Возникновение и развитие контроллинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать использование, возникновение и развитие контроллинга в России.
Задачи:
- рассмотреть общие аспекты контроллинга;
- выявить перспективы применения и развития его в России;
- сделать выводы по результатам работы.

Содержание

Введение 5
1 Общие аспекты о контроллинге 7
1.1Понятие контроллинга 7
1.2 Цели и задачи контроллинга 9
1.3 Функции контроллинга 14
2 Возникновение и развитие контроллинга в России 19
2.1 Причины возникновения контроллинга 19
2.2 Ученые занимающиеся вопросами контроллинга 24
2.3 Развитие контроллинга 26
3 Применение и перспективы развития контроллинга в России 29
3.1 Контроллинг в России:предпосылки внедрения контроллинга и становление профессионалов 29
3.2 Перспективы развития контроллинга в России 33
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложение А 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая контроллинг.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

- нет учета по процентам прибыли;

- сложности с разделением переменных и постоянных затрат;

- отсутствие контроля за достижением целей предприятия;

- недостаток информации для принятия управленческих решений, зачастую информация остается невостребованной;

- получение прибыли часто является единственной целью предприятия .

Необходимость появления на современных  предприятиях такого феномена, как  контроллинг, можно также объяснить следующими причинами:

1. повышение  нестабильности внешней среды  выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:

• необходимость  в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия – является основополагающим требованием к системе управления, в связи с тем, что отреагировать на изменение факторов внешней среды руководство предприятия может лишь в том случае, когда это изменение достоверно определено, а так же рассчитана степень его влияния (позитивное или негативное) на предприятие что позволяет осуществить система контроллинга;

• увеличение скорости реакции на изменения внешней  среды, повышение гибкости предприятия  – это одно из наиболее значимых требований, так как чем быстрее  руководство предприятия отреагирует  на изменившиеся факторы внешней  среды, тем больше шансов у предприятия на выживание и занятие лидирующего положения среди конкурентов. В свою очередь служба контроллинга предоставляет системе управления необходимую информацию для принятия эффективных решений;

• необходимость  продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций – представляет собой требование к системе управления по прогнозированию тенденций будущих изменений факторов внешней и внутренней среды предприятия, что обеспечивается службой контроллинга;

• смещение акцента с контроля прошлого, на анализ будущего – использование  прогнозирования расширяет возможности  системы управления по повышению  эффективности функционирования предприятия, так как изменить с помощью  принятия управленческого решения возможно только прогнозируемую ситуацию, последствия же произошедших событий, чаще всего уже недоступны для изменений, поэтому контроллинг на предприятии направлен на оценку будущих явлений и выбор наиболее оптимального пути развития предприятия;

2. усложнение системы управления предприятием требует механизма координации внутри данной системы, так как для достижения поставленной перед предприятием цели необходимо совместное активное участие всех его подразделений. В этом случае служба контроллинга является необходимым звеном в обеспечении эффективного управления предприятием, так как налаженная система планирования, учета и анализа объединяет усилия всех подразделений в направлении достижения поставленных целей;

3. информационный бум при недостатке  релевантной (существенной, значимой) информации требует построения  специальной системы информационного  обеспечения управления, что осуществляется  службой контроллинга путем создания  адаптированной для данного предприятия системы управленческого учета;

4. общекультурное стремление к  синтезу, интеграции различных  областей знания и человеческой  деятельности обуславливает применение  для повышения эффективности  управления предприятием наиболее  целесообразных методов, поэтому  система контроллинга была создана на стыке нескольких наук, таких как прогнозирование, планирование, управленческий учет, анализ, информационные технологии, математическое моделирование и др.

Возникновение контроллинга, по мнению специалистов, обусловлено развитием рыночной экономики. По мере развития техники, технологии организация производства фирмы становится все более наукоемкой. Капиталовложения в здания, сооружения и оборудование растут постепенно, а в исследования и разработки — гигантскими темпами, достигая иногда 2/3 вложений в основные фонды, что по величине равно сумме всей прибыли в обрабатывающей промышленности.

По мере увеличения средств, которыми оно рискует, руководство фирмы  все меньше понимает цели и последствия  капитальных вложений. В результате ему все больше приходится полагаться на знания и советы различных технических специалистов, которые, как правило, не имеют прямых контактов с руководством и никогда не считались частью управленческого аппарата. Следовательно, в высшем звене управления принятие решения по важнейшим вопросам все больше становится групповым процессом.

