Бухгалтерский учет в оптовой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью.

Содержание

Введение. 3
Экономическое содержание 4
1.1. Понятие оптовой торговли. 4
1.2. Цена товара и его контроль. 8
1.3. Учет поступления товаров. 17
1.4. Учет товарных потерь. 28
1.5. Учет переоценки товаров. 30
1.6. Учет товаров в местах хранения и отчетность материально ответственных лиц. 31
1.7. Учет товарных запасов в бухгалтерии. 37
1.8. Учет тары. 40
1.9. Инвентаризация товаров и тары на складах. 45
Усовершенствование учета в оптовой торговле. 51
Список использованной литературы. 56

Вложенные файлы: 1 файл

Бухучет.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

Филиал г. Дальнереченск

 


ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

Бухгалтерский учет в оптовой торговле

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  «Бухгалтерский учет»

Специальность 080808.65 «Прикладная информатика (в экономике)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а): студент(ка) 3 курса

                                                                                                группа 9141

                                                                                                    Малунова Е.А.

                                                            Проверил(а): Помогаева

 

 

г. Дальнереченск

2011

 

 

Содержание

 

Введение. 3

  1. Экономическое содержание 4

1.1. Понятие оптовой торговли. 4

1.2. Цена товара и его контроль. 8

1.3. Учет поступления товаров. 17

1.4. Учет товарных потерь. 28

1.5. Учет переоценки товаров. 30

1.6. Учет товаров в местах хранения и отчетность материально ответственных лиц. 31

1.7. Учет товарных запасов в бухгалтерии. 37

1.8. Учет тары. 40

1.9. Инвентаризация товаров и тары на складах. 45

  1. Усовершенствование учета в оптовой торговле. 51

Список использованной литературы. 56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью. При этом руководствуются следующими основными принципами:

  • единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятиям розничной торговли, общественного питания или другому оптовому предприятию, при отгрузке товаров со складов (складской товарооборот) или отгрузке товаров покупателям непосредственно поставщиком без завоза на оптовый склад (транзитный оборот, который делится на оборот с участием и на оборот без участия оптового предприятия);
  • возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);
  • учет товаров и тары в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности, заключаемому с сотрудником или бригадой (администрация может предъявить претензии к нарушителям учета);
  • учет товаров и тары в натурально-стоимостном выражении; на оптовых предприятиях товары учитываются по сортам, количеству, ценам и стоимости, материально ответственное лицо отчитывается по товарам в разрезе каждого наименования.

 

1 Экономическое содержание

1.1. Понятие оптовой торговли.

Торговля – это вид предпринимательской деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже.

Различают два основных вида торговли – оптовую и розничную.

Согласно ст. 492 по, договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Однако договор розничной купли-продажи возможен и между юридическими лицами, приобретающими товар, затраты по которому не относятся на себестоимость.

Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным (семейным, домашним и т. д.) использованием. Отношения продавца покупателя товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки.

Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства торговля подразделяется на виды в зависимости от цели приобретения товара и характера его дальнейшего использования.

Согласно письму Госкомстата РФ от 8 ноября 1995 года №17-1-17/1947 "Об отнесении торговых предприятий к розничным или оптовым" идентификация сфер оптовой и розничной торговли для решения учетно-статистических задач осуществляется Госкомстатом России на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. В соответствии с положениями классификатора оптовая торговля включает деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Под розничной торговлей подразумевается деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования.

Определение оптовой торговли содержится и в постановлении Госкомстата РФ от 17 ноября 1997 года № 76, согласно которому под оптовой продажей понимается перепродажа приобретенных на стороне товаров юридическим и физическим лицам для профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи).

Оптовая и розничная торговля различаются между собой и по иному основанию. Так, согласно Инструкции по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 1 апреля 1996 года № 25), под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации, а именно:

  • юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;
  • юридическими лицами, осуществляющими торговлю, для которых торговая деятельность не является основной;
  • физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Этим же документом установлено, что в силу организационно-практических причин в состав розничного товарооборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам социального назначения (больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.) по безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения.

Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет.

Ранее включаемая в розничный товарооборот продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям для собственных нужд считается оптовой продажей и в объеме розничного товарооборота не учитывается.

Таким образом, мелкооптовая торговля за наличный расчет приравнивается к розничной, а продажа товаров (независимо от целей приобретения) юридическим лицам по безналичному расчету (за исключением перечисленных) признается оптовой,

Однако не следует забывать, что "вопрос методологии и критериев разграничения сфер оптовой и розничной торговли для применения в системе налогообложения в увязке с систематизацией сфер экономики по общероссийским классификаторам не входит в компетенцию Госкомстата России (см. письмо Госкомстата РФ от 8 ноября 1995 года № 17-1-17/1947).

В соответствии с письмом ГНС РФ от 20 декабря 1995 года № 05-4-09/41 в состав оптового товарооборота включаются объемы продажи товаров, продукции предприятиям, учреждениям, снабженческо-сбытовым, посредническим и другим организациям (за исключением населения) для дальнейшего их использования в производстве и для перепродажи.

