Калькулирования себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать теоретические основы и действующую практику позаказного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Данная цель реализуется следующими задачами:
исследовать общую характеристику и виды позаказной калькуляции затрат;
отразить особенности документооборота и учетных процедур по учету затрат в системе позаказной калькуляции себестоимости;
изучить методику калькуляции себестоимости специального заказа, партии товара и контракта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ ПОЗАКАЗНОЙ
КАЛЬКУЛЯЦИИ ЗАТРАТ…………………………………………..5
2. БУХГАЛТЕРСКИЕ ЗАПИСИ В СИСТЕМЕ ПОЗАКАЗНОЙ
КАЛЬКУЛЯЦИИ ЗАТРАТ.....................................................................10
2.1 Документирование учетных операций в системе позаказной
калькуляции…………………………………………………..12
2.2 Методика калькуляции себестоимости и учет затрат при
позаказном методе……………………………………………15
2.3 Синтетический учет затрат на производстве при позаказном
методе…………………………………………………………20
3. КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА
ПАРТИИ ТОВАРА И КОНТРАКТА…………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая- Калькуляция затрат.docx

— 89.92 Кб (Скачать файл)

Поскольку по таким контрактам работа может длиться не один год или, иными словами, охватывать более одного отчетного периода, то в области учета возникает ряд проблем. Во-первых, обычная учетная практика предполагает расчет прибыли после выполнения заказа. Однако возможна такая ситуация, когда строительная компания может одновременно завершить несколько проектов в текущем году, в то время как большая часть работ по ним была проведена в предыдущие периоды. Тогда вся прибыль была бы отражена в год завершения работ, а за предыдущие несколько лет строительства прибыли не было бы вообще. Во-вторых, затраты по долгосрочным контрактам, как правило, очень велики, поэтому подрядчики по мере выполнения этапов по незавершенным работам стремятся получить их оплату. Однако, даже несмотря на возможное осуществление частичных платежей, незавершенное производство по таким контрактам может быть весьма значительным.5

На практике применяются следующие основные методы учета долгосрочных контрактов. Если результат выполнения контракта может быть оценен со значительным уровнем точности, то применяется метод частичного завершения, предполагающий расчет ожидаемой прибыли и включение ее в финансовую отчетность за каждый отчетный период (как правило, год). «Общей основой оценки прибыли является запись той части предполагаемой общей прибыли, которая соответствует коэффициенту »понесенные издержки к ожидаемым общим издержкам«. Другой метод оценки завершения может базироваться на завершенных единицах продукции, на компетентных оценках инженеров или на поставленных единицах продукции». Если проведение обоснованной оценки результатов и времен ни завершения контракта не представляется возможным, то более предпочтителен метод завершенного контракта, согласно которому прибыль рассчитывается после выполнения контракта. Если результат выполнения контракта определяется как убыточный, то ожидаемые убытки подсчитываются и отражаются в том отчетном периоде, в котором о них стало известно.6

Организация позаказной системы калькулирования себестоимости продукции различается по отраслям и типам производств, однако большинство предприятий в той или иной степени применяют следующие учетные процедуры:

- планирование производства в целом и в разрезе потоков затрат;

- составление карточки регистрации затрат по заказу;

- формирование производственного графика.

- сбор и распределение затрат;

- подготовка отчетов о себестоимости заказа;

- ведение калькуляционных счетов, журналов, книг и других учетных регистров, формирующих структуру учета и его связь с системой калькулирования.

 

2.1 Документирование учетных операций в системе позаказной калькуляции

 

Для документирования операций по учету затрат применяются первичные учетные документы. Для учета материальных затрат – лимитно-заборные карты, требования, требования-накладные. Для учета затрат на оплату труда – расчетно-платежные ведомости, разработочные таблицы распределения заработной платы. Учет расходов по обслуживанию производств и управлению – ведомости учета затрат цехов. Учет потерь от простоев и прочих производственных расходов – простойные листки. Учет и инвентаризация незавершенного производства – инвентаризационные описи, сличительные ведомости. Учет нормируемых расходов: командировочные расходы – авансовые отчеты, представительские расходы – сметы расходов.

Заказы открывают на одно изделие в индивидуальном и на несколько изделий в мелкосерийном производстве. Основанием для открытия заказов служат договоры с заказчиками на изготовление того или иного вида продукции. Заказы открывают в планово-производственном отделе предприятия на специальных бланках, которые затем поступают в цехи-исполнители заказов и бухгалтерию. Каждому заказу присваивают код, который проставляют в карточке учета затрат на производство и на всех документах по расходу материалов, начислению заработной платы рабочим и др. Следовательно, аналитический учет ведут в карточках, открываемых на каждый заказ, в которые записывают затраты по статьям калькуляции.