Другая сложность заключалась  в изменении технологии принятия решения. В начале XX в., когда происходили  рост фирм и усложнение их производства, управленческий аппарат (персонал), именуемый «штаб», также приобретал все большую численность и знания. Первоначально штаб занимался подготовкой решений: собирал, классифицировал, анализировал и представлял необходимую для решений информацию. Задача штабных специалистов — поставлять информацию, а не участвовать в принятии решений.

Во второй половине XX в. ситуация быстро поменялась. Возник новый тип штабного руководителя, обладающий знаниями, которых  нет у руководства фирмы, —  это специалисты по отработке  данных и по научному решению проблем, известные как экономисты-математики. Специалисты по обработке данных отвечают за входящую информацию для принятия решения, а экономисты-математики проводят анализ альтернативных решений.

Довольно быстро происходит процесс  интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и  контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений, систему, которая управляет предприятием, будучи сориентирована на достижение не только оперативных (текущих) целей в виде получения прибыли того или иного размера, но и на глобальные стратегические цели: выживание предприятия, его экологический нейтралитет, сохранение рабочих мест, т. е. на социальные факторы, систему, в которой преобладающим становится не узкое, конкретное ортодоксальное мышление управляющих делами, а системное, комплексное решение проблем.

Эта система получила название «контроллинг» (упреждающий контроль на основе наблюдения за изменениями объекта). Наиболее полно система контроллинга как система управления была впервые описана и применена в США. Отсюда семантическое значение термина «контроллинг (от англ. To control — контролировать) и производных либо связанных с ним понятий, таких, например, как контроллер — руководитель службы контроллинга.

По аналогии с одинаковым звучанием  слова в русском языке «контроль» напрашивается вывод о том, что  контроллинг, возможно, представляет собой  систему контроля, а контроллер следит за состоянием экономики и финансов предприятия.

Частично это так, но далеко не полностью, хотя первоначальное понятие контроллинга объединило совокупность задач в  сфере учета и финансов, а контроллер был главным бухгалтером. Содержание контроллинга и работа контроллера не исчерпываются на сегодня только этими функциями в том объеме, в котором мы привыкли их видеть: они значительно шире и разнообразнее.

Контроллинг — это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная  на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов.

 

2.2 Ученые занимающиеся  вопросами контроллинга

В российской науке и практике понятие  контроллинг используют применительно к бизнес-процессам в целом или к таким их функциям, как финансы, сбыт. Что касается внутрифирменного развития персонала, то здесь вопрос создания эффективной системы контроллинга, который обеспечивал бы методическую и инструментальную поддержку основных функций, то есть планирования, контроля, учета, анализа и оценки ситуации для принятия решений по развитию персонала организации, пожалуй, разработан в наименьшей степени. Проблема же создания эффективных, простых, универсальных методов оценки эффективности самих мероприятий по обучению персонала является предметом принципиальных дискуссий не только в российской, но и в зарубежной науке и практике. Причем под эффективностью здесь понимается оценка соотношения затрат на обучение и полученных результатов по возможности в денежном выражении и оценка

воздействия этих мероприятий на достижения целей организации. Интерес к этой проблеме стал проявляться в России в начале 1990-х годов с развитием частного бизнеса и началом перехода к рыночной экономике. За рубежом контроллинг персонала получил свое развитие в 80-е годы, когда стали обсуждаться возможности его применения в различных функциональных областях. Наибольшее применение сам термин «контроллинг» получил в немецкоязычной научной литературе.

Проблемы внедрения и использования  контроллинга на предприятии рассмотрены такими авторами как Е.А. Лыскин, В.М. Носов, С.Г. Фалько.

Общие вопросы контроллинга персонала, проблемы управления и развития персонала  организации, использования и раскрытия  трудового потенциала, вопросы учета  человеческих ресурсов были рассмотрены  в трудах СВ. Андреева, В.Б. Бычина, В.П. Галенко, П.В. Журавлева, Н.А. Иванова, Д.М. Иванцевича, Ю.А. Кузнецова, М.Н. Кулапова, А.Я Кибанова, А.А. Лобанова, В.М. Маневича, Н.К. Маусова, Ю.Г. Одегова, А.И. Турчинова, Н.И. Шаталовой, Т.К.Амлинга и других; проблемы использования контроллинга персонала в изменяющихся структурах встречаются у Х.Бреде.

Всевозможные методы и инструменты  измерения и оценки эффективности  внутрифирменных мероприятий по обучению персонала, определению их результативности рассматриваются  в работах М. Ашендорфа, Л. Балдина, Е. Бателя, и других.

