Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:00, курсовая работа
Целью курсового проекта является исследование теоретических основ учета и продажи готовой продукции животноводства, определение состояния учета готовой продукции в действующей организации и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучить нормативно – правовую базу учета готовой продукции в РФ;
определить теоретические основы учёта и продажи готовой продукции животноводства;
изучить организационно-экономическую характеристику организации;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………....………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧЁТА ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ..........………........6
1.1 Экономическое содержание процесса продаж как объекта бухгалтерского учета..............................................................................................................................6
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета выпуска и продажи готовой продукции...................................................................................................................13
1.3 Особенности бухгалтерского учета готовой продукции животноводства...................................................................................................17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА В ОАО «БУТЧИНО»……….....……….23
2.1 Экономическая и организационно – правовая характеристика объекта исследования…………………………………………………………………....…..23
2.2 Первичный учет выпуска и продажи готовой продукции в организации..........................................……………………………………….....….34
2.3 Синтетический, аналитический учет готовой продукции и ее продажи….................................................................................................…….....…40
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЁТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА В ОАО «БУТЧИНО»..…………...………………………45
3.1 Совершенствование аналитического учета продаж готовой продукции животноводства в организации........................................................................……45
3.2 Мероприятия по совершенствованию процесса продаж в ОАО «Бутчино»…………………….......................................................................………48
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………..…......54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Происходит постепенное увеличение выручки от сдачи скота на мясо, что составляет в 2010г – 20,8% от общей выручки по организации, в 2011г – 25,5%, в 2012г – 28,6%. В целом можно сказать о положительной тенденции при реализации продукции, идет расширение ассортимента и рынков сбыта.
Для того чтобы оценить размер и структуру сельскохозяйственного производства ОАО «Бутчино», необходимо рассмотреть ряд показателей («таблица 1.2»).
Проанализировав данные можно сделать следующие выводы: стоимость валовой сельскохозяйственной продукции к 2012 году уменьшилась, в связи с сокращением объёма продукции растениеводства, а вот производство молока с каждым годом увеличивается. Например, в 2010г – 802,7т, в 2011г – 811,0т, в 2012г – 996,5т. Но производство мясо меняется незначительно.
В течение рассматриваемого периода увеличилась среднегодовая стоимость основных средств основной деятельности, соответственно наблюдается наращивание производственного потенциала организации.
В период с 2010 по 2012 год не произошло существенных изменений в численности работников, что говорит о стабильности состава рабочего персонала.
Таблица 1.2 – Размер и структура сельскохозяйственного производства
Показатели |
Годы |
2012 г. в % | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 | |
1. Стоимость валовой |
16380,14 |
17557,88 |
18651,02 |
113,9 |
106,2 |
2.Произведено, т |
|||||
- молоко |
802,7 |
811 |
996,5 |
124,1 |
122,9 |
- мясо |
36 |
40 |
45 |
125 |
112,5 |
- зерновые |
497,7 |
917,5 |
1524 |
306,2 |
166,1 |
3.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. |
49331 |
52258,5 |
57314 |
116,2 |
109,7 |
4.Среднегодовая численность работников сельскохозяйственного производства, чел. |
54 |
49 |
51 |
94,4 |
104,1 |
5.Площадь |
3414 |
3414 |
3414 |
100 |
100 |
- в том числе пашня |
2177 |
2177 |
2177 |
100 |
100 |
6.Среднегодовое поголовье животных: |
|||||
-КРС всего, гол. |
820 |
747 |
559 |
68,2 |
74,8 |
-в том числе коровы |
300 |
300 |
300 |
100 |
100 |
Площади пашни остались неизменными.
Заметно существенное уменьшение поголовья животных, в связи с сокращением нетелей, при этом количество поголовья коров осталось неизменным.
Так же следует рассмотреть основные экономические показатели деятельности организации («таблица 1.3»).
Проанализировав данные видно, что произошло увеличение производство валовой продукции на 136,1% к отчётному году, а производство товарной продукции на 100га сельскохозяйственных угодий увеличилось на 144,5%.
