2.3. Совершенствование
учета расходов на содержание сельскохозяйственной
техники
Одним из способов повышения
эффективности деятельности сельскохозяйственных
предприятий, их конкурентоспособности
на рынке является внедрение современных
информационных технологий, позволяющих
автоматизировать процессы обработки
и выписки документов, составления отчетности
и оперативного учета.
Решить эти задачи сельскохозяйственным
предприятиям позволяет внедрение программ
автоматизированного учета. Наиболее
популярными в Республике Беларусь на
сегодняшний день являются продукты компании
1С, такие как «1С: Предприятие», «1С: Бухгалтерия».
Внедрение автоматизации
учета обеспечивает комплексную поддержку
хозяйственной деятельности в сельскохозяйственных
организациях и подразделениях, позволяет
получать и использовать информацию, необходимую
для принятия управленческих решений
и обеспечения учета деятельности организации,
более оперативно вносить данные учета,
позволяют ускорить процесс составления
необходимой документации и усовершенствовать
график документооборота. Так же следует
выделить, что почти все программные продукты
для автоматизации учета можно оптимизировать
под конкретную организацию и ее особенности,
что делает учет еще более удобным и эргономичным.
Для ведения
бухгалтерского учета в ГП «Племптицезавод
«Белорусский» используется программное
обеспечение «1С: Бухгалтерия». Использование
данного программного обеспечения позволяет
совершенствовать как бухгалтерский учет
в целом по организации, так и его отдельные
отрасли, в частности, учета расходов на
содержание сельскохозяйственной техники.
Совершенствование происходит за счет
ускорения процессов делопроизводства,
внесения, обработки и получения информации.
Характерной особенностью её является
то, что процесс обработки первичных документов
основывается на принципе систематического
накопления и периодического обобщения
их данных в виде регистров синтетического
и аналитического учёта (машинограмм).
Основанием для записи в регистры являются
первичные документы.
Значительно ускоряется
делопроизводство, так как ручной
способ его ведения требует
время на заполнения необходимых
граф вручную, что, в свою очередь,
является более трудоемким процессом,
нежели ввод данных с помощью
клавиатуры и компьютерной мыши.
То же происходит и при вводе,
обработке и получении информации.
Программа сама производит все
математические расчеты и выводит
уже готовые данные.
Таким образом, применение
современных средств автоматизации
учета на предприятии позволяет
сократить штат бухгалтеров в
несколько раз, так как при
использовании автоматизированных
средств учета не требуется
кропотливое переписывание данных
по различным ведомостям и
отчетам, не требуются ручные
математические вычисления и
обработка данных.
Глава 3. Анализ эффективности
использования машинотракторного парка
и расходов на его эксплуатацию
3.1. Анализ состава и структуры
машинно-тракторного парка
Обстоятельный анализ использования
техники можно провести лишь на основе
хорошо поставленного учета, всестороннего
изучения организации работы машинно-тракторного
парка.
Основные задачи анализа
использования машинно-тракторного парка:
Изучение состояния использования
отдельных агрегатов, их групп, автомобилей,
тракторов и комбайнов в целом по хозяйству;
Выявление факторов и причин,
обусловивших достижение и недостатки
в использовании сельскохозяйственных
машин;
Обобщение и распространение
передового опыты, выявление внутренних
резервов повышения эффективности техники
в хозяйстве.
При проведении анализа
работы машинно-тракторного парка важно
установить, как хозяйство обеспечено
тракторами, комбайнами и другими машинами.
В связи с этим возникает необходимость
в определении обобщающих фактических
и нормативных показателей технической
оснащенности хозяйств, от которой в большой
мере зависит занятость, сезонная и годовая
выработка машин. Периодическое проведение
соответствующих расчетов поможет руководителям
предприятий систематически контролировать
состояние обеспеченности машинно-тракторным
парком, приобретать необходимую технику,
более рационально распределять ее по
хозяйству.
Потребность в тракторах,
комбайнах и других сельскохозяйственных
машинах определяется при разработке
производственных планов. На ГП «Племптицезаводе
«Белорусский» потребность в технике
определяют расчетно-конструктивным способом.
Расчетно-конструктивный способ используется
при разработке оперативных планов. Исходной
информацией служат технологические карты
возделывания сельскохозяйственных культур.
По данным технологических карт составляют
сводный план механизированных работ
на конкретный период (наименование, объемы
и агротехнические сроки работ, состав
агрегатов, их дневная производительность).
