Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:12, дипломная работа
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Таблица 12 показывает, что основным видом прибыли предприятия является прибыль от продаж.
Прибыль до налогообложения меньше прибыли от продаж в силу отрицательного воздействия прочих расходов предприятия, превышающих аналогичные доходы. Прочие расходы предприятия прежде всего связаны с выбытием имущества, а также порчей товарной продукции.
Проведем факторный анализ прибыли предприятия в соответствии с основными элементами прибыли от продаж по отчету о прибылях и убытках:
Основными факторами, влияющими на показатель прибыли ООО «Делан» являются выручка от продаж, себестоимость, коммерческие и управленческие расходы.
Факторный анализ прибыли производится в сравнении влияния факторов на конечную величину прибыли от продаж.
Экономической моделью для анализа является формула:
Ппр = В-С-Рк-Ру,
где Ппр - прибыль от продаж,
В – выручка,
С - себестоимость,
Рк – коммерческие расходы,
Ру – управленческие расходы.
Так как на предприятии управленческие расходы учитываются в составе полной себестоимости, то в экономической модели опустим данный показатель .
Таблица 13
Анализ укрупненных факторов прибыли от продаж за 2009 г.
Укрупненные факторы прибыли от продаж |
В предыдущем периоде |
В отчетном периоде |
Изменения | |
в абсолютных величинах |
в % к изменению выручки от продаж | |||
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
88744 |
212268 |
123524 |
100,00 |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
82065 |
200915 |
118850 |
96,22 |
3. Коммерческие расходы |
1262 |
4872 |
3610 |
2,92 |
4. Управленческие расходы |
2956 |
3658 |
702 |
0,57 |
5. Прибыль от продаж (п.1-п.2-п.3-п.4) |
2461 |
2823 |
362 |
0,29 |
Согласно методу цепных подстановок изменение прибыли от продаж под влиянием факторов составило:
За счет изменения выручки:
DПпр В = В1-С0-Рк 0-РУ 0 – В0-С0-Рк 0-Ру 0,
DПпр В = 123524 руб.
За счет изменения себестоимости:
DПпр С = -(В1-С1-Рк 0-РУ 0 – В1-С0-Рк 0-РУ 0),
DПпр С = -118850 руб.
За счет изменения коммерческих расходов:
DПпр Рк = -(В1-С1-Рк 1-РУ 0 – В1-С1-Рк 0-РУ 0),
DПпр Рк = -3610 руб.
За счет изменения управленческих расходов:
DПпр Ру = -(В1-С1-Рк 1-РУ 1 – В1-С1-Рк 0-РУ 0),
DПпр Ру = -702 руб.
Общее изменение прибыли от продаж составит:
DПпр = DПпр В + DПпр С + DПпр Рк +DПпр Ру ;
DПпр = 123524-118850-3610-702 = 362 руб.
Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем продаж товаров может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее продаж, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль
находятся в обратно пропорцион
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной .
Таблица 14.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета | |||
объем продаж |
структура товарной продукции |
цена |
себестоимоть | ||
План |
План |
План |
План |
План |
|
Усл1 |
Факт |
План |
План |
План |
|
Усл2 |
Факт |
Факт |
План |
План |
|
Усл3 |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
|
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Изменение суммы прибыли за счет:
Определим сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Факторный анализ произведем на основе смежных данных за 2008 (план) и 2009 (факт) год. Рассчитаем объем выручки при сохранении структуры товарооборота 2008 года).
Таблица 15
Расчет коэффициента роста прибыли при измения структуры продаж
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
Коэффициент роста |
Объем продаж в натуральном измерении, дкл |
х |
х |
х |
этиловый спирт и |
85604 |
194315 |
2,270 |
вино, ликер, шампанское |
146470 |
340212 |
2,323 |
минеральная и природная питьевая вода |
380301 |
791892 |
2,082 |
Средняя стоимость покупки товаров, тыс. руб. |
х |
х |
х |
этиловый спирт и спиртосодержа |
0,371 |
0,413 |
1,112 |
вино, ликер, шампанское |
0,237 |
0,245 |
1,034 |
минеральная и природная питьевая вода |
0,041 |
0,047 |
1,151 |
Себестоимость товаров, тыс. руб. |
82065 |
200915 |
2,448 |
этиловый спирт и |
31759 |
80165 |
2,524 |
вино, ликёр, шампанское |
34713 |
83380 |
2,402 |
минеральная и природная питьевая вода |
15592 |
37370 |
2,397 |
Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема продаж с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
<p class="dash041e_0441_043d_