Таким образом, основным учетным регистром при позаказном методе калькулирования является карточка учета заказов. Эта же карточка может выполнять контрольную функцию. По ней сравнивают предполагаемые и фактические затраты на заказ, выявляются отклонения и вызвавшие их причины.7

Охарактеризуем карточку регистрации затрат по заказу. В карточке регистрации затрат по заказу содержатся номер заказа, разрешение на проведение работ и их описание, определяется временной промежуток, необходимый для выполнения заказа, а также указывается количество единиц, которое нужно произвести. Затраты регистрируются по мере прохождения изделия по стадиям производства, обычно соотносимым с определенными структурными подразделениями. Таким образом, карточка предоставляет средство контроля отдельных стадий заказа и разграничивает персональную ответственность руководителей подразделений за выполнение заказа (Приложение 2).

Во многих случаях в карточку производственного заказа могут включаться дополнительные сведения, например продажные цены, наименование покупателя, инструкции по транспортировке и т.п., а также итоговые данные по затратам, что дополняет отчет о себестоимости. Очевидно, что степень детализации информации, необходимой для обеспечения заказа, варьируется в зависимости от условий конкретного контракта или требований предприятия. Однако в любом случае общая сумма затрат, зарегистрированная в карточках заказов на конец отчетного периода, будет равна остатку по счету «Незавершенное производство» на указанную дату.

Перечень операций, которые должны быть произведены для исполнения заказа, составляет производственный график. В этой части данная форма повторяет одну из функций рассмотренной ранее карточки заказа, также обеспечивающей регистрацию операций. Однако производственный график, как правило, не требует отнесения операций к конкретному заказу, поэтому он также может быть использован для нескольких заказов одновременно, причем как уже находящихся в производстве, так и тех, которые еще только должны начаться.8

Цель производственного графика – согласование стадий производства заказов и операций по заказу, производимых конкретной структурной единицей предприятия. График интегрируется с производственным планом и системой калькулирования. Данную форму можно использовать в целях контроля, поскольку она формирует многие необходимые для производственной программы показатели, как в суммарной форме, так и в детализированном виде в зависимости от требуемых организационных процедур и учетных записей.

Производственные графики являются частью фактической системы калькулирования, выступают как средство контроля, регистрации и сбора затрат.

Применение графика, содержащего движение физических единиц, будет зависеть в основном от его использования в общей системе предприятия. Он может заменять карточку производственного заказа в части контроля натуральных показателей для каждого заказа. Он может применяться для регистрации заказов или этапов работ, производимых в каждом производственном подразделении. Наконец, он может быть использован в качестве общей программы по планированию производства для предприятия в целом. В последних двух случаях производственные графики могут принимать форму планов.

После окончания выполнения заказа и его технической приемки представителями заказчика, производственным отделом обычно выписывается и рассылается цехам и бухгалтерии предприятия извещение о закрытии заказа, после чего прекращаются какие бы то ни было расходы по данному заказу. На некоторых предприятиях, например, в электротехнической промышленности, основанием для закрытия заказа служит сдаточная накладная.9

От четкости и оперативности обработки и движения документов в конечном итоге зависит быстрота принятия решения. Поэтому рациональной организации документооборота всегда уделяется большое внимание в бухгалтерии, где несвоевременная обработка финансовых документов может привести к отрицательным экономическим последствиям.

 

2.2 Методика калькуляции себестоимости  и учет затрат при позаказном  методе

 

Затраты собираются по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени; ведется только один счет незавершенного производства, который расшифровывается ведением отдельных карточек учета затрат по каждому заказу, находящемуся в производстве.

Как уже было сказано выше, группируют затраты по заказам и исчисляют себестоимость каждого заказчика в карточках учета производства. На основании карточек составляют отчетную калькуляцию себестоимости единицы продукции (Приложение 3).

Все прямые затраты учитывают в разрезе установленной номенклатуры статей по отдельным заказам.

В отдельной карточке по заказу потребителя учитывается следующее:

  1. Материалы, приобретенные специально для осуществления заказа (на основе приемных актов или счетов-фактур поставщиков);
  2. Материалы, извлеченные из запасов (на основе заявок);
  3. Заработная плата производственные рабочих (на основе карточки табельного учета времени, затраченного на выполнение заказа);
  4. Прочие прямые затраты (амортизация производственного оборудования, работы, выполненные субподрядчиками).

