как указывалось в
В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:
-- законодательное обеспечение и нормативное регулирование;
-- формирование нормативной базы (стандартов);
-- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
-- кадровое обеспечение (подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
-- международное сотрудничество (работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета).
В целях решения поставленных задач необходимо:
-- разработать и утвердить пакет положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, включающих в себя основные требования международных стандартов;
-- подготовить необходимые изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности";
пересмотреть План счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению и, при необходимости, внести в них изменения;
-- вести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты включает в себя соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Будет обеспечено расширение и улучшение качества подготовки кадров в вузах, средних специальных учебных заведениях, учебных центрах, где реализуются долгосрочные программы, а также создание особой системы профессионального ускоренного образования.
Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными, так и с национальными организациями. Необходимо осуществить переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной работе с Комитетом по международным стандартам учета (КМСУ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другими.
Последовательность разработки стандартов обусловлена методологической значимостью существующих отличий национального и международного бухгалтерского учета. В первый ряд должны быть выведены стандарты, разработка которых позволит в наиболее существенной степени уменьшить несопоставимость национальных стандартов с международной системой бухгалтерского учета и повысить полезность национальной отчетности для инвесторов (как белорусских, так и иностранных).
Информация о работе Бухгалтерская отчетность об активах, обязательствах и капитале