Бухгалтерская (финансовая ) отчетность в системе управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование действующих форм бухгалтерской отчетности в Республике Беларусь, обоснование предложений по их развитию в системе управления исследуемой организации.
Для достижения цели в курсовой работе были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
изучение сущности, состава и значения бухгалтерской отчетности организации;
исследование принципов, содержания и сроков составления бухгалтерской отчетности организации в Республике Беларусь и за рубежом;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
1 Экономическая сущность и содержание бухгалтерской отчетности организации в Республике Беларусь …………………………………………
1.1 Сущность, состав и значение бухгалтерской отчетности организации
1.2 Бухгалтерская (финансовая) отчётность в зарубежных странах.
Принципы, содержание и сроки составления бухгалтерской отчетности организации в Республике Беларусь ……………………………………………
1.3 Краткая экономическая характеристика Червенского райпо…..………….
2 Характеристика основных форм бухгалтерской отчетности………………
2.1 Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности. Исправление ошибок, выявленных в бухгалтерской отчетности……………..
2.2 Содержание, оценка статей и порядок составления бухгалтерского
баланса……………………………………………………………………………..
2.3 Характеристика других типовых форм бухгалтерской отчетности, их
совершенствование………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 145.73 Кб (Скачать файл)

Статистическая отчётность содержит сведения по отдельным показателям  хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и стоимостном выражении, и составляется по данным статистики, бухгалтерского учёта.

Оперативная отчётность содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - неделю, декаду, три недели и составляется на основании данных оперативно - технического учёта.

По периодичности составления, различают периодическую и годовую отчётность. Если отчётность составляется на внутригодовую дату, её называют периодической. Периодические отчёты составляются регулярно (за декаду, месяц, квартал, полугодие) через определённый промежуток времени. Статистическая и оперативная отчётность по этому признаку могут быть за декаду, месяц, квартал и т.д.

По объёму содержащихся в отчётах сведений различают внутреннюю и внешнюю отчётность. Внутренняя отчетность выполняет управленческие и информационные функции внутри организации, а внешняя отчетность предназначена для удовлетворения потребностей внешних пользователей исходя из разнообразия их интересов.

По степени обобщения отчётных данных различают отчёты первичные, составляемые организациями, и сводные (консолидированные), которые составляются вышестоящими или материнскими организациями на основании первичных отчётов [3, с. 188].

По роли в управлении выделяют общегосударственную отчётность и внутрисистемную (внутрихозяйственную) отчётность. Общегосударственная отчётность составляется организациями всех форм собственности независимо от их ведомственной подчиненности по формам и методикам установленным Министерством финансов Республики Беларусь. Внутрисистемная (внутрихозяйственная) отчётность предусматривает заполнение специализированных форм отчётов для внутреннего использования в пределах министерства (ведомства).

Годовая бухгалтерская отчетность включает в себя шесть типовых  отчетных форм, пояснительную записку, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному  аудиту в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

Конкретные формы представления  информации в бухгалтерском отчете утверждены Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности" [2, с. 341].

Краткая характеристика основных форм отчетов представлена в таблице 1.2.

Наименование отчета

Комментарий

Основные формы  отчетности

Бухгалтерский баланс

Документ, характеризующий  состояние средств организации  и ее источников на определенную дату

Отчет о прибылях и убытках 

Документ, отражающий составляющие и динамику прибыли — конечного показателя деятельности организации

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и  убытках

Отчет о движении денежных средств 

Отражает движение денежных средств организации в разрезе  текущей, инвестиционной и финансовой деятельности

Приложения к бухгалтерскому балансу 

Содержит расшифровки  к отдельным статьям баланса (характеризует  движение заемных средств, дебиторской  и кредиторской задолженности, основных средств, нематериальных активов и  т.п.)

Отчет о движении капитала

Отражает данные по основной (уставной) деятельности об остатках средств, поступлении и их расходовании в  качестве вступительных, членских, добровольных взносов

Пояснительная записка

Характеризует деятельность организации в отчетном году и  содержит информацию о фактах, существенно  повлиявших на итоги баланса и  отчета о прибылях и убытках. К  существенным относятся суммы, отношение  которых к общему итогу составляет не менее пяти процентов


Источник:  разработано  на основе изучения нормативной литературы [23, с. 7]

Для организаций потребительской  кооперации Правлением Белкоопсоюза утверждены специализированные формы внутрисистемной (ведомственной) бухгалтерской отчетности: отчет о расходах, доходах и финансовых результатах  от реализации товаров (форма № 3); отчет о себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) и финансовых результатах (форма № 7); отчет о состоянии сохранности кооперативной собственности (форма № 11). Специализированные формы внутрисистемной бухгалтерской отчетности входят в состав годовой и промежуточной квартальной бухгалтерской отчетности кооперативных организаций, их филиалов и структурных подразделений.