По выполнении заказа, в калькуляционной карточке выводится общая сумма прямых затрат, после чего на основе одного из принятых методов подсчитываются и вносятся накладные расходы. Накладные расходы не всегда попадают на счет заказа. Если размер их незначителен в сравнении с суммой прямых затрат, то они отражаются в составе расходов периода.

Потери от брака, как правило, списываются на те заказы, при выполнении которых произошел брак. Отражение их в себестоимости незавершенного производства может быть только в случае, если они относятся к определенному незаконченному заказу.10

Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства со дня открытия его до дня выполнения и закрытия. Следовательно, составляют калькуляцию при позаказном методе после того, как закончено выполнение работы по заказу. Окончание работы по заказу фиксируют в документе (накладной, акте) на сдачу выполненных готовых изделий или работ. После этого заказ закрывают: выписку документов с обозначением номера закрытого заказа прекращают.

Если в конце учетного периода заказ не завершен, общий размер затрат на определенное число, записанный в калькуляционной карточке, дает цифру по незавершенному производству. Себестоимость заказа можно сравнить с предварительными подсчетами, что дает возможность проанализировать разницу между реальной (фактической) и ориентировочной (плановой) стоимостью. 11

Рассмотрим пример. ЗАО «Омега» относится к средним предприятиям с серийным производствам. Характеризуется периодической повторяемостью изготовления и выпуска одинаковых изделий, которые образуют серию. Ему присущи следующие особенности: ограниченная номенклатура выпускаемой продукции; сравнительно широкая специализация рабочих мест. Отдельные рабочие участки функционируют в рамках одного производственного цеха. Выработка готовой продукции определяется нарядами на сдельные работы.

На данном предприятии применяется позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости изделия. Производство электротехнического оборудования - сложный и длительный процесс, характеризуется, как правило, разнородностью структуры технологического процесса в зависимости от вида изделия.

Предприятию ЗАО «Омега» заказали произвести станок газорежущий универсальный СГШ-1-60 в количестве 10 штук. Заказ открывают на основании договора с заказчиком.

Таким образом, в данном случае объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ на данную продукцию (станок газорежущий), создаваемый на заранее определенное количество продукции (10 штук).

В аналитическом учете ЗАО «Омега» производственные затраты группируются по заказу в разрезе установленных статей калькуляции. Плановым отделом ЗАО «Омега» установлены следующие статьи калькуляции для производства этого вида продукции:

  1. Сырье и материалы
  2. Топливо и энергия на технологические цели
  3. Заработная плата производственных рабочих
  4. Отчисления от оплаты труда
  5. Расходы на подготовку и освоение производства
  6. Накладные расходы
  7. Потери от брака

Заказу присвоен номер 727, который в дальнейшем проставляют на всех документах по прямым затратам производства (на лимитно-заборных картах, в требованиях, маршрутных листах и других документах на работы по выполнению заказа). В заказе на изготовление станка газорежущего указано, что изготовление будет осуществляться в трех цехах предприятия в течении 2 месяцев.

Группировку затрат по данному заказу осуществляют в таблице распределения расхода материалов, заработной платы в карточках учета производства. Себестоимость одного вида изделий определяют делением суммы затрат по заказу на количество изготовленных изделий. Разделив сумму по каждой статье на количество выпуска, получают постатейную сумму затрат на одно изделие.

При изготовлении и реализации единичного заказа на изготовление станка газорежущего имели место следующие прямые и косвенные расходы, тенге (таблица 1).

 

       

 

 

 

 

 

 Таблица 1 – Затраты на изготовление заказа 727

Статьи калькуляции

май

июнь

итого затрат

цех

№ 1

цех

№ 2

цех №3

цех

№ 1

цех

№ 2

цех

№3

Сырье и материалы

24000

15000

12000

32000

18000

6000

107000

Топливо и энергия на технологические цели

1000

900

600

800

800

600

4700

Заработная плата производственных рабочих

12720

8480

10600

13460

13780

8800

67840

Отчисления от оплаты труда

2404

1603

2003

2544

2604

1663

12821

Расходы на подготовку и освоение производства

1850

   

1850

   

3700

Накладные расходы

12230

11290

10370

13290

12740

9170

69090

Итого

55504

37273

35573

65044

47924

26233

267551

Информация о работе Калькулирования себестоимости продукции