Компьютеризация задач муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении компьютерно-информационного обеспечения сектора государственного управления. В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
- рассмотреть понятия "информация", "учетная информация", "информационные технологии" - как составляющие суть информационного обеспечения сектора государственного управления;
- определить перспективы совершенствования информационного обеспечения управления с целью повышения эффективности компьютерной обработки.

Вложенные файлы: 1 файл

2- й вариант Введение курсовая моя.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)


Введение

Настоящее время характеризуется  переосмыслением роли государства  не только в регулировании деятельности участников рыночных отношений,  но и в осуществлении государственного предпринимательства: его масштабах, функциях, задачах, эффективности. Уже не вызывает сомнений тот факт, что государство является полноправным участником предпринимательской деятельности, проводя ее в своих интересах и выполняя возложенные на него задачи. Реализация государственных задач в предпринимательском секторе экономики осуществляется через государственные предприятия в форме унитарных на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, а также в форме акционерных обществ с государственным участием. Процесс реализации нововведений в управлении всегда будет связан с использованием компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий. В этом проявляется одно из важнейших свойств информатизации - ее универсализм и всепроникающая способность как инструментария, обеспечивающего процессы в деле совершенствования управления и поддержки систем управления на высоком уровне эффективности.

Переход на массовую компьютеризацию  задач, решаемых в муниципальном  управлении, обусловлен:

  • высокой динамичностью изменения обстановки в новых экономических условиях;
  • необходимостью учета значительного числа факторов и ограничений при решении вопросов обеспечения жизнедеятельности города;
  • необходимостью обработки больших объемов информации в процессе изучения и оценки обстановки, подготовки и принятия управленческих решений.

Информатизация управленческой деятельности в городах реализуется, как правило, в соответствии с разработанными концепциями создания автоматизированных информационных систем, в которых определяются цели и основные положения построения конкретной системы, ее организация, приоритетность и этапность выполнения работ. С учетом современных достижений в области информатизации управления ведутся разработка и внедрение в административно-хозяйственные структуры вычислительной техники, средств связи и новых информационных технологий.

Особое внимание уделяется  обеспечению информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности административных органов (начиная  от мэрии до низовых звеньев управления) и оказанию информационных услуг  предприятиям, организациям и населению города. Этому способствует тщательное изучение организационных структур и основных этапов процесса управления, включающих планирование деятельности, контроль за складывающимися ситуациями, формирование по результатам их анализа управляющих воздействий. Управленческие функции реализуются специалистами и руководителями структурных подразделений постоянно, протекают в жестком временном ритме оперативного реагирования на меняющуюся обстановку, а потому требуют информационного сопровождения и выработки сценариев поведения специалистов на каждом AРМ (автоматизированном рабочем месте) как звене городской сетевой информационной среды.

Таким образом, цель информационного обеспечения любой организации состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих решений. Достижение этой цели складывается из решения ряда частных задач, таких как: сбор первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями организации и их работниками, подготовка к переработке, собственно переработка, предоставление органу управления в переработанном виде, анализ, обеспечение прямых и обратных связей в ее циркуляции и т.д. При современных потоках информации эффективное решение этих задач невозможно без использования средств вычислительной техники и новых информационных технологий.

Объектом изучения курсовой работы выступает учетная деятельность в секторе государственного управления.

Предмет изучения – методы компьютерной обработки учетной информации с помощью прикладных программ профессиональной направленности.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении компьютерно-информационного  обеспечения сектора государственного управления.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

- рассмотреть понятия "информация", "учетная информация", "информационные технологии" - как составляющие суть информационного обеспечения сектора государственного управления;

- рассмотреть понятие  государственного сектора управления и определить основные его роль в образовании информационного пространства;

- дать определение  информационной системы государственного  управления и выявить ее особенности;

- рассмотреть проблемы  функионирования информационной  системы сектора государственного управления и выходы из сложившейся ситуации;

- определить перспективы  совершенствования информационного  обеспечения управления с целью  повышения эффективности компьютерной  обработки.

