Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:50, реферат
В современном мире постоянно идет борьба за лидерство и первенство в различных сферах деятельности не только между людьми, но и между государствами. Страны, развивая свою промышленность, науку и образования стремятся к завоеванию лидирующих позиций на мировых рынках. Некоторым государствам таким как Российская Федерация, Китай, США, странам Европейского союза это удается, а некоторые вынуждены что называется сводить концы с концами.
Важным шагом
в совершенствовании
Переход от БНХ к СНС потребовал рассмотрения и решения ряда концептуальных и методологических проблем. При этом было необходимо, с одной стороны, исходить из международных рекомендаций, а с другой -- учитывать особенности организации хозяйственной деятельности в переходный период и ее отражения в учете
Особенностями первоначального
внедрения СНС в статистическую
практику являлись использование БНХ
в качестве исходной информационной
базы и составление отчетов
За прошедшие десять лет статистическими службами стран СНГ, разрабатывающими и систематически публикующими наиболее важные макроэкономические показатели СНС-93, проделана большая работа. В их число входят не только наиболее важные макроэкономические показатели -- ВВП, национальный доход, конечное потребление и накопление, национальное сбережение как источник финансирования инвестиций и другое, но и большой объем данных, характеризующих состояние и развитие экономики отдельных отраслей и секторов, а также взаимодействие этих структурных подразделений в экономическом процессе на основе выплат доходов от собственности, трансфертов, проведения операций по кредитованию и заимствованию
В последние годы на международном уровне активизировалась работа по дальнейшему совершенствованию СНС-93 и специалисты стран СНГ, занимающиеся разработкой национальных счетов, должны отслеживать результаты международных дискуссий, по возможности вносить свой вклад в формирование программы будущей работы по пересмотру СНС-93 с учетом накопленного десятилетнего опыта и специфики их экономик [1. с.139]
2.3. Сравнительный анализ БНХ и СНС
БНХ и СНС - системы взаимосвязанных экономических показателей, представленные в особой форме в виде таблиц, счетов или в сочетании и тех, и других. Они являются моделями годового экономического оборота на макроуровне.
При оценке БНХ следует отметить два момента. Во-первых, общепринято, что новаторские разработки в области БНХ, осуществленные в СССР в 20-е годы, оказали существенное влияние на развитие макроэкономических исследований, в том числе и на СНС. Известно, что таблица первого БНХ СССР за 1923/24 годы содержала черты межотраслевого баланса. Во-вторых, несмотря на различия в основополагающих концепциях СНС и БНХ, между ними существует много общего в методах упорядочения данных с целью выяснения наиболее значимых результатов и закономерностей экономического процесса. Например, в обеих системах проводится различие между потоками товаров и потоками доходов; потоками и запасами ресурсов; промежуточным и конечным потреблением; доходами, созданными в производстве, и доходами, полученными от перераспределения; текущими и единовременными расходами; произведенными и непроизведенными активами. [3 с.77]
Между БНХ и СНС существует много различий в задачах:
1) БНХ обслуживал
потребности централизованного
планирования общественного
2) СНС отвечает
потребностям рыночной
Также есть различия и в концепциях:
1) трактовка стоимостного
состава продукта: в БНХ - это
перенесенная стоимость (
2) трактовка производственной
деятельности: в БНХ - это деятельность
в сфере материального
Наиболее крупные различия методологического характера заключаются:
1) в содержании
показателей производства в
2) в подходе
к трактовке финансовых
3) в подходе
к классифицированию доходов
и расходов, а также в определении
категории сбережений: в СНС проводится
четкое разграничение текущих
доходов и расходов, которые балансируются
с помощью показателя “
Есть различия
и в форме представления
1) СНС - в виде
совокупности взаимосвязанных
2) БНХ - в виде таблиц, где показываются ресурсы и использование материальных доходов и благ;
3) БНХ - это
более замкнутая система
4) СНС - более
развитая модель
Несмотря на все указанное выше между СНС и БНХ имеется много общего. Обе системы показателей ставят такие задачи:
а) обеспечить концептуальную основу для системного анализа макроэкономических показателей, то есть определить систему показателей, характеризующих развитие экономики, их содержание, взаимосвязи;
б) координировать экономическую статистику, то есть обеспечить методологическое единство показателей макроэкономической статистики и других разделов статистики (труда, отраслевых, финансовой, банковской, внешнеэкономической), то есть единство классификаций, содержания показателей.
Общность СНС и БНХ касается не только целей, ради которых они разрабатываются, но и ряда методологических подходов к обработке и упорядочению данных для выявления наиболее существенных характеристик экономического процесса.
3. Современные
проблемы формирования
Процесс перехода на рыночную модель ведения хозяйства и построение цивилизованного рыночного общества - процесс сложный и длительный и неразрывно связанный с проблематикой самого разного толку и практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов ведения хозяйства) должна стать разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институционной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства.
В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим:
Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993 г.: трактовки производственной деятельности и определения ее границ; определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);
Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);
Институционным (классификация институционных единиц по функциональному принципу);
Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики (когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов), отвечающей потребностям российской специфики ведения хозяйства, органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели ведения хозяйства России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределений и перераспределений доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);
Организационно-правовым (утверждение прав собственности и определения границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, которые есть, характеризующей развитие национальной экономики страны в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);
Статистическим (актуализация единственного государственного регистра предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщение и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованиям построения системы национальных балансов). [20, с.58]
Все эти проблемы
взаимосвязаны между собой, поскольку,
например, изменение концепции развития
национальной экономики допускает
изменение социально-
А теперь можно перейти к более подробному рассмотрению этих проблем.
Концептуальные проблемы формирования СНС в в условиях рыночной экономики возводятся к:
Определению границ производственной деятельности в условиях рыночной модели ведения хозяйства;
Разработка основных концептуальных положений последующего развития национальной экономики и определению соответственно этому составу системы основных показателей социально-экономического развития национальной экономики;
Разработке основных
принципов формирования российской
системы национальных балансов (целостность
и сбалансированность в разрезе
институционных секторов экономики
в целом по экономики; обоснованность
расчета макроэкономических показателей,
обусловленная взаимосвязью показателей
и инструментов и параметров государственной
социально-экономической
Разработке основных принципов функционирования российской системы национальных балансов;
Теоретической основой
российской СНС должна стать система
взглядов, характерная для будущей
рыночной экономики России, построенная
на принципах теоретических
Национальные
счета есть почти во всех капиталистических
государствах, но ни в одной стране
не существует системы в ее чистом
виде. Причина заключается в самой
природе капиталистической
Поэтому СНС капиталистических стран (в частности Франции) ограничивается исследованием экономического равновесия, процесса формирования доходов и условий реализации продукта.
Исходя из вышеизложенного
можно заключить, что проблемы теоретического
характера в экономике России
в целом в настоящее время
сводятся к определению и разработке
целостной и взаимоувязанной
системы макроэкономических балансов,
показатели которой рассчитываются
на основе инструментов и параметров
разных направлений государственной
социально-экономической
Целостность заключается в разработке балансов, показатели которых дают возможность анализа и предвидения изменений, которые происходят, во всех сферах и институционных секторах экономики. Сбалансированность макроэкономических показателей и параметров государственной политики осуществляется как по институционным секторам экономики, так и в рамках всей экономики в целом достигается на каждом уровне балансирования, соответственно, через использование сквозных показателей системы балансов и через разработку сведенного баланса потоков ресурсов.