Выход валовой продукции на 1 чел/час прямых затрат труда увеличился отдельно по отраслям растениеводства и животноводства и оплата труда на 1 чел/час в целом по сельскохозяйственному производству тоже возросла.
Производство валовой продукции на 100 руб. основных средств основной деятельности организации увеличилось.
На протяжении трех лет происходит значительное уменьшение уровня рентабельности организации.
Таблица 1.3 – Основные экономические показатели деятельности организации
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отчетный год в % к базисному |
1.Уровень производства |
479,8 |
514,2 |
699,8 |
136,1 |
-продукции животноводства |
7008,7 |
8228,8 |
9868,5 |
119,9 |
-продукции растениеводства |
9371,4 |
9329,1 |
9782,5 |
104,9 |
Произведено товарной продукции на 100га сельскохозяйственных угодий всего, тыс.руб. |
233,9 |
262,7 |
379,8 |
144,5 |
2.Производительность и
оплата труда Произведено |
|
|
|
|
-в растениеводстве |
2,04 |
1,95 |
2,08 |
106,7 |
-в животноводстве |
0,23 |
0,27 |
0,3 |
111,1 |
3.Эффективность производственн Произведено валовой продукции, руб. |
||||
-на 100 руб. основных производственных средств сельскохозяйственного назначения |
78,9 |
84,3 |
86,9 |
103,1 |
-на 100 руб. производственных затрат в сельскохозяйственных отраслях |
130,1 |
147,5 |
121,8 |
82,5 |
Уровень рентабельности(+), убыточности(-),% |
- |
- |
- |
- |
- прибыли(+), убытка(-) к полной
себестоимости реализованной |
396,18 |
387,3 |
397,45 |
102,6 |
-прибыли(+),убытка(-) к основным производственным средствам сельскохозяйственного назначения |
5,81 |
8,07 |
6,19 |
76,7 |
Для учета выпуска и продажи готовой продукции в ОАО «Бутчино» используется счет 43 «Готовая продукция». Счет – активный, сальдо дебетовое, показывает стоимость готовой продукции на складах предприятия. Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 «Готовая продукция» не отражается, а фактические затраты по ним по мере продажи списываются со счетов учета затрат на производство на счет 90 «Продажи». К счету 43 «Готовая продукция» открыты следующие субсчета:
- 43.1 — продукция растениеводства;
- 43.2 — продукция животноводства.
Готовой продукцией в ОАО «Бутчино» является: мясо КРС, молоко, зерно.
Любая хозяйственная операция в ОАО «Бутчино» должна быть оформлена первичным документом, который служит основанием для отражения ее в бухгалтерском учете.
Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями.
Отпуск готовой продукции оформляется, как правило, накладными. В качестве типовой формы накладной используют форму № М – 15 «Накладная на отпуск материалов на сторону». Накладную выписывает работник структурного подразделения в четырёх экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке и передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным. Накладная в организации выступает как приходным, так и расходным товарным документами. Она должна выписываться материально – ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в организации.
В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара.
Накладная подписывается материально – ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.
Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта. Один экземпляр передаётся кладовщику (Мамонова С.Н.), второй служит основанием для выписки счет – фактуры, третий и четвёртый передаются получателю готовой продукции. Материально ответственное лицо при поступлении готовой продукции, расписываясь в документе о передаче материальных ценностей (актах, накладных и т.п.), оставляет второй экземпляр документа у себя. При выбытии продукции со склада бухгалтерия оформляет два экземпляра накладных, один из которых остается у лица, получившего продукцию, другой - остается на складе. Все движение готовой продукции должно отражаться в карточках складского учета (типовая межведомственная форма № М-17) или, что удобнее при большой номенклатуре товарно-материальных ценностей, в книге складского учета (форма № 40). В этих документах отражают приход, расход и остаток каждой номенклатуры товарно-материальных ценностей.
В конце месяца материально ответственное лицо составляет отчет о движении материальных ценностей (форма № 265-АПК), к которому прилагаются все первичные документы. Учет готовой продукции материально ответственное лицо ведет, как правило, в количественном измерении. Стоимость и итоговые суммы указываются уже в бухгалтерии при обработке материальных отчетов.
