Возникновение и развитие контроллинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать использование, возникновение и развитие контроллинга в России.
Задачи:
- рассмотреть общие аспекты контроллинга;
- выявить перспективы применения и развития его в России;
- сделать выводы по результатам работы.

Содержание

Введение 5
1 Общие аспекты о контроллинге 7
1.1Понятие контроллинга 7
1.2 Цели и задачи контроллинга 9
1.3 Функции контроллинга 14
2 Возникновение и развитие контроллинга в России 19
2.1 Причины возникновения контроллинга 19
2.2 Ученые занимающиеся вопросами контроллинга 24
2.3 Развитие контроллинга 26
3 Применение и перспективы развития контроллинга в России 29
3.1 Контроллинг в России:предпосылки внедрения контроллинга и становление профессионалов 29
3.2 Перспективы развития контроллинга в России 33
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложение А 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая контроллинг.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Поддержка процесса планирования заключается  в выполнении следующих задач контроллинга:

    • формирование и развитие системы комплексного планирования и бюджетирования;
    • разработка методов планирования;
    • определение необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения.

Служба контроллинга принимает  действенное участие в разработке базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), а  также координирует отдельные планы  по времени и содержанию, проверяет составленные планы на полноту и напряженность. Участвует в составлении единого оперативного плана предприятия. Более того, руководство процессом бюджетирования является одной из основных задач контроллинга.

При этом следует отметить, что  служба контроллинга не должна определять, что планировать (хотя в некоторых случаях все-таки делает это), а должна рекомендовать, как и когда планировать, насколько детально это нужно делать, а также заранее оценить возможности реализации запланированных мероприятий, устранить максимальные границы отклонений факта от плана (границы терпимости), что особенно важно для повышения эффективности бюджетирования на предприятии.

Вместе с тем, сложившаяся на предприятии многолетняя практика планирования должна периодически подвергаться контроллерами серьезному анализу. Лишь наиболее результативные способы планирования следует использовать на предприятии.

Контроль за реализацией планов должен включать в себя разработку методов осуществления этого  контроля, определение места его проведения и объем. На основании плановых документов разрабатываются оперативные контрольные документы, в которых необходимо зафиксировать сроки проведения контроля и содержание контрольных операций. Для этого нужно заранее определить контрольные величины и допустимые отклонения от них. В соответствии с контрольными документами проводится сопоставление фактических и плановых характеристик и выявляется степень достижения поставленной цели. Обязательным элементом в системе контроллинга является анализ отклонений, выяснение причин их появления. Определяющим отличием контроллинга от стандартной конечной функции управления  контроля является объединение названных элементов в единую систему и выработка на их основе предложений и мероприятий по устранению отрицательных отклонений либо по корректировке изначально определенных целей.

Система контроллинга должна обеспечивать сбор, обработку и предоставление руководству существенной для принятия управленческих решений информации. Для обеспечения сопоставимости данных контроллерам необходимо разработать единые форматы управленческой отчетности, которые затем будут использоваться для бюджетирования. Служба контроллинга также разрабатывает и отчеты. С учетом требований, предъявляемых к контроллингу на предприятии отчеты должны быть представлены в сжатой, четкой и простой для понимания форме. Данные в отчетах должны соответствовать потребностям тех, кому они предназначаются, и целям, для которых они готовятся. Приоритет при составлении управленческого отчета – своевременность информации, а также значимость, актуальность.

В задачи контроллинга входит также  проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции  развития предприятия в рыночных условиях; сравнение уровня производительности, доходности и затрат с аналогичными предприятиями конкурентов; расчеты эффективности инвестиционных и инновационных проектов; разработка методики налогового планирования на предприятии и т.д.

Все задачи контроллинга можно классифицировать следующим образом:

 

1. Генеральное целевое планирование:

• анализ и контроль внутренней и  внешней среды;

• выработка альтернативных локальных  целей и стратегий;

• многовариантное планирование;

• система показателей системы  планирования и контроллинга.

 

2. Оперативное планирование:

• планирование и контроль программы;

• имитационное моделирование;

• реинжиниринг бизнеса.

