Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является освещение теоретических и практических аспектов бюджетирования в системе бухгалтерского (управленческого) учета, и, в частности, раскрытие классификации бюджетов и их назначения в управленческом учете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
рассмотреть основы бюджетирования в организации;
раскрыть классификацию бюджетов и их назначение в управленческом учете;
сформулировать возможные пути усовершенствования процесса бюджетирования.
введение 1
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 1
1.1 Сущность, функции бюджетирования2
1.2 Принципы и этапы бюджетирования3
1.3 Виды бюджетов 3
2 ГЛАВА. Внедрение бюджетирования для повышения эффективности финансового планирования на предприятии 4
2.1 Общие положения планирования деятельности предприятия5
2.2 Разработка операционного бюджета промышленного предприятия
2.3 Бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств и баланс6
3 ГЛАВА. Возможные пути совершенствования системы бюджетирования на предприятии 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1
библиографический список 1
Следующим шагом является расчет величины постоянных расходов, которые состоят из двух агрегированных статей (подбюджетов) - общехозяйственных расходов и общих (постоянных) коммерческих расходов (ПКР)) Основой составления бюджета постоянных расходов (Табл.2.2.14) является сметное планирование в разрезе подразделений (служб) предприятия, контролирующих соответствующие расходы.
Себестоимость реализации отдельных видов продукции калькулируется по полным переменным затратам, относящимся на данный вид продукции, и включает в себя: производственные расходы и переменные коммерческие расходы.
Таблица 2.2.14. Проект бюджета постоянных расходов
Статьи расходов | Потребность в физическом выражении, единиц | Стоимость единицы расходов, грн. /ед. | Бюджет постоянных расходов, грн. |
(1) | (2) | (3) | (4) = (2) х (3) |
1. Общехозяйственные расходы | 562 552 | ||
1.1
Материальные затраты 1.1.1 Материал В
1.1.2 Материал Д |
140 пог. метров
120 листов 120 000 квт. час |
21
5,1 0,5 |
3 552
2 940 612 |
1.2 Фонд оплаты труда аппарата управления | 460 000 | ||
1.3
Коммунальные платежи
1.3.1 Электроэнергия 1.3.2 Телефон |
75 000 60 000 15 000 | ||
1.4 Амортизация офисного здания | 24 000 | ||
2. Общие коммерческие расходы | 215 000 | ||
2.1 Фонд оплаты труда отдела маркетинга и сбыта | 75 000 | ||
2.2 Расходы на общую (имиджевую) рекламу | 140 000 | ||
Всего (1+2) | 777 552 |
Величина
производственных расходов в себестоимости
реализации рассчитывается методом
средневзвешенной на основе баланса
отгрузки:
Начальные
запасы готовой продукции + Выпуск -
Отгрузка (продажи) = Конечная величина
запасов готовой продукции
Данный расчёт приведён в Табл. 2.2.15 (Приложение Д).
Расчет себестоимости реализации (переменные затраты) по видам продукции приведен в Табл. 2.2.16.
Таблица 2.2.16.
Себестоимость реализации (переменные затраты) по видам продукции
Физический объем продаж, штук | Совокупная себестоимость реализации, грн. | Удельная себестоимость реализации, грн. /шт. | |||
|
|
Производственные затраты | Переменные коммерческие расходы | Всего | |
Продукт
"Альфа"
Продукт "Бета" |
20 000
10 000 |
3 117 490
2 623 287 |
637 430
406 230 |
3 754 920
3 029 517 |
187,746
302,9517 |
Всего | 5 740 777 | 1 043 660 | 6 784 437 |
Таким образом, все выше составленные планы, проекты являются основой для формирования основных бюджетов: бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств и баланс. Рассмотрим каждую из этих форм.
Бюджет доходов и затрат ли, как его еще называют, бюджет прибылей и убытков, (от англ. income statement), является наиболее распространенным в нашей практике и понятным для понимания руководителями любого уровня управления. Назначение данного бюджета состоит в том, чтобы показать соотношение всех доходов (выручки) от реализации в плановом периоде и всех видов затрат, которые планирует понести в этот же период предприятие, связанных с получением доходов и с выделением наиболее важных (критических) статей затрат. Иными словами, речь идет о структуре отпускной стоимости продукции. Основное содержание бюджета доходов и затрат - показать руководителю компании эффективность ее хозяйственной деятельности в будущем (будут ли доходы превышать затраты). Проблема в данном случае состоит в том, что в этом документе не отображается движение реальных денежных средства. Будучи частью бюджетной системы предприятия, данный документ, в сущности, к деньги не имеет никакого отношения, в прогнозе доходов и затрат, показаны те затраты, которые понесет предприятие на организацию производства и сбыта своих изделий или услуг.
По
сути данный бюджет - это прогнозирование
компанией структуры
В теории финансового менеджмента при планировании движения денежных средств нужно придерживаться простой рекомендации: данный бюджет должен показывать только "живые" деньги, а не обязательства. Поэтому при его составлении лучшее ориентироваться не на абстрактные финансовые потоки, а на реальное движение расчетного счета предприятия.
