Бухгалтерский учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Единственным кредитным, расчетным и кассовым центром страны является Национальный банк Украины. Все денежные средства предприятий и организаций должны храниться на расчетных или текущих счетах банка. Получение денег с этих счетов производится под непосредственным контролем банка, что обеспечивает использование этих средств по целевому назначению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Основные нормативные документы регулирования бухгалтерского учета денежных средств…………………………………………………………………5
1.2. Теоретические аспекты бухгалтерского учета денежных средств………14
Глава 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Учет кассовых операций……………………………………………………16
2.2. Учет операций по расчетному счету и другим счетам в банке……….….24
2.3. Учет операций по валютному счету………………………….……………32
Заключение………………………………………………….……………………37
Список использованной литературы……………………...……………………40

Вложенные файлы: 1 файл

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ.docx

— 70.07 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерские счета - это  способ текущего группировки экономически однородных объектов учета и отражения  их состояния на определенный момент времени и движения за определенный отчетный период. Отражения хозяйственных операций на счетах осуществляется методом двойной записи, сущность которого заключается в записи каждой операции одновременно на двух счетах в одной и той же сумме, что вытекает из экономической сущности операции. Систематизация и накопление экономической информации регулируются через утвержденные приказами Минфина Украины от 30 ноября 1999 г. План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций и Инструкция по его применению, а также Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета от 29 декабря 2000.

Бухгалтерский баланс и другая финансовая отчетность - это способ обобщения и передачи финансовой информации пользователям через  упорядоченную систему взаимосвязанных  экономических показателей о  состоянии и хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Состав, порядок составления, представления и обнародования финансовой отчетности определяется раздела IV упомянутого Закона, Порядком предоставления финансовой отчетности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2000 г. № 419, НП (С) БУ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 20, 25.

Государством устанавливаются  основные правила и процедуры  нормативно-правового регулирования  учетного процесса обработки информации и составления финансовой отчетности для нужд внешних пользователей. Одновременно, в ст. 8 Закона о бухгалтерском учете закреплены нормы, позволяющие непосредственно субъектам предпринимательской деятельности самостоятельно устанавливать границы и формы ведения учета для внутренних потребностей управления, определять учетную политику предприятия.

Правовое регулирование  бухгалтерского учета - это система  законодательных и нормативных  актов, согласно которым предприятие  осуществляет хозяйственно-финансовую деятельность и обеспечивает ведение  ее бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Эти нормативные акты имеют определенную иерархическую подчиненность.

Вся система правового  регулирования бухгалтерского учета  в Украине может быть представлена следующим образом:

- законы и другие подзаконные нормативные акты;

- положения бухгалтерского учета и другие нормативные акты (приказы, инструкции и др.)., принимаемые центральными органами специальной компетенции (Министерством финансов Украины, НБУ, Госкомстатом Украины и другими ведомствами);методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, которые разрабатываются и утверждаются с учетом особенностей и потребностей определенных видов деятельности;

- рабочие документы по организации и ведению бухгалтерского учета и применения учетной политики, принимаемые собственником предприятия на основании нормативных документов, разработанных и утвержденных органами государства.

В нормативные акты первого  уровня относятся: законы, указы Президента Украины, Постановления Кабинета Министров  Украины, которые закрепляют обязательность однообразного ведения бухгалтерского учета всеми субъектами хозяйствования, основные требования к его организации, правила и процедуры ведения  бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Основным законодательным  актом, регулирующим вопросы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, является Закон Украины «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности в  Украине», принятый 16 июля 1999 г. в этом Законе дается определение бухгалтерского учета, его объекта, устанавливаются  единые правила бухгалтерского учета для всех предприятий независимо от форм собственности и вида деятельности, определяются правовые основы регулирования, организации, ведения и систематического учета, его регистры, порядок оценки имущества и обязательств, привила составления и представления финансовой отчетности в Украине.

К важным постановления Кабинета Министров Украины по вопросам бухгалтерского учета также следует отнести  также Типовое положение по вопросам, учета и контроля себестоимости  продукции (работ, услуг) в промышленности (от 24 апреля 1996 г.); Порядок предоставления финансовой отчетности (от 28 февраля 2000 г.). Нормативные акты второго уровня включают положения и инструкции по бухгалтерскому учету, которые принимаются Министерством Украины, Национальным банком и другими ведомствами, в которых изложены общие требования государственного регулирования бухгалтерского учета, содержатся основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета. Так, приказом Министерства финансов Украины от 31 марта 1999 г. утверждено 32 Положения (стандарта) бухгалтерского учета.

