Таким образом,
пользователю, особенно если он
является внутренним, в случае
наличия аудиторского заключения
с отрицательным мнением или
отказом от его выражения следует
рекомендовать организации провести
повторный аудит после проведения
необходимых процедур по восстановлению
бухгалтерского учета, подготовки
изменений в бухгалтерскую и
налоговую отчетности и смены
лиц, ответственных за финансово-хозяйственную
деятельность в организации.
Как уже упоминалось
выше, состав и порядок формирования
бухгалтерской отчетности, составляемой
в соответствии с законодательством
Российской Федерации, определяется
Положением по бухгалтерскому
учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность
организации», утвержденным приказом
Минфина России от 6 июля 1999 г.
№ 43н, а также положениями
приказа Минфина России от 22 июля
2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской
отчетности» (далее — Приказ
№ 67н). Кроме того, вопросам состава,
периода и порядка представления
и публичности бухгалтерской
отчетности посвящена глава 3
Федерального закона «О бухгалтерском
учете».
Бухгалтерская
отчетность коммерческих организаций
состоит из:
а) бухгалтерского
баланса (форма № 1);
б) отчета о
прибылях и убытках (форма №
2);
в) приложений
к ним, предусмотренных нормативными
актами;
г) аудиторского
заключения, подтверждающего достоверность
бухгалтерской отчетности организации,
если она в соответствии с
федеральными законами подлежит
обязательному аудиту;
д) пояснительной
записки.
В соответствии
с пунктом 1 Приказа № 67н
в состав приложений к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях
и убытках бухгалтерской отчетности
включаются:
— форма №
3 «Отчет об изменениях капитала»;
— форма №
4 «Отчет о движении денежных
средств»;
— форма №
5 «Приложение к бухгалтерскому
балансу»;
— форма №
6 «Отчет о целевом использовании
полученных средств» (для общественных
организаций).
Если решение
о проведении аудита принято
организацией самостоятельно, она
не обязана представлять в
составе бухгалтерской отчетности
полученное аудиторское заключение,
но вправе это сделать. Пользователям
бухгалтерской отчетности (в особенности
внешним) в свою очередь рекомендуется
настоять на добровольном предоставлении
организацией данного документа.
Бухгалтерская
отчетность, разработанная организацией
на основании образцов форм, рекомендованных
Минфином России, должна соответствовать
требованиям своевременности, полноты,
достоверности и нейтральности.
С этой точки зрения организация
самостоятельно решает вопрос
о включении (или невключении)
того или иного показателя
в состав отчетности. В этой
связи хотелось бы еще раз
подчеркнуть важность получения
заинтересованными пользователями
Положения об учетной политике,
так как наличие (отсутствие) в
составе бухгалтерской отчетности
того или иного показателя
зависит от содержания данного
документа.
- Периодичность с сроки отчетности
Отчетный год
для всех организаций, осуществляющих
свою деятельность в Российской
Федерации (в том числе филиалов
и представительств иностранных
компаний), соответствует календарному
году, а именно с 1 января по
31 декабря. Первым отчетным годом
для вновь созданных организаций
считается период с даты их
государственной регистрации по 31 декабря
соответствующего года, а для организаций,
созданных после 1 октября, — по 31 декабря
следующего года. Данные о хозяйственных
операциях, проведенных до государственной
регистрации организаций, включаются
в их бухгалтерскую отчетность за первый
отчетный год. Таким образом, в случае
если организация была образована после
1 января, кредиторы или инвесторы отчетности
вправе запросить у менеджмента организации
учредительные документы, а также свидетельство
инспекции ФНС России о включении в Единый
государственный реестр юридических лиц
с указанием даты государственной регистрации
организации.
Вместе с тем
следует отметить, что в отношении
иностранных представительств, расположенных
в России, а также юридических
лиц, собственниками (учредителями
или акционерами) которых являются
иностранные компании или физические
лица, предусмотрен следующий порядок.
Как правило, они, кроме бухгалтерской
отчетности по российским стандартам,
составляют и предоставляют также
отчетность по стандартам и
в сроки, установленные в странах
нахождения учредителей. Отчетный
год в них зачастую, в отличие
от российского, не соответствует
календарному. Следовательно, в таких
организациях (представительствах) на
дату составления (представления)
финансовой отчетности по российским
стандартам бухгалтерского учета
уже имеется отчетность, составленная
по международным стандартам. В
ней отдельные показатели могут
раскрываться более подробно
или в других порядках и
группировках, что дает больше
возможностей для анализа финансово-хозяйственной
деятельности при изучении финансовой
отчетности организации.
В отношении
состава предоставляемых форм
отчетности и показателей, отражаемых
в них, Министерство финансов
РФ выразило следующую позицию,
изложенную в письме данного
министерства от 18 февраля 2004 г.
№ 16-00-10/3.
В соответствии
с нормативными документами по
бухгалтерскому учету существует
дифференцированный подход к
формированию разными типами
организаций объема информации,
предоставляемой в составе бухгалтерской
отчетности. Это означает, что, например,
субъекты малого предпринимательства
и некоммерческие организации
при отсутствии соответствующих
данных в состав бухгалтерской
отчетности могут не включать
Отчет об изменениях капитала,
Отчет о движении денежных
средств, Приложение к Бухгалтерскому
балансу. Коммерческие организации,
которые не являются крупными,
раскрывают отчетную информацию,
пользуясь образцами форм бухгалтерской
отчетности, которые разрабатываются
Минфином России.
