Бухгалтерские документы и их классификация. Влияние типологии документов на методику предупреждения и расследования преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

Документация — основа построения системы бухгалтерского учёта, способ отражения в документах объектов бухгалтерского учёт. Бухгалтерские документы - это письменное распоряжение на совершение хозяйственной операции или письменное подтверждение факта осуществления операции.
Значение документов в бухгалтерском учете чрезвычайно велико. Они являются источником сведений, необходимых для принятия управленческих решений, обеспечивают контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, имеют документальную (юридическую) силу при возникновении споров или предъявлении претензий и исков, являются источником информации о финансово-хозяйственной деятельности с целью анализа и контроля со стороны учредителей, налоговой службы, аудита. От достоверности, реальности и своевременности составления первичных документов зависит качество бухгалтерского учета.

Содержание

Введение 3-4
1. Понятие и классификация бухгалтерских документов, требования предъявляемые к ним 5-10
2. Методика предупреждения и расследования преступлений с бухгалтерскими документами 11-13
3. Методы исследования документальных данных 14-33
Заключение 34
Литература 35-36

Вложенные файлы: 1 файл

Суд бухг.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Бухгалтерские документы и их классификация.

Влияние типологии документов на методику предупреждения и расследования преступлений.

 

Введение 3-4

1. Понятие и классификация  бухгалтерских документов, требования предъявляемые к ним  5-10

2. Методика предупреждения и расследования преступлений с бухгалтерскими документами 11-13

3. Методы исследования  документальных данных 14-33

Заключение  34

Литература  35-36

 

 

Введение

 

Документация — основа построения системы бухгалтерского учёта, способ отражения в документах объектов бухгалтерского учёт. Бухгалтерские документы - это письменное распоряжение на совершение хозяйственной операции или письменное подтверждение факта осуществления операции.

Значение документов в бухгалтерском учете чрезвычайно велико. Они являются источником сведений, необходимых для принятия управленческих решений, обеспечивают контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, имеют документальную (юридическую) силу при возникновении споров или предъявлении претензий и исков, являются источником информации о финансово-хозяйственной деятельности с целью анализа и контроля со стороны учредителей, налоговой службы, аудита. От достоверности, реальности и своевременности составления первичных документов зависит качество бухгалтерского учета.

На основе первичных  учетных документов составляются регистры бухгалтерского учета, в которых  группируются сведения о хозяйственных  операциях организации, свидетельствующие  о наличии средств у организации  и об операциях с этими средствами. На основе регистров бухгалтерского учета составляется финансовая отчетность организации (баланс и другие формы).

При рассмотрении уголовных  и гражданских дел о хозяйственных  и должностных преступлениях, о  хищениях товарно-материальных ценностей и денежных средств работникам органов дознания, следствия, прокуратуры, суда приходится собирать и изучать документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, отчетность о финансово-хозяйственной деятельности организаций, предприятий, учреждений.

Такие документы и  записи, отражающие незаконные операции или дающие основание сделать  вывод о подобных операциях являются доказательствами, устанавливающими событие  преступления и лиц, виновных в их совершении (например, неоприходование  товара, полученного по накладной от поставщика, при этом по данным бухгалтерского учета числится дебиторская задолженность по поставщику и т.д.).

Кроме того надо иметь в виду, что документы, по своему отражающие финансово-хозяйственную операцию, но не учитываемые в бухгалтерских регистрах, носят название неофициальной бухгалтерской документации. К ним относятся записи или накладные так называемого внутреннего подотчета продавцов перед директором магазина, покупюрные записи сдаваемой продавцами в кассу выручки и т.д. По этим документам порой можно установить факт реализации неучтенных товаров.

 

1. Понятие и классификация бухгалтерских документов, требования, предъявляемые к ним.

Отличительной чертой бухгалтерского учета является оформление хозяйственных  операций первичными документами. Первичный бухгалтерский документ – это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации1.

Для отражения хозяйственных  операций используется большое количество разнообразных документов. Для правильного применения документов их принято группировать по целому ряду признаков:

А) Классификация документов по назначению:

1. Распорядительные - документы,  содержащие распоряжение на выполнение  определённой хозяйственной операции. Основное назначение - передача указаний руководителей исполнителям. Однако распорядительные документы не содержат подтверждения фактов совершения хозяйственной операции, поэтому сами по себе они не могут служить основанием для отражения операций в бухгалтерском учёте.

Пример: доверенность, чеки на получение наличных денег, распоряжение руководителя о выдаче денежных средств  под отчёт.

2. Оправдательные (исполнительные) - документы, которыми оформляют  уже произведённые операции. Исполнители  - кассиры, заведующие складами, экспедиторы, как бы оправдывают свои действия этими документами.

Пример: приёмные акты, акты на приём-передачу основных средств, квитанции  о приёмке ценностей, отчёты материально-ответственных  лиц.

3. Бухгалтерского оформления - документы, которые служат для бухгалтерского оформления записей с целью дальнейшего использования их в учётном процессе.

Пример: группировочные ведомости, бухгалтерские справки  о допущенных ошибках.

4. Комбинированные - документы,  которые сочетают признаки всех выше перечисленных групп. Они служат одновременно и распоряжением о выполнении операций, оправданием её выполнения, фиксируют совершённую операцию и в то же время содержат указание о порядке отражения на счетах.

Пример: Авансовый отчёт, расчётно-платёжная ведомость на оплату труда.

Б) По содержанию хозяйственных  операций:

1. Материальные - документы,  служащие для оформления операций  по движению товарно-материальных  ценностей 

Пример: приходный ордер

2. Денежные - документы,  предназначенные для оформления операций с наличными и безналичными денежными средствами предприятия

Пример: платёжное поручение

3. Расчётные - используются  для оформления расчётных взаимоотношений  предприятия со своими контрагентами  по возникшим обязательствам.