Важное значение имеют инструкции Министерства финансов о порядке бухгалтерского учета хозяйствующих средств и операций, например: Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете (24 мая 1995 г.); Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей денежных средств и документов и расчетов (11 августа 1999 г.). Особое место принадлежит нормативным актам НБУ.

Третий уровень правового  регулирования бухгалтерского учета  включает методические рекомендации, инструкции и ласты, разъясняющие применение отдельных положений бухгалтерского учета. Министерство финансов разработало и утвердило Единый план счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению (30 ноября 1999 г.), Инструкция о применении плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, а также Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета (20 декабря 2000 г.). Кроме того, Министерство финансов Украины разработало типовые формы документов, учетных регистров, формы бухгалтерской документации, а также издает инструкции о порядке бухгалтерского учета хозяйственных средств и операций. Хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности и отраслей хозяйства, обязаны руководствоваться этими документами, которые являются обязательными. К документам четвертого уровня правового регулирования организации и ведения учета относятся положения, инструкции, приказы и другие рабочие документы по ведению бухгалтерского учета, которые находятся непосредственно в компетенции организации и являются внутренними рабочими стандартами. К ним следует отнести: приказ об учетной политике организации, рабочие планы счетов бухгалтерского учета, положение об оплате труда, должностные инструкции и пр.

Важную роль в системе  нормативного регулирования бухгалтерского учета играют национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, утвержденные Министерством финансов Украины. В условиях глобализации финансовых решений, создание корпораций особое значение приобретают проблемы унификации национальных стандартов бухгалтерского учета со стандартами международными.

 

 

1.2. Теоретические аспекты бухгалтерского учета денежных средств.

Деньги - это всеобщий эквивалент, то особый товар, в котором все  другие товары выражают свою стоимость. Еще совсем недавно использование  при расчетах (платежах) безналичных  средств было прерогативой юридических  лиц. Стремительное развитие новых технологий и техники способствовало тому, что безналичные деньги становятся неотъемлемой частью жизни каждого человека, быстро вытесняя наличные. Однако имеющиеся средства достойно выдерживают «конкуренцию» с безналичными деньгами, когда речь идет о выплате предприятием заработной платы работникам, компенсации командировочных расходов, а также при осуществлении других хозяйственных расходов, как правило, проведенных через кассу предприятия.

Учитывая тот факт, что  использование наличных предприятием вызывает соблазн расходы их не по целевому назначению, государство контролирует данный процесс путем введения нормативных  актов. Так, в соответствии со ст. 40 Закона № 679 Национальный банк Украины устанавливает правила, формы и стандарты расчетов банков и других юридических и физических лиц в экономическом обороте Украины с применением как бумажных, так и электронных документов и наличности, координирует организацию расчетов.

Согласно ст. 56 Закона № 679 НБУ выдает нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к его полномочиям, которые являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления, банков, предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также для физических лиц.

Во исполнение статей Закона № 679 НБУ была обновлена  нормативная  база по имеющемуся обращению, а именно приняты новые документы, регламентирующие осуществление операций с наличными  средствами:

- положение о ведении  кассовых операций в национальной  валюте Украины, утвержденное  постановлением Правления НБУ  от 19.02.2001 № 72;

- инструкция об организации  работы из наличного обращения  учреждениями банков Украины,  утвержденная постановлением Правления  НБУ от 19.02.2001 № 69.

- положение № 72 и Инструкция  № 69 опубликованы в «Официальном  вестнике Украины» № 12 от 06.04.2001 г. вступили в силу 17 апреля 2001 года (через 10 дней после официального  опубликования).

Правила организации расчетно-кассового  обслуживания коммерческими банками  клиентов и взаимоотношений по этому  вопросу между территориальными управлениями Национального банка  Украины и коммерческих банков в  национальной валюте, утвержденные постановлением Правления НБУ от 05.02.2001 № 44 опубликованы в «Официальном вестнике Украины» № 8 от 09.03. 2001, следовательно, набрали  силы 20 марта 2001 года (через 10 дней после  официального опубликования). Штрафные санкции за нарушение кассовой дисциплины предусмотрены Указом Президента Украины от 12.06.95 № 436 «О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличности» в редакции Указа Президента Украины от 11.05.99 № 491/99

Целью данной работы является изложение и анализ требований, который  необходимо выполнять при осуществлении  кассовых операций, а именно требований к порядку документального оформления кассовых операций, приема денежных средств в кассу предприятия, использованию наличной выручки предприятия и др.

