Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследование практического применения методики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические вопросы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- привести и проанализировать экономическую характеристику исследуемой организации;
- анализ состояния бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на исследуемом предприятии;
- разработать мероприятия и определить направления совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......
3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ…………..
5
1.1.
Реформирование бухгалтерского учета в России…………………..
5
1.2.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ…………
14
1.3.
Основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………..……….
19
2.
ООО «ЗЕРНОСБЫТ» - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………...
28
2.1.
Технико-экономическая характеристика…………………………...
28
2.2.
Анализ финансовых показателей……………………………………
33
2.3.
Организация бухгалтерского учета и анализ учетной политики….
42
3.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ…
51
3.1.
Учет продажи готовой продукции…………………………………..
51
3.2.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………...
55
3.3.
Особенности бухгалтерского учета экспортных операций расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………………..
60
3.4.
Направления совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………
78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....
82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками.doc

— 608.00 Кб (Скачать файл)

Кроме Министерства финансов Российской Федерации данную группу документов формируют органы исполнительной власти, ответственные за состояние дел в подведомственных видах деятельности и отраслях экономики, добровольные объединения юридических лиц и т. п., а также профессиональные организации бухгалтеров. Недаром правительство одобрило предложение о привлечении к этой работе Института профессиональных бухгалтеров России.

Трудно точно назвать  необходимое число методических указаний по бухгалтерскому учету. Можно лишь констатировать, что в перечне подлежащих разработке первоочередных положений по бухгалтерскому учету оказалось около 30 тем, а по методическим указаниям перспективы необозримы, поскольку они разрабатываются применительно к важнейшим отраслям экономики и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.),— их число может достигнуть 300.

Четвертый уровень в системе регулирования должны занять рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Наряду с документом об учетной политике организации здесь имеется ряд других документов - внутренние инструкции, необходимые для успешной организации и ведения бухгалтерского учета в системе управления организацией и решения задач ее функционирования. Повышается роль самой организации в становлении новой учетной политики в тесной увязке с системой управления (которую следует кардинально менять), переобучением кадров, наполнением новым содержанием привычных функциональных структур. Эта работа выполняется организацией самостоятельно или с привлечением консультационных (аудиторских) организаций.

Предстоит большая работа по наполнению системы соответствующими документами (разработка новых, переработка и уточнение действующих нормативных актов) с учетом соблюдения международных принципов и общепринятых правил в области бухгалтерского учета, а также максимального сохранения национальных традиций. Это требует больших интеллектуальных и финансовых затрат со стороны всех участников, заинтересованных в цивилизованном переходе экономики страны к рыночным отношениям. Сейчас Минфином России разработаны и утверждены 20 Положений по бухгалтерскому учету и несколько десятков методических указаний.

Таблица 1. Нормативное  регулирование бухгалтерского учета  в РФ

Уровень

Виды документов

Организации, участвующие  в принятии документов

Первый уровень — законодательный

Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации

Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации,

Правительство Российской Федерации, 
Министерство финансов Российской Федерации

Второй уровень — нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов Российской Федерации

Третий уровень - методический

Методические  указания, План счетов и Инструкция по его применению

Министерство  финансов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Институт профессиональных бухгалтеров России

Четвертый уровень  — организационный

Документы, формирующие  учетную политику организации (организационно-распорядительная документация)

Организации независимо от организационно-правовых форм деятельности


 

1.3. Основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками

Основными документами, регламентирующими учет расчетов с  покупателями и заказчиками, являются:

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ);

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет- 
ности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Рос- 
сии от 29.07.98 № 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета);

ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 №32н (далее - ПБУ 9/99);

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета  Финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - Инструкция по применению Плана счетов);

ПБУ 3/2000 «Учет активов  и обязательств, стоимость которых  выражена в иностранной валюте», утвержденное приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н (далее - ПБУ 3/2000);

другие нормативные  документы.

Организация-поставщик  продает продукцию и товары на основании заключенных с заказчиками договоров, в которых предусматриваются условия поставки. Готовую продукцию отпускают покупателям (заказчикам) по накладным. Основанием для оформления накладной (приказа-накладной) на отпуск готовой продукции является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица. Накладная должна выписываться в количестве экземпляров, достаточном для осуществления контроля за отгрузкой (вывозом) готовой продукции.

На основании накладных  выписываются счета-фактуры в двух экземплярах, один из которых направляется покупателю, другой остается у организации-поставщика.

При отгрузке готовой  продукции определяют суммы, подлежащие, уплате покупателем, оформляют и  предъявляют к оплате расчетные  документы. Суммы, подлежащие уплате покупателем, включают:

  • стоимость отгруженной продукции по договорным (продажным) ценам;
  • стоимость тары в случаях оплаты тары сверх договорной цены продукции;
  • расходы по транспортировке продукции, обусловленные договором, расходы по погрузке в транспортные средства, подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены (выполненные собственными силами и специализированными транспортными организациями);
  • налог на добавленную стоимость и другие налоги в соответствии с действующим законодательством.

Продукцию отпускают  со склада представителю покупателя по доверенности на получение груза, а при отправке продукции экспедитором транспортная организация оформляет провозные документы, которые экспедитор передает в отдел сбыта для отметки об исполнении договора поставки.

