История развития СНС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:50, реферат

Краткое описание

В современном мире постоянно идет борьба за лидерство и первенство в различных сферах деятельности не только между людьми, но и между государствами. Страны, развивая свою промышленность, науку и образования стремятся к завоеванию лидирующих позиций на мировых рынках. Некоторым государствам таким как Российская Федерация, Китай, США, странам Европейского союза это удается, а некоторые вынуждены что называется сводить концы с концами.

Вложенные файлы: 1 файл

Снс 2.docx

— 47.34 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В современном  мире постоянно идет борьба за лидерство  и первенство в различных сферах деятельности не только между людьми, но и между государствами. Страны, развивая свою промышленность, науку  и образования стремятся к  завоеванию лидирующих позиций на мировых  рынках. Некоторым государствам таким как Российская Федерация, Китай, США, странам Европейского союза это удается, а некоторые вынуждены что называется сводить концы с концами.

Хотя многие государства, являются лидерами по уровню жизни, не имея таких производственных мощностей  как у сверхдержав. Например, Швеция или Люксембург сегодня лидеры по уровню жизни населения и соответственно по уровню дохода на душу населения. Они  просто-напросто избрали другой путь обогащения предлагая всевозможные услуги или внедряя очень эффективные программы экономического развития.

Вопрос заключается  в том, как же можно сравнить такие  разные государства или правильнее сказать их экономические показатели. Именно с этой целью и была разработана  система национальных счетов. После  Великой депрессии 1933-1938 гг. многие страны мира поставили перед собой  задачу выбиться в лидеры мировой  экономики, а для этого им было необходимо знать на каком уровне находятся их конкуренты. Собственно говоря систем национальных счетов (СНС) это есть метод некоего унифицированного учета результатов экономических показателей государств.

Начало развития системы национальных счетов было положено в СССР, только называлась эта система  Баланс народного хозяйства. Она безусловно имела отличный от сегодняшней СНС вид, однако именно она легла в основу разработки и стала идейным вдохновителем разработчиков СНС. Баланс народного хозяйства использовался в Советском Союзе задолго до Великой депрессии, позволяя вести учет хозяйственной деятельности государства.

Однако потом, как показывает история эти две  системы стали развиваться параллельно.

Что же вынудило объединить эти две системы и  разработать таки универсальную систему национальных счетов? А вынудило именно желание мирового экономического и политического господства. Необходимо точно знать какие показатели лучше у одной страны, а какие ей необходимо улучшать по отношению к другой. Дух соперничества породил одну из самых важных макроэкономических основ мировой экономики.

Унифицированная СНС позволяет государствам ориентироваться  друг на друга используя макроэкономические показатели и исходя из этого принимать необходимые меры по улучшению собственных показателей.

Таким образом государства как бы участвуют в огромных соревнованиях в которых СНС выступает арбитром.

1. Сущность и  основные характеристики СНС

Развитие в  нашей стране рыночных отношений  потребовало перестройки отечественной  статистики, внедрение в нее показателей  и их систем, приспособленных для  характеристики функционирования рыночной экономики. Это касается и макроэкономических показателей, в общем виде характеризующих  важнейшие результаты и пропорции  экономического развития. Кроме того, в связи со вступлением России в Международный Валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции  и развития (МБPP) стало необходимым применять в отечественной статистике, систему национальных счетов, используемую в большинстве стран мира и рекомендованную некоторыми международными организациями.

Система национальных счетов Российской Федерации (СНС РФ) начала реально создаваться в 1991 г. с разработки соответствующей  национальной методологии и проведения сначала экспериментальных, а затем  регулярных расчётов основных счетов. Методологические работы в области  созданий СНС велись Госкомстатом России совместно с ОЭСР, МВФ, Статистическим комитетом СНГ, Центральным банком России, Министерством экономики, России, Центром экономической конъюнктуры, ИСЭИ, МЭСИ и другими научными и  экономическими организациями.

В основу СНС РФ были заложены принципы расчетов Европейской  системы интегрированных экономических  счетов (ЕСИЭС). В настоящее время  СНС РФ пересматривается в соответствии с новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН, ОЭСР, МВФ, МБ и Евростатом.

Национальные  счета представляют собой систему  взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена  в виде определенного набора счетов и таблиц.

Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов -- резидентов от момента производства до момента конечного потребления или создания разных видов накопления. [20, с. 231]

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует  специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой таблицу, включающую две совокупности показателей, характеризующих:

а) ресурсы;

б) их использование.

В каждом счете  соблюдается, равенство (равновесие) между  объемом ресурсов и их использованием, которое, как правило, достигается  с помощью, балансирующей статьи.

Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение, но в то же время служат для увязки счетов в единую систему.

Составление основных счетов СНС, последовательно отражающих движение финансовых потоков и стоимости  товаров и услуг через все  стадии, воспроизводственного цикла, завершается  разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие, национального  богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение  данного периода.

Система национальных счетов методологически и информационно  связана с другими разделами  социально-экономической статистики. Методология построения СНС определяет, в частности, методологию исчисления показателей статистики финансов. В  то же время данные статистики финансов используются в расчетах показателей  СНС.

Система национальных счетов позволяет решать следующие  основные задачи:

· исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих  результаты экономической деятельности;

· исследование динамики макроэкономических показателей

· анализ макроэкономических пропорций.

Взаимосвязь показателей  СНС составляет основу моделирования  макроэкономических процессов.