Определяются ежедневная
потребность в тракторах по всем работам,
полученные результаты выравниваются.
Выравнивание ежедневной потребности
в тракторах обеспечивается следующими
приемами: заменой тракторов одних марок,
потребность в тот или иной день максимальна,
тракторами других марок, которые в этот
период не заняты или потребность в них
незначительна; смещение агротехнических
сроков выполнения отдельных совпадающих
по времени работ на более ранние или поздние
сроки в допустимых пределах; перераспределением
объемов совпадающих по времени работ
в рамках агротехнического сроках и соответствующего
числа в момент совпадения работ выполняется
минимально возможный их объем.
Для наиболее полного
анализа наличия и обеспеченности предприятия
техникой потребуются данные о количестве
и составе машинно-тракторного парка в
ГП «Племптицезаводе «Белорусский». Данные
приведены в таблице 3.1
Таблица 3.1Состав и структура
машинно-тракторного парка за три года
ГП «Племптицезавода «Белорусский»
Машины и тракторы |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2011 г к 2009 г |
Кол-во |
Уд. вес |
Кол-во |
Уд. вес |
Кол-во |
Уд. вес |
Бульдозеры |
1 |
7,1 |
1 |
7,7 |
1 |
7,7 |
100,0 |
Экскаваторы |
3 |
21,4 |
2 |
15,4 |
2 |
15,4 |
66,7 |
Автокраны |
2 |
14,3 |
2 |
15,4 |
2 |
15,4 |
100,0 |
Бензовозы |
4 |
28,6 |
3 |
23,1 |
3 |
23,1 |
75,0 |
Передвижные ремонтные мастерские |
3 |
21,4 |
4 |
30,8 |
4 |
30,8 |
133,3 |
Передвижные агрегаты техобслуживания |
1 |
7,1 |
1 |
7,7 |
1 |
7,7 |
100,0 |
Итого: |
14 |
100,0 |
13 |
100,0 |
13 |
100,0 |
92,9 |
Исходя из проведённого анализа
таблицы 3.1 можно заметить, что количество
бульдозеров, автокранов, передвижных
агрегатов техобслуживания не изменилось.
Количество экскаваторов, бензовозов
в 2011 году уменьшилось о сравнению с 2009
годом. Передвижных ремонтных мастерских
в 2011 году стало больше из чего можно сделать
вывод, что качество техники ухудшилось,
что и заставило использовать больше ремонтных
мастерских. Итого количество машин с
2009 года на 2011 год уменьшилось, изменение
составило 92,2%.
Состав и структура машинно-тракторного
парка определяются в зависимости от возможных
объемов работ и сроков их выполнения.
При этом учитывается, что дорогостоящие
сельскохозяйственные тракторы и машины
эксплуатируются в пределах оптимальных
агротехнических сроков выполнения технологических
операций.
Производственное обслуживание
сельскохозяйственных предприятий включает
автотранспортное, ремонтно-техническое,
агрохимическое и другие виды обслуживания.
Различные транспортные средства используются
в определенных условиях, трактора - внутрихозяйственные
перевозки в отсутствии хороших дорог,
обработка почв и другие работы. Выбор
транспортных средств зависит от характеристики
грузов и выполняемых работ.
3.2. Анализ динамики
и выполнения плана объёмов машинно-тракторных
работ
Для оценки результатов
работы машинно-тракторного парка используется
комплекс экономических показателей,
которые исчисляются как в целом по машинно-тракторному
парку, так и по маркам.
В числе этих
показателей следует выделить: объем
тракторных работ, измеряемый количеством
условных эталонных гектаров; количество
машино-дней и машино-смен, отработанных
одним трактором за год; коэффициент сменности,
который определяется как отношение количества
машино-смен к машино-дням; коэффициент
использования машин в работе (определяется
делением среднего количества дней, отработанных
одним трактором, на 365 дней); годовая, дневная,
сменная и часовая выработки в расчете
на один трактор; себестоимость одного
условного эталонного трактора.
Перечисленные показатели
изучают в динамике, сопоставляют
с данными плана, что позволяет
дать объективную оценку использования
машинно-тракторного парка .
Объем тракторных
работ определяется количеством
тракторов и уровнем годовой
выработки одного трактора. Последняя
зависит от количества отработанных за
год дней и уровня среднедневной выработки.
Сменная выработка зависит от продолжительности
смены и уровня среднечасовой выработки.