Бухгалтерия на основании  отгрузочных документов составляет ведомость отгрузки и продажи продукции, где указываются:

  • наименование покупателя;
  • дата и номер счета-фактуры;
  • количество продукции;
  • суммы по платежным документам;
  • форма расчетов;
  • отметки об оплате.

По окончании месяца бухгалтерия на основании первичных  документов составляет сортовые оборотные  ведомости движения готовой продукции по материально-ответственным лицам и местам хранения.

Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.

При заключении договора предусматривается «франко» — место, до которого все расходы по доставке продукции несет поставщик. Например, в цене продажи франко-склад поставщика учтено возмещение всех расходов по доставке продукции покупателем, а в цене продажи франко-станция назначения — возмещение всех расходов по доставке продукции поставщиком.

Покупатель может отказаться от акцепта и оплаты платежных  документов поставщиков по основаниям, предусмотренным в договоре, с обязательной ссылкой на пункт договора и указанием мотивов отказа. При поступлении продукции покупатель учитывает ее на забалансовом счете до получения от поставщиков указаний об отправке продукции обратно или другому покупателю.

В соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности продукция считается проданной, если она отгружена или отпущена покупателю, а расчетно-платежныс документы представлены к оплате.

При отгрузке продукции  покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

На суммы оплаты за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»;

Кредит счета 90 «Продажи».

При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.

При продаже амортизируемого  имущества, т.е. основных средств и  нематериальных активов, а также  другого имущества, стоимость имущества  по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (51, 52, 50, 55) и кредиту счета 62.

Невостребованная в  срок задолженность покупателей  и заказчиков списывается с кредита счета 62 в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Итак, для обобщения  информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

На данном счете отражается задолженность покупателей и заказчиков за проданную им готовую продукцию, выполненные работы, указанные услуги. Оборот по дебету означает увеличение дебиторской задолженности покупателей, оборот по кредиту — погашение этой задолженности вследствие перечисления денег или на другой основе (товарообменные операции, уступка требований и т.д.), а также сумму полученных от покупателей авансов. Таким образом, на конец месяца по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» может быть развернутое сальдо.

К счету 62 могут быть открыты  следующие субсчета:

62-1 «Расчеты с покупателями  в рублях»;

62-2 «Расчеты по авансам  полученным»; 

62-3 «Расчеты по векселям  полученным»;

62-4 «Расчеты с покупателями  в иностранной валюте».

По дебету счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» корреспондирует с кредитом счетов:

90 «Продажи» — за  проданную продукцию, товары, выполненные  работы, оказанные услуги;

91 «Прочие доходы и  расходы» — за проданные основные  средства, нематериальные активы, оборудование  к установке, производственные  запасы и прочие активы, производство (изготовление) или приобретение (товаров — для торговых

организаций) которых  прямо не связано с предметом  обычной деятельности предприятий;

46 «Выполненные этапы  по незавершенным работам» —  на сумму оплаченных заказчиком  этапов выполненных работ, имеющих самостоятельное значение, что делается по окончании всей работы в целом.

По кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражаются поступившие платежи  от покупателей и заказчиков на счета  по учету денежных средств данной организации.

Если в счет предстоящей  продажи продукции или товаров (выполнения работ, оказания услуг) организация получает от покупателей (заказчиков) авансы, то учет таких сумм ведется на субсчете 2 «Расчеты по авансам полученным», открываемом к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Если получение аванса и отгрузка продукции, товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществлялись в одном отчетном периоде (применительно к начислению и уплате НДС), то в бюджет будет перечислена сумма начисленного НДС (дебет счета 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» — кредит счета 62). В случае если аванс был получен в одном отчетном периоде, а отгрузка товаров — в другом, то в бюджет перечисляется сумма НДС, исчисленная с аванса (дебет счета 62-2 «Расчеты по авансам полученным» — кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС»).

На практике сумма  полученного аванса не всегда совпадает  с общей суммой сделки по договору. В этом случае сумма НДС, исчисленная  с выручки, превышает величину налога, исчисленного с полученного аванса.

Если в обеспечение  договорных обязательств задолженности  покупатель (заказчик) выдает собственный вексель, то такие операции будут отражены с использованием субсчета «Расчеты по векселям полученным», открываемого к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» следующим образом:

Д-т сч. 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»

К-т сч. 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»,

признана выручка от продажи продукции, товаров, прочего  имущества, выполненных работ, оказанных услуг;

Д-т сч. 62, субсчет «Векселя полученные»

К-т сч. 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»,

Принят к учету полученный от покупателя простой товарный вексель;

Д-т сч. 62, субсчет «Векселя полученные»

К-т счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»,

отражается превышение номинальной стоимости векселя, полученного от покупателя (заказчика), над договорной стоимостью продажи продукции, товаров, работ, услуг (проценты по векселю);

Д-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»

К-т сч. 62, субсчет «Расчеты по векселям полученным»,

отражается погашение  покупателем векселя, выданного  ранее в обеспечение оплаты товаров (продукции, работ, услуг).

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками