Бухгалтерские счета и двойная запись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть счета бухгалтерского учета, классификации бухгалтерских счетов, а также сущность двойной записи.
Методологической основой написания курсовой работы являются нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и отчетности, учебная литература.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ 4
1.1. СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ СЧЕТА 7
1.2. КЛАССИФИКАЦИИ СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 10
1.3. ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ 11
ГЛАВА II. УЧЕТ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ 14
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ 14
2.2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ЗАО «МЕБЕЛЬ». 16
2.3. СИСТЕМА СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ. 19
2.4 МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ». 20
2.4.1 Учет процесса заготовления 20
2.4.2 Учет процесса производства. 20
2.4.3 Учет процесса продажи и определение финансового результата. 23
2.5. СОСТАВЛЕНИЕ ОБОРОТНОЙ ВЕДОМОСТИ. 24
2.6.СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА НА КОНЕЦ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА. 25
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТБУ.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ГОУ ВПО ВСГТУ

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Теория бухгалтерского учета»

Тема: «Бухгалтерские счета и двойная запись»

Вариант №2

 

 

 

 

 

 Слушатель набора 2010

Специализации Бухгалтерского учета

Выполнила: Бадмаева Т.Д.

студентка группы ускоренного обучения

набор 2010

Проверил(а): Иванова М.Д.

 

Улан-Удэ

2011

 

Содержание

 

Введение

В процессе производства каждый день осуществляется большое  число хозяйственных операций, требующих  текущего отражения, для чего используются специальные формы-счета бухгалтерского учета, которые построены по принципу экономической однородности.

Бухгалтерский счет –  основная единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений.

Счета бухгалтерского учета  – это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Для любой хозяйственной операции обязательно характерна двойственность и взаимность. Для сохранности этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете применяется способ двойной записи.

С этих позиций выбранная  тема курсовой работы актуальна.

Цель работы: рассмотреть счета бухгалтерского учета, классификации бухгалтерских счетов, а также сущность двойной записи.

Методологической основой  написания курсовой работы являются нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и отчетности, учебная литература.   

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Бухгалтерские счета и двойная запись

 

1.1. Классификация счетов. Активные и пассивные счета

 

Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных  операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования. Счет – это также накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных показателей и отчетности. По внешнему виду счет представляет собой таблицу, состоящую из двух частей. В начале таблицы дается название счета – наименование объекта учета. Например, счет "материалы", счет "Касса" и т.д. (нарисовать счет). Левая часть счета называется дебетом (сокращенно  Д-т), Правая часть называется  кредитом (сокращенно К-т). Для обозначения остатков счет используется термин "сальдо"(остаток счета). На счетах хозяйственные операции отражаются как в количественном, так и в стоимостном выражении.

В соответствии с балансом все счета бухгалтерского учета  делятся на активные и пассивные. Исходя из этого имеются две схемы записи на счетах. Активные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение. Например, основные средства, денежные средства, валютные средства. На активных счетах остатки (сальдо может быть только дебетовое.

Пассивные – это счета  бухгалтерского учета, на которых учитываются  источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также  обязательства. Например, уставный капитал, кредиты, займы, задолженность и т.п. На пассивных счетах остатки могут быть только кредитовые. Но бывают также и активно-пассивные счета, которые имеют признаки как активных, так и пассивных счетов. В таких счетах остаток может быть и дебетовым и кредитовым или одновременно и кредитовым и дебетовым. Например, по счету "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" дебетовое сальдо показывает сумму дебиторской задолженности (то, что должны организации) и сумму кредиторской задолженности (то, что должна организация). При этом дебиторская задолженность показывается в активе баланса, а кредиторская задолженность показывается в пассиве баланса.

Деление счетов на активные и пассивные  также связано с балансом.