Пример: счёт-фактура

В) По порядку составления:

1. Первичные - хозяйственная  операция отражается впервые 

Пример: накладная, приходный  ордер.

2. Сводные - документы, которые составляются на основе первичных документов. В них отражают данные нескольких первичных документов.

Пример: авансовый отчёт, ведомость распределения общехозяйственных расходов.

Г) По способу отражения  операций:

1. Разовые - документы,  которые отражают одну или  несколько однородных операций. После составления сразу передаются  в бухгалтерию и используются  для бухгалтерских записей.

Пример: приходные (расходные) кассовые ордера, наряды.

2. Накопительные - документы,  используемые в определённый  период времени и постепенно  в них отражают однородные  повторяющиеся операции

Пример: табель рабочего времени

Д) По месту составления:

1. Внешние - документы,  составляющиеся в других организациях.

Пример: счёт-фактура

2. Внутренние - документы  составляются самой организацией  для оформления внутренних, хозяйственных  операций.

Пример: акт приёма-передачи, расходно-приходный кассовый ордер.

Документы, где регистрируются бухгалтерские записи на счетах, называют учётными регистрами. Учётный регистр  представляет собой таблицу, специально разграфлённую для ведения учётных  записей.

Классификация учётных  регистров:

1. По видам бухгалтерских записей регистры делят на:

А) хронологические - данные первичных документов регистрируют в порядке их поступления в  бухгалтерию

Пример: кассовые книги, регистрационные журналы

Б) систематические - производится группировка хозяйственных операций по однородным признакам.

2. По объёму и содержанию  регистры делятся на:

А) регистры синтетического учёта - операции отражаются только в  денежном измерении в обобщённом виде

Пример: Оборотная ведомость

Б) регистры аналитического учёта - операции отражаются подробно, в том числе и в натуральном измерении.

В) комбинированные регистры - объединяют и синтетический и  аналитический учёт.

Пример: журнал-ордер  №6

3. По форме построения

А) односторонние - все  записи на одной стороне листа

Б) двухсторонние - по Дебету на одной стороне, по Кредиту на другой.

В) шахматные - по строкам  располагаются счёта по Дебету, по столбцам по Кредиту.

4. По внешнему виду

А) бухгалтерские книги - скреплённые и сшитые в брошюру  листы.

Б) карточки - таблицы  на бланках из картона и т.п.

В) свободные листы - таблицы  со специальным графлением для синтетического и аналитического учёта. (Ведомости, журналы ордера)

Г) машинные носители информации - машинограммы.

Любой документ должен содержать  ряд показателей. Показатель документа  в бухгалтерском учете принято называть реквизитом. Каждый документ содержит обязательные реквизиты: название документа, его номер, подпись, дату составления и действия документа, штамп (печать) организации, измерители операций и предполагают установленный порядок отражения операций. Такие документы принято называть типовыми (документы по оформлению кассовых и банковских операций)2.

Одним из важнейших условий  оформления документации является наличие  в документах всех сведений, необходимых  для оперативной работы, учета и контроля. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. Под формой документа понимается состав и расположение реквизитов.

В том случае, если форма первичных учетных документов не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, такие документы должны иметь обязательные реквизиты (показатели), которые необходимы для исчерпывающей характеристики хозяйственного факта, изложенного в документе, и придания ему юридической силы. Реквизиты первичных и бухгалтерских документов, принятых к бухгалтерскому учету, предусмотрены действующими нормативными актами и зависят от характера хозяйственных операций.

Унифицированные формы  первичных документов должны применяться в организации без изменений. Формы первичных документов, не предусмотренных альбомами унифицированных первичных документов, разрабатываются организацией самостоятельно. При этом они должны содержать все обязательные реквизиты.

В целях реализации приведенных  законодательных положений об унифицированных  формах первичной учетной документации Правительство РФ Постановлением от 8 июля 1997 г. N 835 "О первичных учетных  документах"возложило на Государственный  комитет РФ по статистике функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий.3 В названном Постановлении также предусмотрено, что при этом содержание и состав унифицированных форм первичной учетной документации согласовываются Комитетом с Министерством финансов РФ и Министерством экономики РФ.

Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Постановлением Госкомстата России от 29 мая 1998 г. N 57а и Минфина России от 18 июня 1998 г. N 27н 4утвержден Порядок поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации.

С 1 января 1999 г. организации  применяют формы первичных учетных документов, содержащихся в Альбоме новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном постановлением Госкомстата России от 30.10.97г. №71а.

Удаление отдельных  реквизитов из унифицированных форм не допускается;

- вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации;

- организацией может  быть разработана и утверждена  организационно-распорядительным документом  организации форма первичной  документации в случае отсутствия  формы в альбоме унифицированных форм Госкомстата России.5

 

2. Методика предупреждения и расследования преступлений с бухгалтерскими документами

 

Значение бухгалтерских  документов в правоприменительной  деятельности:

1) имеют большое значение  при проведении документальных ревизий и проверок по уголовным и гражданским делам;

2) бухгалтерские документы  в процессе наведения справок  оперативными работниками могут  быть полезными при решении  конкретных задач оперативно-разыскной  деятельности и в конечном  итоге послужить основанием для возбуждения уголовного дела;

3) все виды документов  исследуются не только судебно-бухгалтерской  экспертизой, но и другими видами  экспертиз;

4) способствуют установлению  истины по уголовному либо  гражданскому делу, хозяйственному  спору и имеют существенное значение в качестве доказательств, а также в процессе судебного следствия при их оглашении судом.

Информация о работе Бухгалтерские документы и их классификация. Влияние типологии документов на методику предупреждения и расследования преступлений