Взаимосвязь объема тракторных работ
и определяющих его факторов может быть
показана в виде следующей формулы:
V = Т * Д * Кс * Ч * Вч (3.1)
Где V – объем тракторных работ;
Т – среднегодовая численность
тракторов;
Д – количество отработанных
дней одним трактором за год;
Кс – коэффициент сменности;
Ч – продолжительность смены;
Вч – Среднечасовая выработка
одного трактора.
Важная роль отводиться
и оперативному анализу использования
машинно-тракторного парка. В оперативном
анализе большее внимание уделяется
изучению результатов работы
отдельных марок машин и отдельных
трактористов- машинистов по периодам
сельскохозяйственных работ и за более
короткие промежутки времени.
Нормативную обеспеченность
хозяйства отдельными самоходными
и другими машина рассчитывают
и по средней их производительности,
времени работы в день или
смену (в часах) и среднему агротехническому
сроку работы в днях или
сменах. Обеспеченность хозяйства
уборочными комбайнами по формуле:
Где Онк – необходимый
уровень обеспеченности комбайнами (количество
комбайнов на 100 га уборочной площади);
Wч – средняя производительность
комбайна в час сменного времени;
Т – время работы
в день, смену, ч;
Допт – оптимальный
агротехнический срок выполнения работы
в данном рабочем периоде, дней, смен.
При определении
обеспеченности хозяйств техникой
очень важно установить их
соотношение между тракторами
и основными рабочими машинами.
Это необходимо для правильного
комплектования агрегатов, обеспечения
высокопроизводительного их использования
и выполнения важнейших работ.
С помощью таблицы
3.2, расположенной ниже проанализируем
объём работ, количество человек
и заработную плату рабочих
машинно-тракторного парка ГП «Племптицезавода
«Белорусский» за 2009-2011 г.
Исходя из данных таблицы
3.2 можно определить что изменения объёмов
работ промышленного производства, ремонтных
мастерских, капитального ремонта машин
и оборудования к 2011 году составило 46,7%;
изменение объёма работ грузового автотранспорта,
транспортной работы тракторов, текущего
ремонта, живой тягловой силы 2011 года к
2009 году составило 76,7%. Заработная плата
к 2011 году увеличилась у всех рабочих машинно-тракторного
парка. Изменение отработанных человеко-дней
трактористами-машинистами, трактористами,
комбайнёрами к 2011 году составило 85,7%.
Количество выполненных работ машинно-тракторного
парка в 2011 году уменьшилось по сравнению
с 2009 годом .
Таблица 3.2 – Объём
работ, количества человек и заработной
платы рабочих машинно-тракторного
парка за 2009 – 2011 гг.
Наименования работ |
Ед. измер-я |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
Темп роста,
2011 г к 2009 г |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Промышленное производство,
ремонтные мастерские, капитальный ремонт
машин и оборудования, электроснабжение
и водоснабжение |
тыс. чел-час. |
60 |
53 |
28 |
46,7 |
Грузовой автотранспорт, транспортные
работы тракторов, текущий ремонт, живая
тягловая сила |
тыс. чел-час. |
30 |
48 |
23 |
76,7 |
Заработная плата трактористов-машинистов,
трактористов, комбайнёров |
млн. руб. |
162 |
173 |
227 |
140,1 |
Заработная плата водителей
грузовых автомобилей |
млн. руб. |
32 |
35 |
55 |
171,9 |
Заработная плата рабочих ремонтных
мастерских |
млн. руб. |
57 |
72 |
93 |
163,2 |
Отработано трактористами-машинистами,
трактористами, комбайнёрами |
чел-дн, тыс. |
7 |
7 |
6 |
85,7 |
Отработано водителями грузовых
автомобилей |
чел-дн, тыс. |
1 |
1 |
1 |
100,0 |
Отработано рабочими ремонтных
мастерских |
чел-дн, тыс. |
3 |
3 |
3 |
100,0 |
Среднегодовая численность
трактористов-машинистов, трактористов,
комбайнёров |
чел |
26 |
25 |
20 |
76,9 |
Среднегодовая численность
водителей грузовых автомобилей |
чел |
5 |
5 |
5 |
100,0 |
Среднегодовая численность
рабочих ремонтных мастерских |
чел |
12 |
12 |
10 |
83,3 |
Перевезено грузов, грузовыми
автомобилями |
тыс. т |
265 |
251 |
197 |
74,3 |
Выполнено грузовыми автомобилями |
Тыс. т-км |
2952 |
3171 |
2450 |
83 |