Согласно положениям нормативных актов оптовая торговля представляет собой продажу товара юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для последующей перепродажи или производства.

По такому основанию, как форма расчетов (безналичный, наличный), грань перехода оптовой торговли в розничную весьма подвижна. Законодательные органы пытаются ее закрепить, для чего, в частности, устанавливаются предельные размеры расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

Оптовой торговлей могут заниматься любые предприятия независимо от вида собственности и организационно-правовой формы. Предприятие-производитель, например, может реализовывать свою продукцию как оптом, так и в розницу.

Законодательными актами предусмотрено создание специализированных оптовых торговых предприятий, к которым в соответствии с Инструкцией Госкомстата РФ от 14 января 1997 года № 2 относятся:

  • организации оптовой торговли, специализирующиеся на обслуживании промышленных предприятий;
  • заготовительные и кооперативные организации, приобретающие продукцию сельского хозяйства для перепродажи;
  • организации оптовой торговли по продаже определенного вида продукции;
  • организации-экспортеры, организации-импортеры продукции.

В отличие от розничной торговли, правила осуществления которой устанавливаются многочисленными нормативными актами, оптовая торговля в основной массе регулируется Гражданским кодексом РФ.

Следует учитывать, что в процессе деятельности у торгового предприятия возникают отношения не только с партнерами, но и с контролирующими органами. Соответственно предприятия обязаны исполнять требования, предусмотренные договорами, а также соблюдать санитарные правила, правила пожарной безопасности, правила продажи отдельных групп товаров и др.

1.2. Цена товара и её контроль

В основе формирования цены товара лежит денежное выражение стоимости товара и услуг по его реализации.

Цена товара складывается из себестоимости товара, прибыли производителя, акцизов (в случае подакцизных товаров), налога на добавленную стоимость, торговой надбавки.

Акциз устанавливается на определенные товары (винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия и т. п.) в процентах к отпускным ценам.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости на всех стадиях ее получения в процессе деятельности предприятия. Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет оптовыми организациями, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. При этом зачет налога производится при обязательном оформлении операций счетами-фактурами и выделении сумм налога на добавленную стоимость отдельной строкой в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных и т. д.).

В продажную цену товара у торгового предприятия входит также торговая надбавка, величина которой устанавливается на таком уровне, чтобы покрыть издержки обращения (расходы, связанные с перевозкой, хранением и реализацией товаров), уплату налогов и обеспечить получение торговой организацией прибыли.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 239 в действующей редакции торговые организации могут определять величину торговых надбавок самостоятельно, в зависимости от спроса и предложения на товары. Исключением являются цены на продукты детского питания и на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным правом завоза грузов, предельные размеры торговых надбавок на которые устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрено, что в торговых предприятиях товары учитываются по покупным или продажным ценам. На предприятиях оптовой торговли учетной ценой является покупная цена.

Цены, так же как и возможности их изменения при купле-продаже, оговариваются при заключении соответствующих договоров. Если договорные отношения оформлены посредством счета, то в его разделе "предмет счета" дается краткая характеристика товара (с указанием наименования товара и его основных технических характеристик, гарантийного срока), а также фиксируется количество товара, цена, общая сумма (цифрами и прописью) с выделением НДС отдельной строкой.

В условиях переживаемой в нашей стране инфляции многие продавцы цену товара определяют в устойчивой валюте (обычно в долларах США), а расчеты проводят в рублях по курсу Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). В этом случае на счете должен быть указан курс валюты, используемой для определения цены товара. Следует помнить, что иногда продавцы делают определенную (обычно 3-или 5-процентную) надбавку к курсу ММВБ. Сумма счета должна быть указана цифрами и прописью (начальная буква - прописная, остальные – строчные). В случае их расхождения счет считается недействительным.

В счете могут быть оговорены, кроме того, особенности оплаты по счету:

  • необходимость подтверждения оплаты товара (по факсу, телеграфу или телефону) для резервирования оплаченного товара;
  • возможность изменения цены;
  • условия, при которых цена на оплаченный товар может быть изменена. При этом возможны разные варианты:
  • если продавец может гарантировать неизменность цены в течение определенного срока, то делается запись: "Цены остаются неизменными, если на момент поступления денег курс доллара на ММВБ изменился не более чем на __ процента с даты выписки счета";
  • при более жестких условиях может быть зафиксировано: "В случае, если между датами выписки счета и поступления денег на расчетный счет произошло изменение курса рубля по отношению к доллару более чем на __%, Продавец оставляет за собой право перерасчета цены и выставления счета на доплату", в этом случае излагается алгоритм пересчета;
  • удобно выставление цены с условием: например, цена выставляется в долларах США, а ниже оговаривается условие оплаты в рублях в пересчете по курсу ММВБ плюс процент на дату оплаты.

Информация о работе Бухгалтерский учет в оптовой торговле