Данные системы  национальных счетов и построенные  на их основе модели применяются для  обоснования управленческих и финансовых решений на всех уровнях экономики: макро-, мезо- и микроуровне. [10, с.44]

Необходимым условием построения СНС является четкое разграничение  таких понятий, как потребление  и валовое накопление, конечное потребление  и промежуточное потребление. На практике же у разработчиков СНС зачастую возникают трудности в отнесении некоторых видов деятельности или операций к той или иной категории, например, при отражении в СНС расходов на текущий и капитальный ремонт (потребление или валовое накопление), подготовку кадров, научные исследования и разработки (промежуточное потребление или валовое накопление), а также на образование (потребление или валовое накопление).

Использование стандартных  определений и классификаций  в СНС дает возможность получать сопоставимую информацию об экономической  деятельности различных стран.

Рассмотрим основные понятия, методологические принципы и  правила, используемые в системе  национальных счетов.

Производственная  деятельность в СНС определяется как деятельность, выполняемая под  контролем хозяйствующего субъекта, при которой осуществляются затраты  труда, капитала, товаров и услуг  для создания других товаров и  услуг.

По концепции  СНС практически все виды деятельности по созданию товаров и услуг отнесены к экономическому производству.

Товары -- это результаты труда, имеющие материально-вещественную форму, а услуги -- результаты производственной деятельности, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные и общественные потребности и имеющие как материальный, так и нематериальный характер.

В СНС проводится четкое различие между внутренней (национальной) экономикой и "остальным миром". Для понимания различий между  этими категориями необходимо рассмотреть следующие понятия: "экономическая территория", "центр экономического интереса", "резидент".

Под экономической  территорией понимается географическая территория, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

В то же время  части собственной географической территории страны, используемые другими  странами, не входят в ее экономическую  территорию.

Хозяйственная единица  имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владеет помещением или  землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические  операции в течение длительного  периода (как правило, не менее одного года). [5, с.71]

Резиденты -- хозяйственные единицы, которые имеют центр экономического интереса на экономической территории страны. Резидентами страны считаются находящиеся на ее экономической территории длительное время иностранные компании и банки, а также не являющиеся самостоятельными юридическими лицами филиалы и представительства нерезидентов. Внутренняя (национальная) экономика охватывает деятельность резидентов, как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

В СНС используется несколько классификаций.

Первая классификация -- группировка хозяйственных единиц по отраслям. Она применяется для изучения процессов производства и осуществляется в соответствии с Международной стандартной классификацией отраслей экономики (МСОК). В нашей стране в целях гармонизации отечественных классификаций с международными классификационными стандартами разработан общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продуктов и услуг (ОКДП). В группировке хозяйственных единиц по отраслям единицей классификации является заведение -- предприятие или его часть, занятое преимущественно одним видом производственной деятельности (с точки зрения характера производимых товаров и услуг, направления их использования, характера технологического процесса), по которой имеется статистическая информация о затратах и выпуске продукции.

Соответственно  отрасль определяется как совокупность заведений с однородным производством.

Вторым типом  классификации при построении СНС  является группировка единиц по институциональным  секторам. Она осуществляется с целью  исследования потоков доходов и  расходов, финансовых активов и пассивов. Классификационной единицей в секторной  группировке является институциональная  единица -- хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может Самостоятельно принимать решение и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства, и являются хозяйствующими субъектами. [5, с.80]

В соответствии с  типами экономического поведения институциональные  единицы группируются по шести секторам:

· "Нефинансовые предприятия";

· "Финансовые учреждения";

· "Государственные  учреждения";

· "Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства";

· "Домашние хозяйства";

· "Остальной  мир".

Сектор "Нефинансовые предприятия " охватывает институциональные  единицы, основной функцией которых  является производство товаров и  нефинансовых услуг для продажи  по ценам, позволяющим получить прибыль.

В сектор "Финансовые учреждения "входят институциональные  единицы, занятые финансовыми операциями и операциями по страхованию на коммерческой основе независимо от форм собственности.

Под финансовыми  операциями на коммерческой основе понимается деятельность коммерческих кредитных  учреждений, осуществляющих преимущественно  финансовое посредничество и вспомогательную  финансовую деятельность. Ресурсы этих единиц образуются в основном за счет принятых обязательств и полученных процентов.

К страховым учреждениям  относят государственные и частные  страховые компании, занимающиеся всеми  видами страхования. Их ресурсы складываются в основном за счет страховых премий.

Сектор "Государственные  учреждения" включает институциональные  единицы, занятые предоставлением  нерыночных услуг, которые предназначены  для индивидуального и коллективного  потребления. Кроме того, важнейшей  функцией государственных учреждений является перераспределение национального  дохода и богатства. К этому сектору  относятся финансируемые из бюджета  государственные учреждения (в области  управления, финансов, регулирования  и прогнозирования экономики, научно-исследовательской  деятельности, обороны, поддержания  внутреннего порядка, защиты окружающей среды и т. п.).

Сектор "Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства " включает институциональные  единицы, которые:

· предоставляют  индивидуальные услуги домашним хозяйствам в области здравоохранения, образования, культуры, искусства, религии, отдыха, развлечений;

· обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, профсоюзные организации, различные общества, спортивные организации, клубы и т. д.). Ресурсы этих организаций  складываются в основном из взносов, пожертвований, дарений и доходов  от собственности.

В секторе "Домашние хозяйства" институциональной единицей является домашнее хозяйство -- физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами, живущих вместе и имеющих общий бюджет.

Информация о работе История развития СНС