Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:58, дипломная работа
Целью работы является изучение порядка ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками на конкретном предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решать следующие задачи:
1. рассмотреть задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
2. изучить синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками;
3. проанализировать особенности ведения учета с покупателями и заказчиками на ООО «Снежный городок-Сибирь».
4. сделать выводы и предложения по совершенствованию по учету и контролю расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Снежный городок-Сибирь».
Введение
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Нормативное регулирование учета расчетных операций
1.2 Виды расчетных операций
1.3 Первичная учетная документация по учету расчетов с покупателями и заказчиками
Глава 2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Снежный городок-Сибирь»
2.1. Структура и виды деятельности предприятия. Анализ основных экономических показателей……………………………………………….
2.2 Документальное оформление учета расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………….
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………..........
Глава 3. Выводы и предложения по совершенствованию учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Снежный городок-Сибирь»
Заключение
Библиография
Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями за отгруженные товары
Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями за отгруженные товары (учет операций по счету 62) ведется в журнале-ордере по счету 62 в разрезе каждого дебитора, которые дают возможность контролировать наличие задолженности покупателей, сроки оплаты за отгруженный товар. Аналитический учет на этом счете ведут в разрезе покупателей и каждого отгрузочного и платежного документа. Покупатели и заказчики должны погасить задолженность по приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли-продажи или поставки. Аналитический учет ведется в хронологическом порядке. При этом построение аналитического учета обеспечивает возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным.
Оплата счетов покупателем может производиться как в безналичной форме, так и наличными деньгами в кассу предприятия (в пределах лимита, установленного для расчетов между юридическими лицами, наличными деньгами). Банковская выписка по счету поступает на предприятие только на следующий день, поэтому используется система «клиент-банк» Сберегательного банка РФ, которая позволяет увидеть поступление средств на расчетный счет в этот же день, и отслеживать в реальном времени процесс проведения операций по расчетному и валютному счетам, а также контролировать поступление денежных средств от покупателей. Это оказывается очень удобно для покупателей, которые могут получить товар в день оплаты счета.
Первичный учет расчетов с покупателями и заказчиками
Основанием для отражения в учете сумм оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги, а также сумм предварительной оплаты в счет будущих поставок продукции, выполнения работ, услуг является выписка банка. При этом на саму отгруженную продукцию составляется накладная, покупателю или заказчику выставляется счет на оплату, а в течение 5 дней с момента отгрузки выставляется счет-фактура. Основанием для зачета аванса в оплату отгруженной продукции является бухгалтерская справка. Списание дебиторской задолженности, у которой прошел срок исковой давности, производится на основании инвентаризационной ведомости, письменного обоснования и приказа руководителя.
Покупатели формируют запросы менеджерам предприятия. Менеджер выставляет счет, и отправляет его покупателям. По условиям договора поставки покупателю может быть предоставлена отсрочка платежа (до 90 дней). Размер отсрочки может варьироваться в зависимости от размера партии закупки, времени года, действующего на данный момент листа скидок. При отпуске продукции в продажу менеджер предприятия выписывает расходную накладную. Покупатели либо сами забирают товар со склада предприятия, либо просят отправить товар транспортной компанией.
В первом случае покупатель оформляет доверенность от юридического лица на получение товарно-материальных ценностей по форме М-2, а во втором случае доверенность заменяется накладной транспортно-экспедиционной компании. Полученные доверенности прикалываются ко второму экземпляру расходных накладных, остающихся в бухгалтерии предприятия, корешок доверенности оформляется и возвращается покупателю. Если товар покупателю отправляется транспортно-экспедиционной компанией, то в этом случае к расходной накладной прикрепляется только накладная транспортной компании.
Покупатели в некоторых случаях в счет оплаты задолженности предоставляют векселя третьих лиц (банковские). В случаях, предусмотренных соответствующими договорами, производятся взаимозачеты за поставленные товары. В практике работы предприятия также было несколько случаев расчетов по договорам уступки права требования.