Коммерческие
организации, являющиеся крупными
организациями, имеющими несколько
видов деятельности, используют
разработанные Минфином России
образцы форм бухгалтерской отчетности
при разработке и принятии
своих форм бухгалтерской отчетности,
в состав которой при этом
могут быть включены формы
сверх рекомендованных образцов
форм. Это вызвано тем, что общие
требования к бухгалтерской отчетности,
определенные в нормативных документах
по бухгалтерскому учету (достоверности
и полноты, существенности, нейтральности,
последовательности, сопоставимости
и др.), приводят к:
— необходимости
увеличения объема раскрываемой
в бухгалтерской отчетности информации
указанными организациями;
— принятию
большего количества отчетных
показателей, а также форм, включаемых
в состав бухгалтерской отчетности.
При этом большая
часть информации может раскрываться
не в отчетных формах, а в
пояснительной записке (кстати
говоря, информация в пояснительной
записке имеет более привычный
для большинства пользователей
вид — текстовой). Это касается
и показателей по сегментам
(видам деятельности).
В соответствии
с пунктом 1 статьи 15 Федерального
закона «О бухгалтерском учете»
определены адреса представления
организацией бухгалтерской отчетности,
исходя из которых организации
представляют бухгалтерскую отчетность
в территориальные органы статистики
по месту их регистрации.
Заметим, каких-либо
особых требований к составу
бухгалтерской отчетности, срокам
и порядку ее представления
в территориальные органы статистики
Законом не определено.
Учитывая содержание
статьи 13 вышеуказанного Федерального
закона, организация должна представлять
в установленные адреса бухгалтерскую
отчетность в составе форм, разработанных
и принятых ею. Представление
бухгалтерской отчетности по
рекомендованным образцам свидетельствует
о неполном выполнении организациями
требований нормативных документов
по бухгалтерскому учету. Представление
бухгалтерской отчетности может
по решению организации (см. пункт
6 статьи 13 Федерального закона «О
бухгалтерском учете») осуществляться
на бумажном носителе или в
электронном виде. Право пользователей
(включая органы статистики) бухгалтерской
отчетности требовать от организации
ее представления в электронном
виде федеральным законом не определено.
Организация вправе также определять
технический способ заполнения форм бухгалтерской
отчетности (заполнение от руки или с помощью
печатающих средств, составление электронной
версии форм бухгалтерской отчетности).
Бухгалтерская отчетность представляется
в сброшюрованном виде или в отдельной
папке.
Обращается внимание
на то, что в приказе Госкомстата
России и Минфина России от
14 ноября 2003 г. № 475/102н «О Кодах
показателей годовой бухгалтерской
отчетности организаций, данные
по которым подлежат обработке
в органах государственной статистики»
указывается следующее. Коды показателей
бухгалтерской отчетности должны
быть проставлены организацией
в формах бухгалтерской отчетности
в соответствии с указанным
Приказом в случае включения
организацией в формы бухгалтерской
отчетности при их разработке
и принятии сформированных в
бухгалтерском учете показателей,
данные по которым подлежат
обработке в органах государственной
статистики.
Также в данном
Письме отражена позиция финансового
ведомства относительно действий
налоговых органов, а именно
отказов в принятии бухгалтерской
отчетности организации в связи
с отсутствием отметки территориального
органа статистики («штампа») о представлении
ему бухгалтерской отчетности. Данные
действия признаны неправомерными.
Учитывая, что
в настоящее время согласно
Указу Президента Российской
Федерации от 9 марта 2004 г. №
314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти»
именно Министерство финансов
РФ осуществляет координацию
работы Федеральной налоговой
службы, которая является его
подведомственной структурой, вышеуказанный
вывод, сделанный Минфином России,
следует считать обязательным
для сотрудников территориальных
налоговых инспекций.
Важным при
пользовательском анализе бухгалтерской
отчетности является вопрос существенности
показателей, отражаемых в отчетности.
Отдельные показатели могут быть
недостаточно существенными для
отражения их в бухгалтерском
балансе и отчете о прибылях
и убытках, но достаточно существенными,
чтобы представляться обособленно
в пояснительной записке к
указанным документам.
Существенное
влияние на финансовое положение
организации, финансовые результаты
ее деятельности, движение ее
денежных средств оказывает информация
о хозяйственной деятельности
организации, касающаяся:
— операций, осуществляемых
в иностранной валюте;
— материально-производственных
запасов;
— основных
средств;
— доходов и
расходов организации;
— последствий
событий после отчетной даты;
— последствий
условных фактов хозяйственной
деятельности.
Эта информация
в обязательном порядке должна
содержаться в бухгалтерской
отчетности организации и на
нее в первую очередь обращают
внимание при анализе.
В бухгалтерской
отчетности раскрываются сведения
об активах, капитале, резервах
и обязательствах организации,
что осуществляется путем включения
соответствующих показателей, таблиц,
расшифровок и пр. непосредственно
в формы отчетности либо в
пояснительную записку. Допустим,
отсутствует достаточная ясность
для пользователя в приведенных
в отчетности данных по вышеуказанным
вопросам. В таком случае он
вправе требовать дополнительных
пояснений от организации (например,
контрагента), ссылаясь на отсутствие
полноты в предоставленной бухгалтерской
отчетности, являющееся нарушением
Положения по бухгалтерскому
учету «Бухгалтерская отчетность
организации» ПБУ 4/99.
Помимо рекомендуемых
форм отчетности, организация может
представить дополнительную информацию,
отражающую, например:
— динамику
важнейших экономических и финансовых
показателей деятельности организации
за ряд лет, выходящих за
пределы отчетного и предыдущего
года;
— планируемое
развитие организации;
— предполагаемые
капитальные и долгосрочные финансовые
вложения;
— политику
в отношении заемных средств,
управления рисками;