История развития СНС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:50, реферат

Краткое описание

В современном мире постоянно идет борьба за лидерство и первенство в различных сферах деятельности не только между людьми, но и между государствами. Страны, развивая свою промышленность, науку и образования стремятся к завоеванию лидирующих позиций на мировых рынках. Некоторым государствам таким как Российская Федерация, Китай, США, странам Европейского союза это удается, а некоторые вынуждены что называется сводить концы с концами.

Вложенные файлы: 1 файл

Снс 2.docx

— 47.34 Кб (Скачать файл)

Важным шагом  в совершенствовании макроэкономической статистики в России стало введение в 1988 г. в регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего  продукта (ВВП), широко применяемого в  международной практике и основывающегося  на принципах СНС. Данные о размерах и динамике ВВП публиковались  официальными статистическими органами, однако расчеты этого показателя осуществлялись не системно, т.е. они  оказались вне скоординированной  системы макропоказателей и рассчитывались на основе действовавшей устаревшей системы учета

Переход от БНХ  к СНС потребовал рассмотрения и  решения ряда концептуальных и методологических проблем. При этом было необходимо, с одной стороны, исходить из международных  рекомендаций, а с другой -- учитывать особенности организации хозяйственной деятельности в переходный период и ее отражения в учете

Особенностями первоначального  внедрения СНС в статистическую практику являлись использование БНХ  в качестве исходной информационной базы и составление отчетов практически  только на верхнем уровне, а не формирование их на нижнем уровне. Слабостью экспериментальных  расчетов стало использование ОКОНХ (Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства), заметно отличающегося  от МСОК (Международной стандартной  отраслевой классификации), несоответствие первичной документированной информационной базы (бухгалтерского учета, первичной  финансовой и банковской статистики) международным стандартам и др. [2 с.37]

За прошедшие  десять лет статистическими службами стран СНГ, разрабатывающими и систематически публикующими наиболее важные макроэкономические показатели СНС-93, проделана большая  работа. В их число входят не только наиболее важные макроэкономические показатели -- ВВП, национальный доход, конечное потребление и накопление, национальное сбережение как источник финансирования инвестиций и другое, но и большой объем данных, характеризующих состояние и развитие экономики отдельных отраслей и секторов, а также взаимодействие этих структурных подразделений в экономическом процессе на основе выплат доходов от собственности, трансфертов, проведения операций по кредитованию и заимствованию

В последние годы на международном уровне активизировалась работа по дальнейшему совершенствованию  СНС-93 и специалисты стран СНГ, занимающиеся разработкой национальных счетов, должны отслеживать результаты международных дискуссий, по возможности  вносить свой вклад в формирование программы будущей работы по пересмотру СНС-93 с учетом накопленного десятилетнего  опыта и специфики их экономик [1. с.139]

2.3. Сравнительный анализ БНХ и СНС

БНХ и СНС - системы  взаимосвязанных экономических  показателей, представленные в особой форме в виде таблиц, счетов или  в сочетании и тех, и других. Они являются моделями годового экономического оборота на макроуровне.

При оценке БНХ  следует отметить два момента. Во-первых, общепринято, что новаторские разработки в области БНХ, осуществленные в  СССР в 20-е годы, оказали существенное влияние на развитие макроэкономических исследований, в том числе и  на СНС. Известно, что таблица первого  БНХ СССР за 1923/24 годы содержала черты  межотраслевого баланса. Во-вторых, несмотря на различия в основополагающих концепциях СНС и БНХ, между ними существует много общего в методах упорядочения данных с целью выяснения наиболее значимых результатов и закономерностей  экономического процесса. Например, в обеих системах проводится различие между потоками товаров и потоками доходов; потоками и запасами ресурсов; промежуточным и конечным потреблением; доходами, созданными в производстве, и доходами, полученными от перераспределения; текущими и единовременными расходами; произведенными и непроизведенными активами. [3 с.77]

Между БНХ и  СНС существует много различий в  задачах:

1) БНХ обслуживал  потребности централизованного  планирования общественного производства, его основная задача - наблюдение  за процессом производства и  движением материальных ресурсов;

2) СНС отвечает  потребностям рыночной экономики,  где на первый план выдвигаются  финансово-денежные отношения.

Также есть различия и в концепциях:

1) трактовка стоимостного  состава продукта: в БНХ - это  перенесенная стоимость (затраты  предметов труда и износ основных  фондов) и вновь созданная стоимость (первичные доходы участников производства: населения, занятого в сфере материального производства, и предприятия этой сферы, то есть оплата труда, чистая продукция личного подсобного хозяйства, прибыль и другие элементы прибавочного продукта); в СНС: затраты на предметы труда, оплату факторов производства;

2) трактовка производственной  деятельности: в БНХ - это деятельность  в сфере материального производства, в СНС - это любая деятельность, приносящая доход.