 

3. Стратегическое планирование:

• портфельные матрицы;

• инвестиционные планы и проекты;

• инновационные планы;

• расчеты ФСА (функционально-стоимостного анализа);

• анализ и контроль внешней и  внутренней среды;

• разработка и корректировка локальных и в некоторых случаях глобальных стратегий;

 

4. Финансовый и управленческий  учет:

• анализ эффективности производства;

• анализ платежеспособности;

• анализ рентабельности;

• анализ ROI;

• анализ производственного результата.

 

5. Сбыт. Производство. Снабжение: 

• реинжиниринг;

• функционально-стоимостный анализ;

• покрытие издержек;

• управление ассортиментной политикой;

• анализ безубыточности.

 

6. Ревизия и другие штабные функции:

• планирование и контроль по местам возникновения затрат;

• внутренний аудит.

 

1.3 Функции и принципы контроллинга

Важнейшими целями организации  являются высокая рентабельность, обеспечение  ликвидности и повышение эффективности работы. Решение этой задачи основывается на выполнении следующих функций контроллинга:

    • мониторинг состояния экономики организации;
    • сервисная функция (обеспечение аналитической информацией для принятия управленческих решений);
    • управляющая функция;
    • контроль и анализ экономичности работы подразделений;
    • подготовка (разработка) методологии принятия решений, их координация, а также контроль восприятия этой методологии руководством.

Можно дать еще такое определение контроллингу — это система регулирования затрат и результатов деятельности, помогающая в достижении целей предприятия и позволяющая избежать неожиданностей и своевременно принять меры, когда экономике организации угрожает опасность.

Сервисная функция заключается  в своевременном представлении  необходимой информации руководству для принятия решения по корректировке стратегии. Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, в том числе об отклонениях, выявляемых средствами учета по подразделениям.

Управляющая функция заключается  в переоценке стратегии, корректировке реализации целей и изменении целей. Осуществляется эта функция с использованием данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для принятия решений по управлению. Такие решения принимаются на всех уровнях управления организацией, и весьма важной задачей контроллинга является координация целей различных уровней, средств и методов их реализации, с тем чтобы в максимальной степени обеспечить достижение конечной цели предприятия.

Основная задача руководства заключается  в создании потенциала успеха на рынке в будущем, что достигается, прежде всего, применением системы стратегического планирования. Чтобы разрабатываемая стратегия была верной, необходимо иметь систему «раннего обнаружения» будущих тенденций как в окружающем мире, так и внутри, и в самой организации. Внешние «индикаторы» должны информировать руководство об экономических, социальных, политических и технологических тенденциях, внутренние — представляющие на практике отдельные показатели и их системы — сообщать о текущем «самочувствии» организации, а также прогнозировать кризисные ситуации в отдельных сферах деятельности или в целом на предприятии. Задачей контроллера является методическая и консультационная помощь при создании системы «раннего обнаружения» тенденций и факторов, способных принести при их развитии не только выгоду, но и потери.

 

Задача контроллера состоит  также и в том, чтобы следить  за правильностью применения методики, способствующей достижению предприятием прибыли (предотвращению убытка). Эту  функцию контроллер должен выполнять в качестве своего рода переводчика, консультанта, сопровождающего экономиста, лоцмана по достижению прибыли таким образом, чтобы каждый сотрудник сохранял с помощью соответствующих инструментов способность к самоконтролю.

Философия контроллинга, как уже отмечалось выше, определяется опережающей превентивной деятельностью по изучению функционирования организации, его текущих и перспективных шансов. Реализация этой деятельности основывается на четырех принципах:

- движения и торможения;

- своевременности;

-  стратегического сознания;

- документирования.

Принцип движения и торможения. Для  обеспечения длительного и устойчивого  существования организации необходимы ее рост, развитие и, как следствие, стабильное получение прибыли.

