Классификация затрат в бухгалтерском управленческом учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы учета затрат………………………………...4
1.1 Эволюция методов учета затрат…………………………………………...4
1.2 Понятие и сущность затрат в бухгалтерском управленческом учете.....6
1.3 Организация учета производственных затрат…………………………….12
Глава II. Классификация затрат в бухгалтерском управленческом учете…18
1.1. Квалификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли…………………………….18
1.2. Квалификация затрат для принятия управленческих решений и планирования…………………………………………………………….21
1.3. Квалификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности…………………………………………………27
Заключение ……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx КУРСОВАЯ РАБОТА ПО УУ.docx

— 55.92 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы  учета затрат………………………………...4

    1. Эволюция методов учета затрат…………………………………………...4
    2. Понятие и сущность затрат в бухгалтерском управленческом учете.....6
    3. Организация учета производственных затрат…………………………….12

Глава II. Классификация затрат в бухгалтерском управленческом учете…18

    1. Квалификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли…………………………….18
    2. Квалификация затрат для принятия управленческих решений и планирования…………………………………………………………….21
    3. Квалификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности…………………………………………………27

Заключение ……………………………………………………………………..28

Список литературы…………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Часто в экономической литературе термин "затраты" отождествляется с понятием "расходы". Расходы включают в себя убытки и затраты, которые возникают в ходе основной деятельности предприятия.

   В экономической  теории утвердился подход, согласно  которому любое коммерческое  предприятие стремится принимать  такие решения, которые обеспечивали  бы ему получение максимально  возможной прибыли. Прибыль, как  правило, зависит в основном  от цены продукции и затрат  на ее производство и реализацию.

  Под воздействием  законов рыночного ценообразования  в условиях свободной конкуренции  цена продукции не может быть  выше или ниже по желанию  производителя или покупателя, она  выравнивается автоматически. Другое  дело — затраты, формирующие  себестоимость продукции. Они  могут возрастать или снижаться  в зависимости от объема потребляемых  трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства  и других факторов. Следовательно,  производитель располагает множеством  рычагов снижения затрат, которые  он может привести в действие  при умелом руководстве. 

   Сами затраты не  одинаковы не только по своему  составу, но и по значению  в изготовлении продукта, выполнении  работ и услуг. Одни непосредственно  связаны с производством продукции  (затраты сырья, материалов, оплата  труда рабочих и др.), другие  — с управлением и обслуживанием  производства (расходы на содержание  аппарата управления, на содержание  основных средств в рабочем  состоянии и т.д.), а третьи, не  имея непосредственного отношения  к производству, все-таки включаются  в издержки производства (отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы, социальные нужды населения  и др.). Кроме того, часть затрат  прямо включается в себестоимость  конкретных видов готовых изделий,  а другая часть, в связи с  производством нескольких видов  продукции, — косвенно. Поэтому  для эффективной организации  управленческого учета необходимо  применять экономически обоснованную  классификацию затрат по определенным  признакам. Это поможет не только  лучше планировать и учитывать  затраты, но и точнее их анализировать,  а также выявлять определенные  соотношения между отдельными  видами затрат и исчислять  степень их влияния на уровень  себестоимости и рентабельности  производства.

    В управленческом  учете целью классификации затрат  является оказание помощи руководителю  в принятии правильных, обоснованных  решений, поскольку менеджер, принимая  решения, должен знать, какие  затраты и выгоды они за  собой повлекут. Суть процесса  классификации затрат — выделить  ту часть затрат, на которые  может повлиять руководитель.

  Целью курсовой  работы  является комплексное исследование  сущности затрат и способов  их классификации в разрезе  требований бухгалтерского управленческого  учета. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы

1.1 Эволюция методов  учета затрат

   Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства.1

   В течение продолжительного времени затраты выявляли и учитывали так называемым котловым методом. В едином бухгалтерском регистре в течение всего отчетного периода учитывали все средства, израсходованные на производство, независимо от места их потребления и их целевой направленности. В результате выходили на общую сумму затрат за период без учета ассортимента и структуры выпущенной продукции. "Котловой" метод не выявлял возможностей снижения затрат, его основным недостатком являлась обезличеность информации. Такой учет не позволял предприятию получить необходимые данные для контроля за издержками производства по направлениям затрат (основное производство, вспомогательные производства, общепроизводственные, общехозяйственные расходы и т.п.), местам их возникновения (цехам, отделам, службам), видам выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). К сожалению, этим методом пользуются до сих пор на многих малых отечественных предприятиях.

   В 1887 г. было опубликовано первое издание теоретического труда английских экономистов Дж. М. Фелса и Э. Гарке "Производственные счета: принципы и практика их ведения". Авторы предприняли попытку создать более мобильную систему учета затрат, повышающую информативность данных о затратах и способствующую усилению контроля за их использованием. В основе этой системы лежало деление затрат на фиксированные (сегодня это постоянные расходы) и переменные (условно-переменные). Ученые установили, что изменение фиксированных затрат напрямую не зависит от объема произведенной продукции, а переменные затраты увеличиваются или уменьшаются прямо пропорционально росту или снижению объема производства. Это привело к мысли, что увеличить объем производства можно при расходе меньших ресурсов, чем считалось ранее, так как условно-постоянные затраты увеличиваются неравномерно.