Таким образом, годовая бухгалтерская  отчетность является завершающим этапом учетного процесса и вместе с записями отдельных хозяйственных оборотов рассматривается как первооснова  дальнейших экономических и финансовых вычислений для решения задач  управления финансовыми ресурсами организации.

 

1.2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в зарубежных странах. Принципы, содержание и сроки составления бухгалтерской отчетности  организации в Республике Беларусь

 

В зарубежных странах в течение нескольких десятилетий существует деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Финансовая отчетность составляется по данным финансовой бухгалтерии, которая является самостоятельным автономным подразделением.

Финансовая отчетность зарубежных стран включает: баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о движении собственного капитала; отчет о движении денежных средств.

Бухгалтерский баланс характеризует  финансовое положение фирмы на определенный момент, он включает сальдо счетов, которые  входят в активы и пассивы предприятия.

Корректное составление  бухгалтерского баланса зарубежного  предприятия предполагает строгое  следование общепринятым концептуальным принципам учета.[4с.156]

Отчет о прибылях и убытках  показывает, как формируется прибыль  фирмы. Прибыль представляет собой  выручку от реализации товаров и  услуг, минус их себестоимость, минус  операционные расходы, а также минус  превышение прочих расходов над прочими  доходами. Разница между валовой  прибылью от реализации и операционными  расходами составляет прибыль от основной деятельности.Возможный отчет  о прибылях и убытках на предприятиях России может быть представлен в виде следующей формы (приложение А).

Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету, устанавливаемыми Российским законодательством, а также следовать следующим требованиям: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности и соблюдению строго установленных процедур оформления и публичности.

При составлении, например, годового бухгалтерского отчета должен быть обеспечен полный охват:

· всех учетных записей  за истекший год и принцип тождественности  данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам;

· результатов инвентаризаций, аудиторских проверок [7с.18].

Перед составлением отчетности проводят подготовительную работу по заранее установленному графику. Важным этапом в этой работе является закрытие в конце отчетного периода  всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, результативных. Должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах, проверена правильность этих записей [11, с.23].

Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год аккумулятивным способом, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного года. В свою очередь, отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для предприятий, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года включительно. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточной [3, с.15].

Отчет о прибылях и убытках  в краткой форме представляется обычно внешним пользователям. Для  внутренних пользователей отчет  составляется по полной форме, в котором  расшифровываются все доходы и расходы  по всем направлениям. Предприятиями  Франции отчет о прибылях и  убытках составляется по следующей  форме (приложение Б).

Отчет о движении собственного капитала включает информацию об изменениях в составе капитала за отчетный период. Он отражает операции, воздействовавшие на акционерный капитал в течение  года. Первая строка отчета о движении акционерного капитала отражает начальное  сальдо каждого аналитического счета, каждая следующая строка указывает на размер изменений в акционерном капитале в результате произошедших хозяйственных операций за отчетный период. Последняя строка отчета указывает на конечное сальдо по счету "Акционерный капитал" и его аналитическим счетам. Отчет о движении акционерного капитала на предприятиях США может быть представлен следующим образом (приложение В).

В отчете о движении денежных средств отражаются возможности  фирмы погасить долги инвесторам и кредиторам, дается информация о  движении денежных средств за отчетный период. Под термином "денежные средства" понимаются как непосредственно  деньги в кассе компании и на ее счетах в банках, так и денежные эквиваленты - это краткосрочные высоколиквидные инвестиции, представленные ценными бумагами (акции, облигации и т.п.),

Публикуемые издания финансовой отчетности носят чисто рекламный  характер. На первое место в годовых  бухгалтерских отчетах помещаются сведения, подчеркивающие финансовую мощь предприятия. Так, крупные монополии  США в начале годовых отчетов  помещают краткий обзор основных показателей работы компании за отчетный период, среди которых главное  место занимают такие показатели, как чистая прибыль, объявленный  дивиденд, количество выпускаемой продукции  и процент использования производственных мощностей и др.