Независимо от их вида строение счетов одинаково. Они представляют собой  двухстороннюю таблицу, левая сторона которой называется "Дебет"', правая - "Кредит". Назначение сторон в активных и пассивных счетах различно, что видно из приведенных схем (сх.1. сх.2)

 

Схема1

Активные счета

Дебет

Кредит

Сальдо (остаток) хозяйственных средств на начало месяца

Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение (-) хозяйственных средств за отчетный месяц

Хозяйственные операции, вызывающие (+) увеличение хозяйственных средств за отчетный месяц

Сумма хозяйственных операций составит оборот по дебету счета за отчетный месяц

Сумма хозяйственных операций составит оборот по кредиту счета за отчетный месяц

Сальдо (остаток) на конец месяца равно  сальдо на начало месяца + оборот по дебету - оборот по кредиту

 

 

 

Схема2

Пассивные счета

Дебет

Кредит

Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение (-) источников хозяйственных средств за отчетный месяц

Сальдо (остаток) источников хозяйственных  средств на начало месяца

Хозяйственные операции, вызывающие (+) увеличение источников хозяйственных средств за отчетный месяц

Сумма хозяйственных операций составит оборот по дебету счета за отчетный месяц

Сумма хозяйственных операций составит оборот по кредиту счета за отчетный месяц

 

Сальдо (остаток) на конец месяца равно  сальдо на начало месяца + оборот по кредиту - оборот по дебету


 

1.2. Классификация счетов по экономическому содержанию

Группировка счетов по экономическому содержанию отвечает на один главный  вопрос: «Что учитывается на данном счете?». Классификация счетов по экономическому содержанию представлена в следующей таблице.

 

 

 

     Классификация счетов бухгалтерского учета по структуре

 

Инвентарные счета – это счета, которые используются для учета имущества на определенную дату, определяются с помощью инвентаризации (01 «Основные средства», 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетный счет» и т. д.).

Фондовые счета используются для учета собственных источников образования имущества. Они всегда пассивные, к ним относятся следующие счета: 85 «Уставный капитал», 86 «Резервный капитал», 87 «Добавочный капитал», 80 «Прибыли и убытки», 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей».

Счета для учета расчетов отражают образование и движение дебиторской задолженности (активные). К таким счетам относится счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», начальное сальдо этого счета отражает сумму непогашенной дебиторской задолженности, по дебету – образование или увеличение задолженности, по кредиту – погашение или списание задолженности, сальдо конечное – наличие (остаток) задолженности на конец периода.

Пассивные счета для учета расчетов используются для учета образования  и движения кредиторской задолженности, к ним относят: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты с бюджетом», 90 «Краткосрочные кредиты банков».

Активно-пассивные счета для  учета расчетов применяются в  учете для отражения взаимных расчетов данного предприятия с  другими. К таким счетам относится счет 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) предприятиями», начальное сальдо этого счета по активу отражает непогашенную дебиторскую задолженность, по дебету – образование или увеличение дебиторской задолженности, погашение кредиторской задолженности, сальдо конечное по активу – сумму (остаток) непогашенной дебиторской задолженности, сальдо начальное по кредиту – сумму непогашенной кредиторской задолженности, по кредиту – погашение дебиторской задолженности, увеличение кредиторской задолженности, сальдо конечное по кредиту – сумму (остаток) непогашенной кредиторской задолженности.

Активно-пассивные счета для  учета расчетов всегда имеют один остаток по дебету или по кредиту. Исключение составляет лишь счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», этот счет может одновременно иметь два остатка, так как на нем отражаются разные дебиторы и кредиторы.

Долг одних предприятий не может  быть погашен другими предприятиями. Сальдо на таких счетах называется развернутым, так как конечный остаток  может быть как дебетовым, так и кредитовым.

Регулирующие счета самостоятельного значения не имеют и применяются вместе с основным счетом, причем если основной счет активный, то и дополнительный счет будет активным и наоборот.

Контрарно-дополнительные счета могут увеличивать или уменьшать оценку объектов, отраженных на основных счетах.

Операционные счета предназначены для учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ или услуг).

Калькуляционные счета всегда активные, используются для учета затрат и определения себестоимости продукции.

Сопоставляющие счета применяются для того, чтобы выявить результаты по реализации продукции (работ или услуг).

Бюджетно-распределительные  счета предназначены для распределения расходов по смежным отчетным периодам. С помощью данной группы счетов устраняется колебание себестоимости продукции по отчетным периодам. Счета данной группы могут быть как активными, так и пассивными.

