Доходы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы невозможно преувеличить. Бизнес не может рассчитывать на процветание, а вернее на выживание, не разрабатывая планов и не контролируя их выполнение. Планирование должно представляться в финансовом выражении, так как различные направления деятельности бизнеса измеряются общим мерилом- деньгами. Мир жесткой конкуренции требует гибкости и приспосабливаемости как в планировании, так и в практической деятельности.

Содержание

1. Доходы предприятия

1.1 Состав доходов предприятия как экономической базы формирования финансовых результатов

1.2 Планирование выручки и факторы на нее влияющие

1.3 Расчет порога рентабельности и его роль в финансовом управлении

2. Материал для выполнения расчетной части курсовой работы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Сашки.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

      Ключевыми элементами анализа соотношения  «затраты – объем – прибыль» выступают маржинальный доход, порог  рентабельности (точка безубыточности), производственный левередж и маржинальный запас прочности.

      Маржинальный  доход — это разница между  выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

      Порог рентабельности (точка безубыточности) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

      Производственный  левередж — это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

      Маржинальный  запас прочности — это процентное отклонение фактической выручки  от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

      Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия  на постоянные и переменные. Как  известно, постоянные затраты не зависят  от объема производства, а переменные – изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода.

      Величина  маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

      Существует  два способа определения величины маржинального дохода.

      При первом способе из выручки предприятия  за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.

      При втором способе величина маржинального  дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

      Под средней величиной маржинального  дохода понимают разницу между ценой  продукции и средними переменными  затратами. Средняя величина маржинального  дохода отражает вклад единицы изделия  в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

      Нормой  маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в  выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального  дохода в цене товара.

      Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

      сления  точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

      При графическом методе нахождение точки  безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты — объем — прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

  • наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс;
  • выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;
  • вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению.

      Точка безубыточности на графике – это  точка пересечения прямых, построенных  по значению затрат и выручки (рис. 1).

      Изображенная  на рис. 1 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

      Рисунок 1. Определение точки  безубыточности (порога рентабельности)

      Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной  практике также используют метод  уравнений, основанный на исчислении прибыли  предприятия по формуле:

      Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль

      Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:

      (Цена  за единицу х Количество единиц) – (Переменные затраты на единицу  х Количество единиц) – Постоянные  затраты = Прибыль

      Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) методом уравнений воспользуемся следующим примером.

      Пример 5. Производственное предприятие выпускает безалкогольный напиток «Байкал» и имеет следующие показатели, представленные в табл. 4.

      В точке безубыточности прибыль равна  нулю, поэтому эта точка может  быть найдена при условии равенства выручки и суммы переменных и постоянных затрат:

      15х  = 10х + 15000 + 0;

      5х  = 15000;

      х = 3000,

      где х – точка безубыточности;

      15 – цена единицы продукции;

      10 – переменные затраты на единицу  продукции;

      15000 – общая сумма постоянных затрат.

      Таблица 4

      Показатели  производственного предприятия  по выпуску безалкогольного напитка  «Байкал»

      

      Как видно из приведенного примера, безубыточность реализации достигается при объеме 3000 бутылок напитка «Байкал».

      Точку безубыточности можно рассчитать также  в денежных единицах. Для этого  достаточно умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции:

      15х  = 15 х 3000 = 45000 руб.

      Метод уравнений, кроме того, можно использовать при анализе влияния структурных  изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается  как набор относительных долей  продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих условиях влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента – в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.  

      Залог выживаемости предприятия – его  стабильность на рынке. Чтобы предприятие  могло эффективно функционировать  и развиваться, ему прежде всего  нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного. Но финансовая устойчивость не сводится только к платежеспособности. Для достижения и поддержания финансовой стабильности важны не только абсолютные размеры прибыли, сколько относительно объема капитала и объема его выручки, т.е. показатели рентабельности.

      Рост  выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его банкротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как правило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, действуя с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства.

      Результаты  предпринимательской деятельности во многом предопределяются выбором  состава и структуры, изготавливаемых  и реализуемых товаров, оказываемых услуг. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и переменными издержками, определяющими скорость оборота капитала. Большое значение имеет для действия менеджера или руководителя учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на которой находится фирма.

      Стремясь  решить постоянно возникающие конкретные вопросы, получить квалифицированную  оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще прибегают  к данным учета и, как следствие, к данным финансового и управленческого анализа. При этом они, как правило, не довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают получить конкретное заключение о достаточности платежных средств, нормальных соотношениях собственного и заемного капитала.