   Американский экономист А.Г. Черч в 1901 г. в своей работе "Адекватное распределение производственных расходов" разделил условно-постоянные (или накладные) расходы, связанные с производством, на накладные расходы на рабочую силу и на общеорганизационные расходы. С этого времени в научных кругах велась дискуссия о том, в какой пропорции следует включать в себестоимость условно-постоянные расходы. И лишь в 1936 г., когда Дж. Харрисом была выдвинута концепция "директ-костинг", необходимость в распределении накладных расходов исчезла. К середине 60-х годов этот метод завоевывает прочные позиции в учета.

   Однако для предприятия все более актуальной становится не столько задача точного и полного определения себестоимости, сколько предотвращение неоправданных затрат, которых можно было бы избежать. Решением этой задачи стало появление в начале XX в. в США, а затем и в Европе системы "стандарт-кост", сравнивающей фактические затраты с нормированными. Учет затрат стал развиваться таким образом, чтобы администрация не только определяла затраты, но и более полно контролировала использование ресурсов, предупреждая возникновение неоправданных затрат. Это привело к формированию Дж. А. Хиггисом концепции центров ответственности, в соответствии с которой затраты не только рассматривались в рамках всего предприятия, но и дифференцировались по центрам ответственности с назначением ответственных лиц.

   В дальнейшем система "стандарт-кост" и учет по центрам ответственности переродились в метод "System in time" (SIT) (точно во времени), авторами которого были Р. Д. Мак-Илхаттан, Р. А. Хауэлл и С. Р. Соуси. В основе анализа здесь лежат проценты отклонений от графика работ и стандартов (норм).

   Таким образом, учет затрат сосредоточился не на конечном продукте производства, а непосредственно на производственном процессе.

 

 

1.2  Понятие  и сущность затрат в бухгалтерском  управленческом учете

  Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин "затраты на производство".

   Часто в экономической литературе термин "затраты" отождествляется с понятием "расходы". Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии.

   В ПБУ 10/99 "Расходы организации" и ПБУ 9/99 "Доходы организации", вступивших в силу с 1 января 2000г., впервые определены для целей бухгалтерского учета понятия "доходы" и "расходы". При этом под расходами понимается "уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)". Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.). Составление формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" для внешних пользователей бухгалтерской отчетности предполагает развернутое и симметричное отражение информации о доходах и расходах организации.

   Предметом управленческого учета среди прочего являются текущие издержки организации. Говоря языком финансового учета, это расходы по обычным видам деятельности.

   В п.9 ПБУ 10/99 2по сути изложен механизм перехода от расходов организации к себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Определено, что для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость произведенной продукции (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности:

  • признанных в отчетном году и в предыдущие отчетные периоды;
  • переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды;

   Термины "доходы" и "расходы" организации, определенные названными положениями, не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми расходы включают убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Данный подход называется соответствием расходов и доходов. Таким образом, в бухгалтерской отчетности все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами (принцип соотнесения доходов). С  точки зрения техники российского учета это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах 10 "Материалы", 02 "Амортизация", 70 "Расчеты по оплате труда", затем на счетах 20 "Основное производство" и 43 "Готовая продукция" и не списываться на счета продаж до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по кредиту и дебету счетов 90, 91. Применительно к счету 90 "Продажи" расходы предприятия по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

   Понятие "издержки" из числа рассмотренных является наиболее обобщающим показателем. Издержки – денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации. Будем придерживаться этих подходов при дальнейшем изложении материала.

   Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов.

   По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг).

   Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).

   В управленческом учета классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить.

К основным задачам управленческого  учета относят:

  • расчет себестоимости произведенной продукции и определение размера полученной прибыли;
  • принятие управленческого решения и планирование;
  • контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.

Для расчета себестоимости  произведенной продукции и определения  размера полученной прибыли затраты  классифицируются на:

  • входящие и истекшие;
  • прямые и косвенные;
  • основные и накладные;
  • входящие в себестоимость продукции (производственные) и внепроизводственные (периодические или затраты периода);
  • одноэлементные и комплексные;
  • екущие и единовременные.

Для принятия решения и  планирования различают:

  • постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты;
  • затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;
  • безвозвратные затраты;
  • вмененные затраты;
  • предельные и приростные затраты;
  • планируемые и непланируемые.

     Наконец, для осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты. Особое внимание здесь уделяется корректировке затрат с учетом фактически достигнутого объема производства, т.е. составлению гибких смет.

Информация о работе Классификация затрат в бухгалтерском управленческом учете