Несмотря на то, что теоретические  и практические положения контроллинга профессионального обучения персонала  исследуются как зарубежными, так  и отечественными авторами, проблема оценки эффективности внутрифирменных мероприятий по обучению, оценки их

влияния на степень достижения результатов  фирмы проработаны недостаточно и на сегодняшний день не существует универсальных методик определения  эффективности мероприятий по обучению персонала и оценки влияния этого обучения на степень достижения целей организации.

Истоки российской теории и практики контроллинга лежат исключительно  в области западных научных школ. Это тот редкий случай, когда по конкретному зарождающемуся научному направлению полностью отсутствует какой-либо отечественный практический опыт или научные разработки. В этих специфических условиях развитие научного знания также носит особый характер. Во-первых, отсутствие отечественных корней является, в известной мере, тормозом, так как в силу инерции труднее воспринимаются непривычные идеи и концепции. Во-вторых, в экономической практике в недостаточной мере подготовлена почва для освоения и внедрения метода контроллинга.

В научных трудах российских ученых вопросы теории контроллинга обычно рассматривают как бы «вне времени и пространства», т. е. отсутствует четкое разграничение концепций контроллинга по отдельным хронологическим периодам и по отдельным школам. Принято сравнивать американскую и немецкую школы контроллинга (А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько, М. Л. Слуцкин, Л. В. Попова, Р. Е. Исакова и др.), но нет анализа особенностей российской модели контроллинга и ее отличия от зарубежных воззрений.

 

2.3 Развитие контроллинга

В нашей стране интерес к контроллингу начал проявляться в начале 1990-х годов в условиях реформирования российской экономики. Вместе с тем в России пока известны лишь единичные примеры использования контроллинга. До 1997 года к теме контроллинга обращались в основном зарубежные авторы, а отечественные публикации представляли собой тезисы докладов и научные статьи. В 1997 году в издательстве "Финансы и статистика" вышел перевод монографии Д. Хана "Планирование и контроль: концепция контроллинга", положившая начало целому ряду отечественных работ о контроллинге. Термин стал появляться в литературных источниках, посвященных бухгалтерскому и управленческому учету, стратегическому и оперативному менеджменту, принятию решений, информационным технологиям и др.

В силу многолетнего централизованного  планового хозяйства корни контроллинга в России короткие. С 1991 по 1995 г. контроллинг если и был, то понимался как учет затрат и результатов. С этого периода до 1998 г. им занимались банки. С 1998 г. сферу контроллинга должны были активизировать промышленные предприятия. В этот период предприятия вынуждены были осваивать современные методы менеджмента, планирования и бюджетирования. С 2000 г. контроллер уже не только готовит и предоставляет данные и информацию, но и активно как партнер участвует в ее интерпретации.

Развитие контроллинга в России было поддержано программой Европейского Союза «Программа содействия и технической  поддержки новых независимых  государств бывшего Советского Союза  и Монголии» (ТАСИС). С 2001 г. эта программа  способствовала ускорению реформации российского учета, и в результате были созданы предпосылки для российской системы управленческого учета и контроллинга, признанной во всем мире.

Российская модель контроллинга —  информационно-аналитическая и методическая система поддержки менеджмента  в планировании, контроле, анализе и поиске решений. Кроме того, в задачи контроллеров входят координация и интеграция отдельных подразделений предприятия и сотрудников для достижения целей. Российские контроллеры наряду с вышеназванными функциями имеют дело с годовыми финансовыми отчетами по российским или международным стандартам.

В России контроллинг практикуется более 15 лет. С тех пор, как специалисты  в области экономики начали активно  обсуждать проблематику контроллинга, с тех пор контроллинг начинал  внедряться и развиваться. За это время был пройден путь от недопонимания к преувеличению возможностей и естественных возврат к стационарному состоянию его развития и внедрения. Утвердилось понимание контроллинга не только как философии и образа мышления руководителей, но и как плодотворный практической деятельности, направленной на эффективное использование ресурсов и развитие организации с акцентом на долгосрочную перспективу.

Успешное развитие идей, методологии  и практики контроллинга базируется на трех этапах:

    • на потребности руководителей в качественной информационно-аналитической поддержке принимаемых управленческих решений, прежде всего с учетом устойчивого развития организации;
    • на системе знаний, методов и технологий в сфере контроллинга, обеспечивающих решений поставленных задач;
    • на возможности комплексной информационной поддержки методов и технологий контроллинга в составе современных интегрированных информационных управленческих систем.

Информация о работе Возникновение и развитие контроллинга в России