Вместе с формами финансовой отчетности публикуется и пояснительная  записка, в которой делается подробный  обзор финансового состояния  предприятия, его финансовой, производственной и коммерческой деятельности за отчетный период.

При составлении  бухгалтерской отчетности руководствуются  следующими принципами согласно Закону Республики Беларусь о Бухгалтерском учете и отчетности № 57-3:

  • непрерывности деятельности – информации об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах организации формируется в зависимости от ее намерения продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем;
  • обособленности - активы, обязательства, доходы и расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, доходов и расходов других лиц;
  • начисления - хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они фактически совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним;
  • соответствия доходов и расходов - расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаны связанные с ними доходы;
  • правдивости - соблюдение критериев признания активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов, установленных законодательством РБ о бухгалтерском учете и отчетности,  и отсутствие существенных ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;
  • осмотрительности - учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов - занижена;
  • нейтральности - отсутствие ориентации содержащейся в отчетности информации на определенных пользователей и получение определенного результата;
  • преобладания экономического содержания - означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.
  • полноты - наличие в отчетности всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями экономические решения;
  • понятности - доступной содержащейся в отчетности информации для понимания пользователей;
  • сопоставимости - означает возможность сравнения отчетности организации за разные отчетные периоды, а также с отчетностью других организаций.
  • уместности - полезность содержащейся в отчетности информации для принятия экономических решений пользователями.

Составление бухгалтерской  отчетности является логическим завершение учетного процесса и осуществляется по заранее составленному графику. При составлении годового бухгалтерского отчета должен быть обеспечен полный охват всех учетных записей за отчетный год, поэтому до составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности проверяется полнота отражения в учетных записях всех документов, относящихся к отчетному периоду. На предприятиях торговли особое внимание обращают на правильное распределение торговых, оптовых надбавок и издержек обращения между реализованными и нереализованными товарами, своевременность и полноту отражения всех доходов, расходов, потерь и убытков.

Составление и представление  бухгалтерской отчётности субъектами хозяйствования производится в миллионах  белорусских рублей без десятичных знаков. Предприятия, подлежащие ликвидации или реорганизации, изменившие государственную  форму собственности на другую в  отчётном году, представляют отчёт  по типовым формам годовой бухгалтерской  отчётности за период с начала года до момента ликвидации (реорганизации). Вновь созданные предприятия  показывают в отчётности средства и  их источники со дня его государственной  регистрации по 31 декабря отчётного  года включительно. Предприятия (хозяйственная  организация), передающие и приобретающие (получающие) новые подразделения  не по состоянию на 1 января, в пояснительной  записке приводит объяснения несоответствия данных на начало и конец отчетного  года.

В бухгалтерской отчётности организации должна быть обеспечена сопоставимость отчётных данных с показателями за соответствующий период прошлого года исходя из изменений учётной  политики, законодательных и других актов. Если данные за период предшествующие отчётному, несопоставимы с данными  за отчётный период, то данные прошлого года подлежат корректировки исходя из правил, установленных нормативными документами по бухгалтерскому учёту  в Республики Беларусь. Каждая корректировка  должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу, отчёту о  прибылях и убытках и другим формам отчётности.

При составлении бухгалтерской  отчётности выполняют следующие  обязательные процедуры:

  • проведение инвентаризации имущества (активов) и источников (капитала и обязательств) баланса в соответствии со статьёй 12 Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учёте и отчётности";
  • разработка учётной политики предприятия [10, с. 6].

Немаловажным моментом составления  годовой бухгалтерской отчётности то, что все статьи баланса и  других форм отчетности в обязательном порядке подтверждаются данными  проведенной инвентаризации. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств - это проверка и документальное подтверждение наличия средств (активов) и их источников (капитала и обязательств), выявление отклонений от учетных  данных и принятие решений по внесению изменений в данные по бухгалтерскому учету. Объекты, сроки и порядок  проведения инвентаризации определяются руководителем учреждения (организации. Результаты инвентаризации оформляются  бухгалтерскими документами, удостоверенные подписями лиц, проводивших инвентаризацию, а также лиц, принявших ценности на ответственное хранение.

Информация о работе Бухгалтерская (финансовая ) отчетность в системе управления организацией