      В этих условиях меняется роль бухгалтерии, в чьи функции входит не только обеспечение текущего учета и  составление отчетности, но и анализ финансового положения в целях  эффективного управления предприятием. Удовлетворить новые запросы  администрации имеет возможность только бухгалтер-аналитик, способный разобраться в экономике предприятия, выявить ее больные места на основе финансово-учетных данных, осуществить налоговое планирование. Совершенно очевидно, что финансовое благополучие фирмы прямо пропорционально уровню организации в ней системы управленческого учета.

      Для реализации данных задач необходима реальная база. Такой базой и является учетная политика предприятия, разработка и реализация учетной политики связаны  с практическим осуществлением бухгалтерского учета на предприятии.

      Расчеты как общей, так и сравнительной  экономической эффективности затрат не должны ограничиваться обобщающими  показателями. Для всестороннего  обоснования и анализа экономической  эффективности затрат, выявления  резервов повышения их эффективности при принятии окончательных решений следует использовать дополнительные показатели, характеризующие отдельные стороны получаемого эффекта: производительность труда, фондоотдачу, удельные капитальные вложения, экономия сырья, материалов, топлива, энергии, снижение издержек производства, социальные результаты.

      В условиях рыночной экономики основным критерием оценки хозяйственной  деятельности предприятий, фирм служат прибыль и рентабельность по отношению к фондам. Если на уровне народного хозяйства наиболее достоверным обобщающим выражением цели производства является национальный доход, то критерий оптимальности для предприятия никак не может совпадать с подобным критерием для народного хозяйства. Это вытекает из одного из важнейших принципов построения механизма интенсивного хозяйствования на базе рыночной экономики, заключающегося в том, что в планировании необходимо различать экономические системы разного уровня. Предложения о так называемой «системе показателей» нереальны и неэффективны. Действительно, что должно делать предприятие? Следить за выполнением множества отдельных показателей, входящих «систему», или работать раскованно, самостоятельно, инициативно, контролируя и стремясь к достижению обобщающего показателя экономической эффективности производства - прибыли и рентабельности по отношению к фондам? Ответ на этот вопрос только один – прибыль и рентабельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

  1. Бухгалтерский учет / Учебное пособие / Кондраков  Н.П. – «ИПБ-БИНФА», 2002 г.
  2. Бухгалтерский (финансовый) учет / Учебное пособие / В.П.Астахов – М.- Ростов н/Д, 2004 г.
  3. Федеральный з-н «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ
  4. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.)
  5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению.
  6. Бухгалтерский учет / Е.П. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2003
  7. Бухгалтерский учет / Основные документы. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2002 г.
  8. Бухгалтерский учет / Практ. пособие по бух. учету, финансам и налогообложению: Инжиниринго-Консалтинговая компания «ДеКА», 2001 г.
  9. Бухгалтерский учет / Учеб. для вузов / Под ред. П.П. Новиченко. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003
  10. Теория бухгалтерского учета / З.В.Кирьянова – М., 2000 г.
  11. Теория бухгалтерского учета / Учебное пособие / Попова Э.А. – М., 2006 г.
  12. ПБУ 9/99 «Доходы организации»
  13. ПБУ 10/99 «Расходы организации»
  14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая, гл. 25 ст. 248-255) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ принят ГД ФС РФ 19.07.200 г. с изм. и доп., вступившими в силу с 08.07.2006 г.
  15. «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Экономическая газета. «Экономика и жизнь», № 33, август 1992 г.
  16. Экономика предприятия. Л. Я. Аврашков, В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др.; под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 г.
  17. Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. – Киев: ИТЕМлтд, АДЕФ-Украина, 1997 г.
  18. Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997 г.
  19. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика: принципы, проблема и политика: пер. с англ. Т. 1, 2. – М. Республика, 1996 г.
  20. Финансовое управление компанией. Под ред. Е. В. Кузнецовой. – М.: Фонд «Правовая культура», 1997 г.
  21. Управление оборотным капиталом. Стоянова А. В., Быкова Е. В. – М.: Перспектива, 1998 г.
  22. Экономика и статистика фирмы. Под. ред. Ильенковой С. Д. – М.: Финансы и статистика, 1996 г.
  23. Мексон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 1996 г.
  24. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. Пер. с датского – М. Высшая школа, 1994 г.
  25. И.Н. Гаврильчак, И.Ю. Левитина – “Экономика предприятий сервиса”, методические указания

Информация о работе Доходы предприятия