Бухгалтерский учет поступления и выбытия основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: охарактеризовать бухгалтерский учет поступления и выбытия основных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы бухгалтерского учета поступления и выбытия основных средств;
2) исследовать организацию бухгалтерского учета поступления и выбытия основных средств на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Понятие, классификация основных средств. Условия признания в бухгалтерском учете
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета поступления и выбытия основных средств
1.3 Документационное оформление операций по учету движения основных средств
ГЛАВА 2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Оценка основных средств
2.2 Учет поступления основных средств
2.3 Учет выбытия основных средств
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ВАРИАНТ 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 124.10 Кб (Скачать файл)

Положение по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н [6], устанавливает правила оценки, способы амортизации и восстановления основных средств, порядок отражения информации при выбытии объектов, объем раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н [7], устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций. В положении определены различные виды расходов и порядок их учета, а также порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Методические рекомендации и инструкции (3-й уровень) призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»[8], в котором  приводятся формы бухгалтерской отчетности для юридических лиц (кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций) и утверждаются Указания об объеме представления и порядке составления форм бухгалтерской отчетности.

Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»[9].

Рабочие документы самого предприятия (4-й уровень) определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основные рабочие документы организации:

- документ по учетной  политике предприятия;

- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем  План счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем  формы внутренней отчетности.

Многие организации ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами.

 

 

 

 

 

 

1.3 Документационное оформление  операций по учету движения  основных средств

 

 

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, составленными по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». В случае необходимости, когда бывает недостаточно показателей, которые содержат бланки унифицированных форм, организации могут дополнять (расширять) эти формы по своему усмотрению, соблюдая Порядок, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 24.03.1999 № 20. В табл. 1.1 указан перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств[11].

 

 

Таблица 1.1. Перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств

 

Номер унифицированной формы

Наименование формы

ОС-1

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-1а

Акт о приеме-передаче здания (сооружения)

ОС-1б

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-2

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

ОС-3

Акт о приеме сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств

ОС-4

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-4а

Акт о списании автотранспортных средств

ОС-4б

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-6

Инвентарная карточка учета основных средств

ОС-6а

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств

ОС-6б

Инвентарная книга учета объектов основных средств

ОС-14

Акт о приеме (поступлении) оборудования

ОС-15

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

ОС-16

Акт о выявленных дефектах оборудования


 

 

Формы № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)», ОС-la «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)», используются для оформления и бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств: поступивших посредством приобретения за плату; строительства подрядным или хозяйственным способом; получения от других организаций в безвозмездное пользование; внесения в качестве вкладов в уставный (складочный) капитал; получения в хозяйственное ведение (оперативное управление); получения в аренду (по договору финансовой аренды); поступления по акту дарения, а также для оформления операций, связанных с объектами основных средств, внесенными участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Эти же формы применяются и в том случае, когда организация продает основное средство, передает его по договору мены или в доверительное управление.

Учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств (формы № ОС-6, ОС-6а, ОС-6б). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.

Если в организации имеется небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет можно осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объектах основных средствах по их видам и местам нахождения.

Заполнение инвентарной карточки производится на основе акта о приеме-передаче объекта основных средств (формы № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»,  ОС-la «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)»), технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; о способе начисления амортизации либо, если имеет место неначисление амортизации, отметка об этом, а также указываются индивидуальные особенности объекта.

Перемещение объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другое оформляется формой № ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств», данные о таких перемещениях вносятся в инвентарную карточку учета объектов основных средств.

Для приемки объектов основных средств после восстановительных работ используется форма № ОС-3 «Акт о приеме сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств», в которой отражаются характеристики объекта основных средств в момент его передачи в ремонт, на реконструкцию, модернизацию и затраты на произведенный ремонт (модернизацию, реконструкцию) объекта. Информация о ремонте, реконструкции, модернизации также вносится в форму № ОС-6 «Инвентарная карточка учета основных средств».

Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

Для оформления выбытия объектов основных средств вследствие их негодности и невозможности к дальнейшему использованию, морального и физического износа, ликвидации объектов при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях используются формы № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)», ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств», ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)».

Для определения целесообразности или непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления необходимой документации на списание указанных объектов (если наличие основных средств является существенным) в организации приказом ее руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица (в т.ч. главный бухгалтер и материально ответственные лица). Такая комиссия занимается непосредственным осмотром объектов, подлежащих списанию, устанавливает причины, обусловившие необходимость их списания (физический и моральный износ, преждевременное выбытие вследствие нарушения нормальных условий эксплуатации или аварии и др.), выявляет лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, вносит предложения о привлечении этих лиц к установленной законодательством ответственности, а также определяет возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и проводит их оценку, кроме того, осуществляет контроль за изъятием из списываемых основных средств драгоценных металлов, определяет их количество и вес.

Таким образом, основные средства – это совокупность производственных, материально-вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течение длительного периода времени, сохраняя при этом на протяжении всего периода натурально-вещественную форму и перенося свою стоимость на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений. Классифицируются основные средства по таким признакам: по видам, назначению и характеру участия в процессе производства, по степени использования и принадлежности, по отраслевому признаку. Также их классифицируют в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ).

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, составленными по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Регулируется бухгалтерский учет поступления и выбытия основных средств федеральными законами, положениями по бухгалтерскому учету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

2.1  Оценка основных  средств

 

 

Согласно приказу Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств"[6] основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

    • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
    • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
    • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
    • таможенные пошлины и таможенные сборы;
    • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
    • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
    • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятая к бухгалтерскому учету. При определении текущей рыночной стоимости  могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости, отдельных объектов основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств,  приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, является стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

В первоначальную стоимость основных средств, приобретенных за плату, полученных в счет вклада в уставный капитал, а также полученных по договорам дарения (безвозмездно) и мены, включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

Оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету (п. 16 ПБУ 6/01). [12, c.218]

 

 Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам (п. 15 ПБУ 6/01).

Но при этом необходимо учесть, что если организация решит переоценивать те или иные группы однородных объектов основных средств, то в последующем такая переоценка должна будет производиться регулярно с той целью, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Информация о работе Бухгалтерский учет поступления и выбытия основных средств