 

 

Глава 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

 

2.1. Учет кассовых  операций.

Кассовые операции - это  операции, связанные с приемом, хранением, выдачей наличных денег кассами  банков, предприятий, организаций.  
Все предприятия согласно законодательству сохраняют свои средства в банках. Для осуществления операций с наличными на предприятиях создаются кассы. Касса предприятия [3] - помещение или место, предназначенное для приема, выдачи и хранения наличных средств, других ценностей и кассовых документов, где, как правило, ведется кассовая книга. 
Касса должна быть специально оборудована , а средства храниться в металлическом шкафу. Выдача денег осуществляется через окошко, при закрытых дверях. Доставка полученной наличности из банка осуществляется, в случае необходимости, с охраной; нельзя перевозить наличные в общественном транспорте. С кассиром обязательно заключается договор о материальной ответственности. 

Предприятия могут рассчитываться наличными как за счет средств, полученных в банке, так и за счет наличной выручки. Сумма наличного расчета с одним предприятием (предпринимателем) не должна превышать 10 тыс. гривен в день. Эти ограничения не касаются расчетов с физическими лицами, бюджетами, государственными целевыми фондами, а также расчетов за электроэнергию, за закупленную сельхозпродукцию подобное. Предприятию устанавливается лимит остатка наличности в кассе одной из обслуживающих банков по выбору предприятия. В другие банки, где предприятие имеет текущие расчеты, представляются копии заявления-расчета с установленным лимитом кассы. Штраф за превышение лимита наличности в кассе [1] взимается в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день. В дни выплаты зарплаты в течение трех дней разрешается превышение лимита наличности в кассе. 

Инвентаризация кассы  проводится внезапно в сроки, установленные  руководителем. Результаты инвентаризации оформляют актом инвентаризации. Излишки приходуют в доход  предприятия, нехватки относят на кассира (кроме случаев краж, стихийных  бедствий и т.п.). Движение денежных средств в кассе оформляется такими первичными документами[5]:

- приходный кассовый ордер  (форма № КО-1); 

- расходный кассовый ордер  (форма № КО-2); 

- платежные, расчетно-платежные  ведомости. 

Прием наличности в кассу  предприятия оформляют приходным  кассовым ордерам, подписанным главным  бухгалтером. При приеме наличности выдается квитанция с подписями главного бухгалтера и кассира и печатью. На деньги, полученные в банке по денежному чеку, тоже оформляют приходный кассовый ордер. Выдачу денег из кассы оформляют расходным кассовым ордерам или платежным ведомостям, подписанным руководителем и главным бухгалтером. Прием и выдачу наличности по кассовым ордерам осуществляют только в день их выписки. Кассовые и другие расходные документы сразу после получения или выдачи денег по ним подписываются кассиром, а на приложенных к ним документах ставится штамп или надпись «Оплачено» с указанием даты. 

Кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются в журнале  регистрации кассовых ордеров (форма  № КО- 3 или № КО-За).  Аналитический учет. Регистром аналитического учета по учету кассовых операций является кассовая книга (форма № КО-4). Каждая операция по каждому приходным и расходным кассовым ордером записывается в кассовую книгу в день ее совершения. Записи в кассовой книге осуществляются в двух экземплярах через копировальную бумагу. Второй экземпляр - отрывной, это отчет кассира, который ежедневно передается в бухгалтерию с приложенными кассовыми ордерами под роспись в кассовой книге. Листы кассовой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью предприятия и количество их заверенная подписями руководителя и главного бухгалтера. Исправления в кассовой книге не допускаются; сделаны исправления (текущего дня) заверяются подписями кассира и главного бухгалтера. Разрешается ведение кассовой книги на компьютере. Синтетический учет ведется на активном счете 30 «Касса», субсчета: 301 "Касса в национальной валюте"; 302 "Касса в иностранной валюте ". Поступление денег отражается по дебету, расходование - по кредиту счета. В балансе сальдо этого счета отражается в разделе 2 актива. Регистры синтетического учета: 

- полная журнально-ордерная  форма - Журнал-ордер 1, Ведомость  1; 

- сокращенное  журнально-ордерная форма - Журнал-ордер 1, Ведомость 1;

Информация о работе Бухгалтерский учет денежных средств