Использование учетной информации для составления бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время информация рассматривается как один из основных ресурсов развития общества. Информация разнообразна и подразделяется по виду обслуживаемой ее человеческой деятельности на научную, техническую, производственную, управленческую, экономическую, социальную, правовую и т.д.
Экономическая деятельность хозяйствующего субъекта связана с экономической информацией, которая сопровождает и отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономическая информация является важнейшей составной частью управленческой информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы использования учетной информации для составления бухгалтерской отчетности
1.1.Состав и назначение бухгалтерской отчетности……………………………....6
1.2.Порядок составления бухгалтерской отчетности………………………....11
1.3.Нормативное регулирование состояния и представления бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………..…16
2.Краткий анализ природных и экономических условий деятельности СХПК «Сатурн» Яльчикского района ЧР
2.1.Анализ соответствия сложившейся специализации (производственного направления) природным и экономическим условиям СХПК «Сатурн»………………………………………………………………………….....20
2.2.Анализ финансово-хозяйственной деятельности СХПК «Сатурн»………...27
2.3.Постановка бухгалтерского учета в СХПК «Сатурн» Яльчикского района……………………………………………………………………………….34
3.Использование учетной информации для составления бухгалтерской отчетности (на материалах СХПК «Сатурн» Яльчикского района ЧР)
3.1Документация и документооборот при составлении бухгалтерской отчетности ………………………………………………………………………….39
3.2.Порядок закрытия счетов и заполнения Главной книги в СХПК «Сатурн»…………………………………………………………………………….41
3.3.Трансформация бухгалтерской отчетности…………………………………..44
Выводы и предложения……………………………………………………………49
Список использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

BFO_kursovaya.docx

— 121.86 Кб (Скачать файл)

Если при составлении  бухгалтерской   отчетности  выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении  отчетности  в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается отступление от правил, установленных ПБУ 4/99.

Требование нейтральности означает, что при формировании  бухгалтерской   отчетности  должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей  бухгалтерской   отчетности  перед другими.

Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в  бухгалтерской   отчетности  должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.

Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов  отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим  бухгалтерский  учет (главным бухгалтером и т.п.).

В ПБУ 4/99 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.

 

1.2. Порядок  составления   бухгалтерской   отчетности

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н,  иными положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

Составление бухгалтерской отчетности - завершающий этап всего учетного процесса на предприятии. Для достижения высокого качества отчетности необходимо заблаговременное проведение большого объема подготовительных работ.

Процесс составления годового отчета условно можно разделить на два этапа:

 первый этап - подготовительная работа;

второй этап - непосредственное заполнение отчетных форм при соблюдении определенной очередности.

Учетный процесс проходит несколько стадий (этапов). На первой стадии ведут текущее наблюдение, производят измерение и регистрацию хозяйственных операций. Эти части учетного процесса органически связаны между собой и в совокупности составляют документирование операций.

На второй стадии проводятся систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах. Эти части учетного процесса органически связаны между собой: происходит техническая обработка информации, содержащейся в первичных документах, ее систематизация в соответствии с требованиями организации бухгалтерского учета, управления и текущего контроля. Здесь немаловажное значение имеет также группировка учетной информации в форме, пригодной как для целей внутреннего управления, так и для внешних пользователей.

На обеих стадиях учетного процесса реализуются контрольные функции аппарата бухгалтерии - проводиться предварительный, текущий и последующий контроль, включая проверку достоверности содержащейся в документах информации и качества учетных данных на основе периодически проводимых инвентаризаций имущества и обязательств.

Третья стадия учетного процесса заключается в составлении установленных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе данных бухгалтерского учета. Отчетность представляет собой совокупность показателей, приведенных в определенную систему и характеризующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия (организации) и его имущественное и финансовое положение за определенный период (квартал, полугодие, год).

Наконец, четвертой стадией учетного процесса является использование учетной и отчетной информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации).

Учетная информация отражает совершившиеся события, явления, хозяйственные процессы. Ее разделяют на оперативную, бухгалтерскую и статистическую информацию. На долю учетной информации приходится более 70% общего объема экономической информации. В системе управления учетная информация реализует обратную связь и по мере перемещения с нижних уровней управления на верхние обобщается, укрупняется. На оперативном уровне управления учетная информация представляется количественными показателями: количеством произведенной и сданной на склад продукции, количеством израсходованных материальных ресурсов и т.п. Здесь же учетные объекты идентифицируются в разрезе объектов аналитического учета. На уровне бухгалтерского учета оперативная информация получает стоимостную оценку, идентифицируется, накапливается и обобщается в разрезе синтетических счетов и субсчетов, а при составлении отчетности – в разрезе показателей форм отчетности.