При этом цель «рост» означает увеличение производства и продажи изделий или расширение номенклатуры предоставляемых услуг, которые уже определены в плане организации. Цель «развитие» означает новые изделия, новые формы их применения, новый сервис, новые решения проблем клиентов, новые рынки и каналы сбыта, новые методы производства, новые организационные структуры и процедуры управления, т.е. для успешной деятельности предприятия и его движения вперед необходимы «инновации».

Как известно, инновационные решения  обычно встречают сопротивление тех, кто привык работать старыми методами. Контроллер обязан активно воздействовать на работников, тормозящих прогресс, добиваться постоянного обновления всей деятельности фирмы, особенно в сфере менеджмента.

Принцип движения и торможения в контроллинге создает объективные условия для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного и эффективного в практику конкретной организации с учетом специфики и возможностей.

Принцип своевременности. В условиях динамично развивающегося рынка руководству для принятия решений необходимы постоянно обновляемые данные, как о внешней, так и внутренней среде, результаты их анализа. Поэтому контроллер постоянно наблюдает за окружающей средой. В интересах укрепления позиций организации контроллер обязан оперативно учитывать вновь возникающие шансы и риски, их возможное влияние на при6ыль.

Спосо6ность организации к своевременному реагированию на рыночные изменения  зависит от временного интервала  между возникновением нового шанса  или риска и конкретным действием руководства, а также от затрат времени на изменение плана и внедрение новинки. Чем продолжительнее этот интервал и велики затраты времени, тем вероятнее потери при6ыли.

Информация, полученная от работников, имеет важное значение для проведения мероприятий, обеспечивающих устойчивое будущее фирмы. Руководители организации, ее подразделения и сотрудники на практике нередко принимают тактические решения, приносящие быстрый экономический эффект и реальные выгоды в текущем плане, но не соответствующие стратегическим задачам предприятия. В результате, выиграв (и порой немало) сегодня, фирма может гораздо больше потерять завтра.

Принцип стратегического сознания реализуется только тогда, когда  любое решение и действие оценивается  в первую очередь с позиций его соответствия стратегическим программам.

 

Принцип документирования. Целью этого  принципа является создание условий  для проверки: соблюдались ли цели и задачи стратегического контроллинга в действительности. В стратегическом контроллинге информация представляется в виде письменных сообщений с предварительной оценкой их значимости. Письменная форма принуждает информатора к продуманному, полному и точному представлению положения дел.

Документирование позволяет в  любой момент установить посылающего  и принимающего информацию, ее содержание и дату передачи. Необходимо также оценивать достоверность и полноту информации. Благодаря принципу документирования решения по оперативным вопросам принимаются с учетом стратегической позиции фирмы, стимулируя тем самым первоочередную реализацию стратегических целей. Принцип документирования является также инструментом для контроля за соблюдением других принципов контроллинга, движение и торможение, стратегическое сознание и своевременность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Возникновение и развитие контроллинга в России

2.1 Причины возникновения контроллинга

Слово контроллинг произошло от английского глагола "to control"  (управлять, контролировать, проверять). В управленческом контексте контроль – это одна из важнейших функций  управления, наряду с планированием, организацией, мотивацией и координацией. В то же самое время под контроллингом подразумевается целая система эффективного управления современным предприятием.

Термин "Контроллинг" был заимствован  нами из немецкого языка. Несмотря на свое английское происхождение, явления, обозначаемые этим термином в англоязычных странах называются "Management accounting", т.е. управленческий учет. Тем не менее, термин контроллинг является более объемным и включает в себя раздел учета для управления или управленческого учета. Во Франции распространен термин "Contrôl de gestion", что в переводе обозначает "контроль в управлении" но, не смотря на значимость функции контроля в управленческой деятельности ее нельзя в полной мере отождествлять с контроллингом.

Одной из главных причин возникновения  и внедрения контроллинга стала  необходимость в системной интеграции и координации различных аспектов управления бизнес-процессами предприятия. В настоящее время существует необходимость внедрения контроллинга на предприятиях, т.к  
                   - остаются проблемы в области управления, низкая оперативность информации;

- процесс планирования от производства, а не от реализации продукции;

- смешение понятий управление прибылью и управление денежными потоками;

Информация о работе Возникновение и развитие контроллинга в России