Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение сущности, порядка и проведения инвентаризации.
Для достижения поставленной цели, необходимо рассмотреть следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы и сущность проведения инвентаризации;
- порядок проведения инвентаризации;
- отражение и порядок оформления результатов инвентаризации.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы и сущность проведения инвентаризации…………………………………………………………………5
1.1. Понятие, сущность и виды инвентаризации………………………5
1.2. Нормативное регулирование проведения инвентаризации в организациях…………………………………………………………………...10
Глава 2. Организация и проведение инвентаризации...........................15
2.1. Порядок проведения инвентаризаций…………………………….15
2.2. Инвентаризация денежных средств……………………………...19
2.3. Инвентаризация расчетов……………………………………….....21
2.4. Инвентаризация основных средств……………………………….22
2.5.Инвентаризация товарно-материальных ценностей……………...23
Глава 3.Отражение и порядок оформления результатов инвентаризации………………………………………………………………..25 3.1. Порядок оформления результатов инвентаризации……………………25
3.2. Учет результатов инвентаризации……………………………….27
Заключение……………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………..33
Инвентаризация основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств и других ценностей производится по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся.
Для проведения инвентаризации
в организации создается
До начала проверки фактического
наличия имущества
Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные мероприятия. Материальные ценности рассортировывают и укладывают по наименованиям, сортам, размерам; в местах хранения вывешивают ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. Все документы по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета. До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценностей, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы - инвентаризационной описи или акта инвентаризации, куда записываются сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств.
Каждая опись (акт) составляется не менее чем в двух экземплярах и оформляется документом унифицированной формы. Формы обязательны к применению организациями всех форм собственности. В таблице 2 можно увидеть наименования форм и их номера.
Таблица 2
Формы инвентаризационных описей (актов)
Номер формы |
Наименование формы |
ИНВ-1 |
Инвентаризационная опись |
ИНВ-1а |
Инвентаризационная опись |
ИНВ-2 |
Инвентаризационный ярлык |
ИНВ-3 |
Инвентаризационная опись |
ИНВ-4 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных |
ИНВ-5 |
Инвентаризационная опись |
ИНВ-6 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути |
ИНВ-8 |
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них |
ИНВ-8а |
Инвентаризационная опись |
ИНВ-9 |
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них |
ИНВ-10 |
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств |
ИНВ-11 |
Акт инвентаризации расходов будущих периодов |
ИНВ-15 |
Акт инвентаризации наличных денежных средств |
ИНВ-16 |
Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности |
ИНВ-17 |
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
Приложение к форме № ИНВ-17 |
Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
Руководитель организации
должен создать условия, обеспечивающие
полную и точную проверку фактического
наличия имущества в
2.2. Инвентаризация денежных средств
Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, который утвержден Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем) производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухучета, с данными выписок банков.
Производится проверка кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе, составляется инвентаризационная опись. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.
Основными документами,
которые изучают при
При проверке кассовой книги необходимо установить соблюдение следующих требований:
правильность подсчета итогов страниц книги и переноса сумм остатков наличных денег с одной страницы на другую;
кассовая книга должна быть прошнурована, пронумерована и опечатана сургучной или мастичной печатью.
Проверяя полноту и своевременность оприходования денежных средств, полученных с расчетных счетов в банках, комиссия применяет метод взаимного контроля. При этом методе сравниваются суммы, отраженные в ведомости по дебету счета 50 "Касса", с данными журнала-ордера по кредиту счета 51 "Расчетный счет". Эти суммы должны совпадать. Необходимо также сравнивать соответствие записей в главной книге по счету 50 "Касса" и в оборотной ведомости. В случаях обнаружения расхождений их сопоставляют по приходным кассовым ордерам, выпискам банка, отчетам кассира, корешкам чеков, а при необходимости проверяют непосредственно в банке.
По результатам инвентаризации составляют акт инвентаризации наличных денежных средств (форма N ИНВ-15).
В организации могут также проводиться внезапные ревизии кассы. Такая ревизия возможна:
по инициативе руководителя организации;
по требованию налоговой инспекции.
2.3. Инвентаризация расчетов
Инвентаризацию расчетов поводится:
с банками и другими кредитными учреждениями;
с контрагентами (покупателями, продавцами, заимодавцами и заемщиками и т.д.);
с работниками (подотчетными лицами и теми работниками, которые получали ссуды, займы от организации).
При сверке расчетов с
работниками организации
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу.
При проверке расчетов с дебиторами и кредиторами составляют акты сверки расчетов. На основании актов сверки с кредиторами и дебиторами необходимо составить справку о кредиторской и дебиторской задолженности. Эта справка является приложением к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у комиссии.
Комиссия путем документальной проверки должна установить правильность расчетов с финансовыми, налоговыми органами и внебюджетными фондами.
По результатам инвентаризаций и проверок принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учете запасов и возмещению материального ущерба, а также по организации бухгалтерского учета и документооборота.
Порядок регулирования инвентаризационных ризниц установлен Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Выявленные при инвентаризации излишки имущества приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится на финансовые результаты. Результаты инвентаризации отражаются в годовой бухгалтерской отчетности.
2.4. Инвентаризация основных средств
До начала инвентаризации основных средств проверяется:
наличие и состояние инвентарных карточек, описей и других регистров аналитического учета;
наличие и состояние
технических паспортов или
наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи, составленные по форме N ИНВ-1, полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Составляется
2.5. Инвентаризация товарно-материальных ценностей
Инвентаризация товарно-
Инвентаризация товарно-
Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи, данные об остатках ценностей со слов материально ответственного лица или по данным учета без проверки их фактического наличия.
ТМЦ заносятся в описи, составленные по форме N ИНВ-3, по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных.
ТМЦ, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии комиссии и приходуются по товарному отчету после инвентаризации.
По итогам проверки отгруженных, но неоплаченных товарно-материальных ценностей составляется акт по форме N ИНВ-4. А по итогам проверки товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, - по форме N ИНВ-6.
По итогам проверки ТМЦ, если выявлены несовпадения с данными бухгалтерского учета, составляется сличительная ведомость по форме N ИНВ-19
Глава 3.Отражение и порядок оформления результатов инвентаризации
3.1. Порядок оформления результатов инвентаризации
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, которые оформляются не менее чем в двух экземплярах [25, с.61].
Инвентаризационные ведомости могут быть заполнены как с помощью компьютера, так и ручным способом. Во втором случае ведомости должны быть заполнены чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в ведомостях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице ведомости указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны [11, с.61].
Исправление ошибок производится во всех экземплярах ведомостей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных данных. Исправления должны быть оговорены фразой "исправленному верить" и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В ведомостях не допускается оставлять незаполненные строки, а если таковые имеются, их необходимо прочеркнуть.
Кроме того, на последней странице должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку (п.2.9 Методических указаний) [10]. Ведомость подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Последние в конце описи дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Если в ходе инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных, то есть, обнаружены расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей, их следует отразить в сличительных ведомостях [31, с.111]. Такая задача обычно возлагается на работников бухгалтерии. Бухгалтер на основании инвентаризационных описей составляет сличительную ведомость в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.
Информация о работе Инвентаризация: сущность, порядок, проведение