Учетная информация должна быть достоверной и полной, актуальной и своевременной, достаточной и полезной. Первичная информация должна быть документально подтвержденной и правильно юридически оформленной. Последнее относится и к результатной выходной информации, представляемой в виде отчетов. Особые требования предъявляются к информации бухгалтерской отчетности, так как она используется многочисленными внешними и внутренними пользователями при принятии особо важных решений. Международными стандартами к этой информации предъявляются такие требования как уместность (возможность оказывать влияние на экономические решения), понятность (доступность для понимания экономически подготовленными лицами), надежность (предполагает исключение существенных ошибок), сопоставимость (возможность сравнения с данными предшествующих периодов, либо данными аналогичных экономических субъектов). [30]

Первичная  учетная   информация  отражается в первичных учетных документах.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и в которых отражается первичная  учетная   информация.

 Первичные учетные  документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не  предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные  реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени  которой составлен документ; г) содержание  хозяйственной операции; д) измерители  хозяйственной операции в натуральном  и денежном выражении; е) наименование  должностей лиц, ответственных за  совершение хозяйственной операции  и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания.

К первичным учетным документам относятся: приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, акты приема-передачи основных средств, накладные, требования, счета, акты выполненных работ или услуг, товарные чеки, платежные поручения, акты выбытия, акты на списание материалов, лимитно-заборные карты и многие другие.

 Для осуществления  контроля и упорядочения обработки  данных о хозяйственных операциях  на основе первичных учетных  документов составляются сводные  учетные документы.

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и  в   бухгалтерской   отчетности  применяются регистры бухгалтерского учета.

 Регистры бухгалтерского  учета ведутся в специальных  книгах (журналах), на отдельных листах  и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных магнитных носителях. [6]

К регистрам бухгалтерского учета относятся:

- оборотные ведомости  по учету товарно-материальных  ценностей и основным средствам;

- по учету нематериальных  активов;

- материальные отчеты  прорабов;

- сличительные ведомости  по инвентаризации;

- сводные ведомости;

- журналы ордера и  другие документы.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и  бухгалтерской   отчетности  организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Последовательность учетных работ при переносе сумм и закрытии учетных регистров журнально-ордерной формы по окончании месяца следующая:

- из листков-расшифровок  вносят дебетовые и кредитовые  обороты в журналы-ордера и  ведомости, при этом делают соответствующие  отметки в регистрах-расшифровках  и журналах-ордерах;

- из ведомости №1 по  дебету счета “Касса” и ведомости  №2 по дебету счета 51 “Расчетный  счет” переносятся итоги в  журналы-ордера №3, 10-1, 13 и проч.;

- подсчитывают итоги в  ведомостях аналитического учета №7, 12, 14, 15, 16, 17 и других, после чего итоговые данные отражают в соответствующих журналах-ордерах;

- подсчитывают итоги оборотов  по кредиту счетов в журналах-ордерах.

Если журналы-ордера содержат аналитические данные по счетам, делают подсчеты и определяют остаток на следующий месяц, сверяют итоги различных регистров, имеющих взаимосвязь по корреспондирующим счетам. Такая сверка показателей применяется ко всем журналам - ордерам. Затем производят записи из журналов-ордеров в Главную книгу - оборота по кредиту одного или нескольких счетов и сумм по дебету всех корреспондирующих с ним счетов. После этого подсчитывают обороты по дебету и определяют остатки на 1 число следующего месяца по каждому синтетическому счету. Записи в Главную книгу делают только из журналов-ордеров, после определения в Главной книге остатков по счетам их сверяют с аналитическими данными, составляют баланс и другие отчетные таблицы по данным регистров журнально-ордерной формы.

Статьи актива баланса заполняются по данным дебетовых остатков активных счетов, а статьи пассива баланса - по данным кредитовых остатков пассивных счетов.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

 

1.3. Нормативное регулирование состояния и представления бухгалтерской отчетности

На современном этапе развития организации бухгалтерского учета реализована система регулирования учета и отчетности, состоящая из четырех уровней.

- Первый уровень наряду  с другими законодательными актами  образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ « О бухгалтерском  учете». Данный законодательный  акт формирует основу системы  регулирования бухгалтерского учета. В данном документе регламентируются  единые нормативно-правовые методологические  основы организации и ведения  бухгалтерского учета, бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации.

В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ.

Фундаментальным документом, обеспечивающим методологические основы ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях.

- Второй уровень составляют  Положения по бухгалтерскому  учету (ПБУ), которые были разработаны  Минфином России согласно государственной  программе перехода Российской  Федерации на принятую в международной  практике систему учета и статистики  в соответствии с требованиями  развития рыночной экономики.

ПБУ регламентирует методику и правила отдельных подотраслей ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, например, учета материальных и нематериальных активов, основных средств и т.д

Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г.  № 43н. Важным также является ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» от 6 октября 2008 г. N 106н, так как в нем изложены основные принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в виде требований и допущений.

Информация о работе Использование учетной информации для составления бухгалтерской отчетности