Финансово-результативные счета предназначены для выявления результата в финансово-хозяйственной деятельности.

План счетов – это систематизированный  перечень счетов, который применяется  в практике, утвержден Министерством  Финансов. План счетов содержит двухзначный код синтетических счетов, записанных в левой части плана. Субсчета к синтетическим счетам находятся в правой части плана.

В плане счетов 9 разделов. Для удобства пользования все счета сведены  в разделы в соответствии с  их группировкой по экономическому содержанию. Количество счетов, применяемых на практике, определяется потребностями  составления отчетности. Забалансовые счета имеют трехзначный код.

1.3 Двойная запись, ее назначение.

Для любой хозяйственной операции обязательно характерна двойственность и взаимность. Для сохранности  этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете применяется способ двойной записи. Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму. Метод двойной записи обуславливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка.

Принцип двойной записи на счетах бухгалтерского учета (с примерами отражения хозяйственных операций по принципу двойной записи). Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды (методом двойной записи): по дебету одного счета и кредиту другого счета. Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов. Прежде чем составить корреспонденцию счетов по каждой хозяйственной операции и отразить ее методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета, необходимо выполнить следующие четыре этапа. 1. Согласно содержанию хозяйственной операции, определить какие объекты учета в ней участвуют. 2. установить, как эти объекты учета связаны с балансом организации, то есть характеризуют имущество (актив баланса) или источники формирования этого имущества (пассив баланса) 3. Определить как данная операция повлияла на валюту баланса: увеличила, уменьшила или оставила без изменения. 4. Определить какой счет дебетуется, а какой кредитуется.

Пример: Куплены  материалы у поставщика с отсрочкой  оплаты. 1. Участвует счет "Материалы" и счет "Расчеты с поставщиками" 2. Объектом учета является имущество (материалы) и источник его формирования (задолженность перед поставщиком) 3. Данная операция увеличивает актив баланса и пассив баланса 4. Дебетуется счет "Материалы" и кредитуется счет "Расчеты с поставщиками") или дебет счета 10 – кредит счета 60.

Бухгалтерская проводка есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.

Корреспонденция счетов – это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например между счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета», или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса», или 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т. д.

Двойная запись отражается по-разному в зависимости  от формы бухгалтерского учета. При  мемориальной форме каждая операция записывается в разных регистрах  дважды: по дебету и по кредиту счета. Эту запись еще называют разобщенной. При журнально-ордерной форме учета используется совмещенная запись. В таком случае регистры построены так, что, записывая операцию один раз, отражают ее как по дебету, так и по кредиту соответствующих счетов. В результате этого достигается экономия учетного труда (вместо двух записей суммы одна) и наглядно видна корреспонденция счетов.

В практике бухгалтерского учета, кроме  простых, существуют и сложные проводки, которые бывают двоякого рода. В  первом случае, когда дебетуется один счет и одновременно кредитуется  несколько счетов. При этом сумма кредитуемых счетов равна сумме дебетуемого счета.

Счета синтетического и аналитического учета, их взаимосвязь

Одни счета называют синтетическими, другие - аналитическими. На синтетических  счетах регистрируется обобщенная информация по состоянию и движению хозяйственных средств и их источников в стоимостном (денежном) выражении. Например, счет 10 «Материалы» объединяет весь ассортимент материальных ценностей, находящихся в распоряжении предприятия. Дать справку об их наличии, даже стоимостном, по этой информации невозможно. Такие синтетические счета называют главными счетами, или счетами первого порядка. Для получения более конкретных сведений в их развитие открывают синтетические счета второго порядка - субсчета. Например, к счету 10 - субсчет 10-1 «Сырье и материалы». Указанной информации о состоянии и движении материалов также недостаточно для контроля за их сохранностью, управления запасами, планирования процесса заготовления. Нужны более детальные, частные сведения о видах и количестве материальных ценностей. Счета такого вида и назначения называют аналитическими.

Информация о работе Бухгалтерские счета и двойная запись