Фактическое движение готовой продукции отражается в производственных отчетах и отчетах о движении материальных ценностей. Вся первичная документация на оприходование готовой продукции находит свое отражение в отчетах о движении материальных ценностей, на основании которых на сельскохозяйственных предприятиях составляют ведомость № 46-АПК учета материальных ценностей, товаров и тары. Цифровые данные ведомости используют в дальнейшем для заполнения журналов-ордеров № 10-АПК и № 11-АПК.
После сверки всех данных первичных документов с информацией, представленной в учетных регистрах, в бухгалтерии составляют сальдовые ведомости.
Счета – фактуры выписываются в двух экземплярах: первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции передаётся покупателю, а второй остаётся у организации – поставщика для отражения в книге продаж . Счета – фактуры поставщиков организация тщательно проверяет с точки зрения правильности заполнений всех реквизитов, применяемых цен, таксировки, и после проверки соответствия количества поступивших грузов количеству, указанному в счете-фактуре, их принимают к записям в бухгалтерском учете. В случае несоответствия полученных ценностей с данными счета-фактуры составляют коммерческий акт и предъявляют претензию поставщику. Счёт – фактуры хранятся в течение пяти лет с даты их получения.
На каждую группу материальных ценностей, учитываемых в организации на отдельных синтетических счетах, составляется отдельный отчет, в котором указываются остатки ценностей на начало месяца. А после заполнения приходной и расходной части выводится сальдо на конец месяца отдельно по каждому виду ценностей и в целом по отчету.
Также в ОАО «Бутчино» для учета готовой продукции, товаров и производственных запасов в растениеводстве применяют следующие первичные документы: путёвки на вывоз продукции с поля. Перед началом уборочных работ комбайнер получает в бухгалтерии блокноты путевок, оформленные так же, как и блокноты реестров.
Во время уборки урожая комбайнер, выгружая бункер комбайна в кузов автомашины (прицепа), выписывает путевку в трех экземплярах под копирку. В путевке указываются дата, место отправления продукции (ток, склад, кладовая), наименование продукции и бункерная масса, номер автомашины (прицепа) и фамилия шофера (тракториста). После росписи комбайнера в сдаче, а шофера (тракториста) в приеме выгруженного из комбайна зерна два экземпляра путевки вручают шоферу (трактористу), а третий остается у комбайнера. Реестр отправки зерна и другой продукции с поля, талоны комбайнёра (шофёра). Талоны разного цвета облегчают дальнейшую учетную работу с ними, каждый талон предназначен для учета одного бункера зерна, отправляемого от комбайна. Реестр приёма зерна от шофёра.
Типовым регистром аналитического учета движения готовой продукции в журнально-ордерной форме бухгалтерского учета является ведомость № 16 учета реализации продукции (работ, услуг). Данная ведомость имеет два раздела:
1) «Движение готовых изделий в ценностном выражении»;
2) «Отгрузка, отпуск и реализация продукции (работ и услуг)».
В первом разделе
ведомости приводятся
Во втором разделе ведомости указывается дата и номер платежного требования-поручения, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее наименованиям или группам изделий, суммы, предъявляемые по счетам, и отметка об оплате счетов.
В соответствии с ст. 39 Налогового Кодекса РФ, под реализацией (продажей) товаров, работ или услуг организацией понимается передача на возмездной основе права собственности на товары, а также результатов работ или оказания услуг одним лицом другому лицу.
Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.
В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщика и покупателя, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов, сумму налога на добавленную стоимость и другие реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения. В ОАО «Бутчино» Продажа продукции (работ, услуг) производится организациями по свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС. Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада обычно служат приказы отдела сбыта (маркетинга) организации.
На основании товарно-транспортных, накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в финансовом отделе или при его отсутствии в бухгалтерии выписывают в нескольких экземплярах платежные поручения или платежные требования для расчетов с покупателями через банк. В платежном поручении или требовании указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателям (если это предусмотрено договором), сумму НДС, выделяемую отдельной строкой. При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом налогообложения по НДС, расчетные документы и реестры выписывают без выделения сумм НДС и на них делают надпись или ставят штамп «Без налога (НДС)».