В работе предприятия встречаются ситуации, когда отгрузка производится одному покупателю (юридическому лицу), а оплату за него производит другое лицо. В этом случае на платежном поручении указывается «оплата за». С учетом данного вида расчетов на предприятии связано некоторое количество ошибок. Бухгалтер, формирующий проводки по банковским документам, может не обратить внимание на эту строку в платежном поручении; и получается, что деньги предприятие получило как аванс от второго лица, а по первому лицу числится задолженность. Ошибки подобного рода исправляются обычно в конце месяца, когда производится сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». После выявления подобной ошибки неверная запись сторнируется, а от плательщика запрашивается письмо, в котором он указывает за кого и по какому документу поступили средства в оплату. Иногда случается и так, что предприятие-плательщик в платежном поручении не указывает слов «оплата за», а указывает лишь документ по которому произведена оплата, например, счет. В таком случае путаница возникает в аналитическом учете. В связи с этим, необходимо грамотно организовать работу менеджеров по продажам и усилить контрольные функции бухгалтерии.
В настоящее время распространены взаиморасчеты между организациями в которых участвуют два, три и более партнеров. Для взаимного погашения задолженностей они составляют акты с подтверждением задолженностей и описанием порядка их погашения. Сделки по взаимозачету задолженностей можно квалифицировать как передачу друг другу прав требования.
Гражданский кодекс допускает как полное, так и частичное погашение взаимных требований при проведении зачета. Это значит, что величина обязательств сторон может быть различной. В подобной ситуации зачет следует проводить на сумму наименьшей задолженности. У стороны, чья задолженность окажется больше, останется часть обязательства, не погашенная зачетом.
Обязательства, которые нельзя принять в зачет взаимных требований, перечислены в ст. 411 ГК РФ. Это, в частности, задолженность, по которой истек срок исковой давности (три года с момента ее возникновения). Кроме того, запрет на погашение того или иного обязательства зачетом может быть предусмотрен договором либо законом. В остальных случаях стороны вправе проводить взаимозачет, опираясь на положения ст. 410 Гражданского кодекса.
Взаимозачетные операции в анализируемом предприятии встречаются двусторонние и многосторонние. Двусторонние взаимозачеты проводятся по соглашению обеих сторон либо по заявлению одной из них. Последний вариант зачета предусмотрен ст. 410 ГК РФ. ООО «Снежный городок-Сибирь» представляет своему партнеру заявление о зачете встречной задолженности и, не дожидаясь его согласия, отражает в учете погашение долга. Контрагент при отсутствии обоснованных возражений также обязан зачесть имеющуюся задолженность.
В многосторонней сделке по зачету взаимных требований участвует более двух сторон. При проведении многостороннего взаимозачета стороны внимательно следят, чтобы зачет проводился в нужном направлении и на допустимую сумму. Для этого изначально правильно определяют «течение» многосторонней задолженности. Задолженность сторон, отраженная в акте, сопровождается ссылками на подтверждающие документы: договора, накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ, платежные документы. В акте взаимозачета отдельной строкой выделяют сумму НДС, относящегося к каждому обязательству.
Составители акта о взаимозачете следят за правильным отражением дат. В обязательном порядке в акте указывают не только дату его составления и даты проведения сделок и возникновения задолженностей, но и дату проведения взаимозачета. Следят, чтобы дата проведения зачета не оказалась более ранней, чем даты осуществления операций и возникновения задолженностей.
Дата, на которую проводится взаимозачет, считается датой оплаты продукции (работ, услуг). Если в акте взаимозачета не указана дата, на которую проводится зачет, датой оплаты (погашения обязательств) признается день подписания акта сторонами. Взаимозачетная операция является односторонней сделкой и может быть совершена одной из сторон с уведомлением другой стороны при отсутствии разногласий по проведению взаимозачета. Сторона, принявшая решение о проведении взаимозачетной операции, оформляет заявление о проведении зачета. Сделка по проведению взаимозачета вступает в силу с момента получения этого заявления другой стороной. Подтверждением получения заявления другой стороной необходимо считать квитанцию, уведомление о получении и так далее.
Одним из наиболее часто встречающихся способов расчетов являются расчеты товарными векселями. Бухгалтерский учет товарных векселей, применяемых при расчетах между организациями за поставленные товары (продукцию) осуществляется на основе письма Минфина РФ от 31.10.94 г. №142 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» 31.07.1984г. Товарный вексель подтверждает обязательства покупателя оплатить задолженность по наступлении определенного срока. За предоставленную отсрочку платежа векселедатель уплачивает проценты по векселю. Организация - получатель денег по векселю (векселедержатель) при получении суммы, указанной в векселе, отражает ее.
Претензии, возникающие у организаций в связи с использованием векселей, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Если организация-векселедержатель ведет налоговый учет в целях исчисления НДС по моменту оплаты за реализованные товары, работы, услуги, то она считает продукцию, по которой был получен вексель, реализованной на дату погашения векселя.
В случае передачи векселедержателем векселя до окончания срока платежа по нему поступление средств отражается по дебету счетов учета денежных или других средств, иного имущества (в зависимости от конкретного содержания хозяйственной операции) и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные».
Если сумма фактически поступивших денежных или иных средств, иного имущества меньше той, которую организация должна получить по векселю, указанная разница относится векселедержателем в дебет счета учета прочих расходов и доходов.
В случае неоплаты векселедержателем векселя в установленный срок задолженность, числящаяся у векселедержателя на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные», переводится на счет 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Сумма начисленных расходов по опротестованию векселя отражается по дебету счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы» и кредиту счета 76, субсчета 2 «Расчеты по претензиям».
Перечисление указанных сумм отражается по дебету счета 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счетов учета денежных средств.
Для контроля за индоссированными векселями применяется забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». На этом забалансовом счете индоссированные векселя числятся до истечения срока предъявления в установленном порядке претензий по указанным векселям, получения извещения об их оплате или оплаты их организацией.
Организация, выдавшая аваль (поручительство по векселю), отражает его на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».
Если покупатель товарно-материальных ценностей в качестве оплаты индоссирует на продавца вексель третьего лица, то в таком случае на дату индоссамента задолженность покупателя погашается. Полученный вексель отражается как финансовое вложение по цене приобретения, которая обычно равна продажной цене продукции (товара). При этом номинал векселя не имеет значения для бухгалтерского учета. В дальнейшем продажа или погашение векселя проводится обычным порядком через счет 91 «Прочие доходы и расходы»
В настоящее время распространены взаиморасчеты между организациями, в которых участвуют три и более партнера. Для взаимного погашения задолженностей они составляют акты с подтверждением задолженностей и описанием порядка их погашения. Эти операции нельзя отнести к товарообменным, поскольку условия, сроки возникновения и величины задолженностей разные. Если в данном случае и применимо понятие обмена, то оно относимо к самим задолженностям, а не товарам. Сделки по взаимозачету задолженностей можно квалифицировать как передачу друг другу прав требования. Таким образом, удается погасить задолженность без применения расчетов через банк.
Согласно статье 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. Договор уступки права требования считается исполненным в момент вступления договора в силу.
Порядок налогообложения таких операций налогом на добавленную стоимость установлен ст. 155 НК РФ. Налоговая база по НДС при реализации новым кредитором, получившим требование финансовых услуг, связанных с уступкой требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.
Налоговая база по НДС при реализации новым кредитором, получившим требование, иных финансовых услуг, связанных с требованиями, являющимися предметом уступки, определяется в порядке, установленном ст. 154 НК РФ.
Налогообложение операций по уступке прав требований в целях налога на прибыль регламентируется ст. 279 НК РФ. При этом убыток, полученный от реализации прав, принимается в целях налогообложения. Порядок признания и сумма убытка в целях налогообложения зависит от срока, в течение которого была осуществлена переуступка.
Информация о работе Бухгалтерский учет рассчетов с поставщиками и заказчиками