Наиболее крупные  различия методологического характера  заключаются:

1) в содержании  показателей производства в результате  неодинакового подхода к определению  сферы создания национального  дохода (продукта), а также в содержании  показателей потребления (промежуточного  и конечного), распределения и  перераспределения доходов, внешней  торговли;

2) в подходе  к трактовке финансовых потоков  (займы, кредиты и т.п.): в БНХ  они рассматриваются как формы  временного перераспределения национального  дохода, а в СНС - как вид  инвестиций отдельных секторов  экономики;

3) в подходе  к классифицированию доходов  и расходов, а также в определении  категории сбережений: в СНС проводится  четкое разграничение текущих  доходов и расходов, которые балансируются  с помощью показателя “сбережения”, рассматриваемого как источник  финансирования капитальных затрат; в БНХ такого четкого деления  доходов и расходов на текущие  и единовременные не предусмотрено,  и поэтому нет позиций “сбережения”  как разницы между текущими  доходами и расходами. [3 с.117]

Есть различия и в форме представления данных:

1) СНС - в виде  совокупности взаимосвязанных двусторонних  счетов и таблиц. Заимствован  из бухучета принцип двойной  записи: каждый показатель записывается  дважды - в дебете одного счета  и в кредите другого;

2) БНХ - в виде  таблиц, где показываются ресурсы  и использование материальных  доходов и благ;

3) БНХ - это  более замкнутая система показателей,  так как ограничивается отражением  движения доходов лишь в той  степени, в какой оно связано  с движением материальных благ;

4) СНС - более  развитая модель экономического  оборота, так как позволяет  проследить его от производства  продуктов и услуг и образования,  перераспределения и использования  доходов до получения конечных  финансовых результатов - изменения  финансовых активов и пассивов  и характеристики их состава.

Несмотря на все  указанное выше между СНС и  БНХ имеется много общего. Обе  системы показателей ставят такие  задачи:

а) обеспечить концептуальную основу для системного анализа макроэкономических показателей, то есть определить систему  показателей, характеризующих развитие экономики, их содержание, взаимосвязи;

б) координировать экономическую статистику, то есть обеспечить методологическое единство показателей макроэкономической статистики и других разделов статистики (труда, отраслевых, финансовой, банковской, внешнеэкономической), то есть единство классификаций, содержания показателей.

Общность СНС  и БНХ касается не только целей, ради которых они разрабатываются, но и ряда методологических подходов к  обработке и упорядочению данных для выявления наиболее существенных характеристик экономического процесса.

3. Современные  проблемы формирования российской  СНС и основные направления  анализа СНС

Процесс перехода на рыночную модель ведения хозяйства  и построение цивилизованного рыночного  общества - процесс сложный и длительный и неразрывно связанный с проблематикой  самого разного толку и практически  во всех сферах жизнедеятельности общества.

Первым шагом  на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС  в условиях рыночных методов ведения  хозяйства) должна стать разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры  новой макромодели экономики, институционной, секторальной и отраслевой группировок  национального хозяйства.

В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим:

Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993 г.: трактовки производственной деятельности и определения ее границ; определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);

Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);

Институционным (классификация институционных единиц по функциональному принципу);

Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности  экономики и политики (когда расчет показателей прогноза опирается  на данные нормативно правовых актов), отвечающей потребностям российской специфики  ведения хозяйства, органов статистического  учета и прогнозирования, органов  государственной власти, а также  международным требованиям и  стандартам; создание на этой основе балансового  метода описания экономики, адекватного  рыночной модели ведения хозяйства  России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределений и перераспределений доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);

Организационно-правовым (утверждение прав собственности и определения границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, которые есть, характеризующей развитие национальной экономики страны в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);

Статистическим (актуализация единственного государственного регистра предприятий и организаций  Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр  процедуры и методов сбора  внешних и внутренних источников данных, их обобщение и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованиям  построения системы национальных балансов). [20, с.58]

Все эти проблемы взаимосвязаны между собой, поскольку, например, изменение концепции развития национальной экономики допускает  изменение социально-экономической  организации общества, механизма  функционирования самой хозяйственной  системы и так далее.

А теперь можно  перейти к более подробному рассмотрению этих проблем.

Концептуальные  проблемы формирования СНС в в условиях рыночной экономики возводятся к:

Определению границ производственной деятельности в условиях рыночной модели ведения хозяйства;

Разработка основных концептуальных положений последующего развития национальной экономики и  определению соответственно этому  составу системы основных показателей  социально-экономического развития национальной экономики;

Разработке основных принципов формирования российской системы национальных балансов (целостность  и сбалансированность в разрезе  институционных секторов экономики  в целом по экономики; обоснованность расчета макроэкономических показателей, обусловленная взаимосвязью показателей  и инструментов и параметров государственной  социально-экономической политики в разрезе всех ее направлений);

Разработке основных принципов функционирования российской системы национальных балансов;

Теоретической основой  российской СНС должна стать система  взглядов, характерная для будущей  рыночной экономики России, построенная  на принципах теоретических концепций  формирования Российской СНС, механизма  ее функционирования и определения  границ действия.

Национальные  счета есть почти во всех капиталистических  государствах, но ни в одной стране не существует системы в ее чистом виде. Причина заключается в самой  природе капиталистической экономики, в которой государственные органы не имеют полного доступа к  экономической информации частных  предприятий. [18, с. 113]

Поэтому СНС капиталистических  стран (в частности Франции) ограничивается исследованием экономического равновесия, процесса формирования доходов и  условий реализации продукта.

Исходя из вышеизложенного  можно заключить, что проблемы теоретического характера в экономике России в целом в настоящее время  сводятся к определению и разработке целостной и взаимоувязанной  системы макроэкономических балансов, показатели которой рассчитываются на основе инструментов и параметров разных направлений государственной  социально-экономической политики, закрепленных в нормативно-правовых актах.

Целостность заключается  в разработке балансов, показатели которых дают возможность анализа  и предвидения изменений, которые  происходят, во всех сферах и институционных секторах экономики. Сбалансированность макроэкономических показателей и  параметров государственной политики осуществляется как по институционным секторам экономики, так и в рамках всей экономики в целом достигается  на каждом уровне балансирования, соответственно, через использование сквозных показателей  системы балансов и через разработку сведенного баланса потоков ресурсов.

Информация о работе История развития СНС