Баланс - или, точнее, прогноз по балансовому листу (от англ. balancesheet) - это прогноз соотношения всего, что имеет компания в данный момент (все имущество, обязательств потребителей и др.), то есть активов, и всего того, что предприятие должно другим, то есть пассивов (обязательств перед поставщиками, бюджетом, банками и инвесторами). Без расчетного баланса невозможно получить исходную информацию для финансового анализа и оценки инвестиционной привлекательности проекта, контракта, компании т.п. Например, нельзя рассчитать большинство финансовых коэффициентов, также нельзя принимать управленческие решения, которые касаются распределения прав и ответственности в финансовой сфере между руководителями центров финансовой ответственности.
Ответы
на вопросы "Что было до начала бюджетного
периода?" и "Что осталось после его
окончания в бизнесе?" можно получить
только при наличии расчетного баланса
[2. С.24]. Таким образом, мы видим, что процесс
составления бюджетов является довольно
таки сложным и требует затрат сил, энергии,
а также практических навыков работы по
данному направлению. На основе анализа
составленных бюджетов и полученных фактических
значений показателей руководство предприятия
может увидеть всю картину финансово-хозяйственной
деятельности предприятия в целом и его
структурных подразделений.
3. Возможные пути совершенствования системы бюджетирования на предприятии
На большинстве промышленных предприятий систему бюджетирования используют в качестве основного инструмента внутрифирменного планирования для рационального распределения ограниченных ресурсов, учета затрат и осуществления контроля за выполнением плана. В настоящее время отсутствие в системе бюджетирования показателей, характеризующих степень реализации стратегии, ориентация на решение преимущественно краткосрочных задач, распределение ресурсов в бюджетах без учета перспективных целей и стратегических инициатив персонала предприятия не позволяют полностью использовать потенциал бюджетирования.
Компании продолжают использовать устаревшие процессы и инструменты бюджетирования и прогнозирования, хотя и знают, что такая политика тормозит прогресс.
Дискуссии о проблемах, связанных с бюджетированием, планированием, прогнозированием и обновлением прогнозов на основе электронных таблиц ведутся уже не первый год. Казалось бы, компании уже должны понять недостатки таких подходов и предпринять усилия в направлении усовершенствования этих процессов. Текущая ситуация в бизнесе настойчиво заставляет сделать это: давление конкуренции на рынках возрастает, настроение потребителей меняется, а цены на сырье колеблются в очень широких пределах. Все это вынуждает компании усиливать и улучшать свои возможности в области бюджетирования и обновления прогнозов.
Но регулярное обновление прогнозов еще не всегда гарантирует создание работающих бюджетов. Зачастую основной причиной невыполнения бюджетов являются изменения в бизнесе или в экономике. Это происходит потому, что бюджеты компаний оказываются недостаточно гибкими для оперативного реагирования на перемены, что, в свою очередь, вызывает разочарование как среди менеджеров, так и среди рядовых сотрудников. Такие неудовлетворительные результаты усугубляются некорректными бизнес-посылками, что влечет создание бюджета, который основывается на прогнозах, не отражающих реальный процесс осуществления бизнеса компанией.
Всё говорит о том, что необходимо лучше осуществлять бюджетирование и обновление прогнозов. Тогда возникает закономерный вопрос: почему руководители не делают реальных шагов, направленных на улучшение этих процессов, хотя и знают о тех преимуществах, которые могут получить в результате. Одна из многочисленных причин - тот факт, что обычно изменение бюджета оказывается менее важной задачей, чем решение текущих проблем компании. Кроме этого, никто не желает тратить свое время и средства на это. На самом деле это вопрос расстановки приоритетов. Создание более эффективного процесса бюджетирования и обновления прогнозов - это задача, которую финансовый отдел не может решить в одиночку. Ему необходимы поддержка и участие всей компании [16, с. 167].
Еще одна причина - это тот факт, что, помимо вложений в программные средства бюджетирования, его усовершенствование включает осуществление глубоких изменений в существующих процессах и получение одобрения новой системы бюджетирования со стороны сотрудников. Это значительные препятствия. Вместо того чтобы пытаться устранить их и внести существенные улучшения в бюджет, предпринимаются попытки упростить сложившийся процесс и сосредоточиться на тех ключевых показателях эффективности, которые являются наиболее важными и динамичными для их бизнеса.
Иногда для того, чтобы заставить компанию всерьез задуматься об усовершенствовании бюджетирования, требуется существенная структурная реорганизация, например, вызванная слиянием с другой компанией.
Таким образом, можно выделить следующие пути совершенствования:
-
смена взглядов менеджмента
-
отступление от организации
Что касается первого пути, то с уверенностью можно сказать, что дальнейшее сопротивление менеджмента новым веяниям и вызовам времени бесполезно. Более того, это может привести к негативным последствиям для компании. Решающим фактором, который способен заставить компании усовершенствовать свое бюджетирование и прогнозирование, может стать боязнь потерять рынок в пользу конкурентов, которые уже внедрили соответствующие современные средства и в результате создают гораздо более точные бюджеты и прогнозы. Организации склонны к переменам, если они рассматривают бюджетирование как часть всеобъемлющего плана по расширению бизнеса, заботящегося об эффективности своей деятельности, а также, если они реально видят, как усовершенствование бюджетирования способствует росту производительности.
Информация о работе Бюджеты, их назначение в управленческом учете