Структуру курсовой работы составляют введение, основная часть, заключение и список использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО  ПРОСТРАНСТВА СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Организационно-функциональная структура государственного управления

Современный этап развития общества характеризуется интенсивной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности. Данный факт определяет необходимость широкого использования информационных технологий по всем направлениям развития общества и особенно в области государственного управления., на всех его уровнях.

Для реализации функций  управления и принятия обосно-ванных управленческих решений необходима соответствующая учетно-аналитическая  система государственных предприятий. По мнению Поповой Л.В., Масловой И.А. и Маслова Б.Г. «учетно-аналитическая  система в широком смысле —  это система, базирующаяся на бухгалтерской информации, включающей оперативные данные и использующей для экономического анализа статистическую, техническую, социальную и другие виды информации. Поэтому в широком плане учетно-аналитическая система представляет собой сбор, обработку и оценку всех видов информации, потребляемой для принятия управленческих решений на микро- и макроуровне»

Представленное определение  устанавливает цель и процедуры  учетно-аналитической системы, но не раскрывает ее содержание и место в системе управления предприятием. Учетно-аналитическая система может быть определена как составляющая системы управления, включающая сбор, обработку и использование учетной и внеучетной информации для осуществления стратегического и тактического управления на микро- и макроуровне.

Для эффективного управления государственными предприятиями необходимо создать учетно-аналитическую систему, которая, с одной стороны, учитывала  бы информационные потребности менеджеров, а с другой —  обеспечивала данными собственника в лице государственных органов, уполномоченных управлять государственным имуществом. При разработке параметров учетно-аналитической системы на государственных предприятиях следует исходить из определения цели управления ими, которая, заключается в обеспечении необходимых условий для производства общественных благ на основе рационального использования всех ресурсов, беспечения платежеспособности предприятия и его финансовой устойчивости, достижения высокой эффективности деятельности.

Исходя из данного  определения, разработка учетно-аналитической  системы государственного предприятия  может включать следующие этапы:

  1. Определение потребностей в информации на основе стратегии и программы деятельности государственного предприятия  (продолжение деятельности, ликвидация, реорганизация, приватизация);
  2. Определение технологии сбора и обработки информации,  направленной на удовлетворение информационныхпотребностей пользователей и включающей:
    • источники получения информации,
    • методы получения и обработки информации,
    • функции исполнителей в части сбора и обработки информации,
    • используемые технические,  компьютерные и программные средства;
  3. Установление состава и содержания отчетной информации как основы для проведения контроля и анализа деятельности государственного предприятия;
  4. Обоснование выбора контрольных процедур для проведения внутреннего и внешнего контроля деятельности государственного предприятия;
  5. Формирование аналитического обеспечения для проведения микроэкономического и макроэкономического анализа и мониторинга деятельности государственного предприятия, включающего:
    • систему показателей,  характеризующих результаты деятельности государственного предприятия на макро- и микроуровне,
    • методы,  методики и модели анализа деятельности государственных предприятий,
    • периодичность проведения анализа,
    • функции исполнителей в части анализа деятельности государственного предприятия,
    • используемые технические,  компьютерные и программные средства;
    • использование результатов проведенного анализа.

Таким образом, учетно-аналитическая система государственных предприятий состоит из трех взаимосвязанных подсистем: учетной, аналитической и контрольной.

Базовой, основной является учетная подсистема, так как именно в ней формируется и обрабатывается информация, используемая для анализа и контроля. Входящая информация в учетной подсистеме может носить как учетный, так и внеучетный характер. В качестве важнейшей внеучетной информации выступают законодательные и нормативно-правовые акты, определяющие деятельность государственных предприятий.

Они устанавливают правовую основу деятельности и управления государственными предприятиями, состав и порядок представления отчетности, а также перечень показателей экономической эффективности деятельности и формирование реестра этих показателей. Не менее важной в системе входящей информации и аналитическая информация в виде аналитических обзоров, данных Росстата. На основе этих данных проводится анализ и мониторинг деятельности государственных предприятий на макроуровне,  принимаются решения о целесообразности сохранения государственной собственности и статуса госпредприятий или их преобразования.

Основу учетной подсистемы составляет учетная информация, которая  представлена первичной, отчетной и  регламентной информацией.  Первичная  информация лежит в основе всех видов учета — финансового,  управленческого,  налогового и статистического. Ее носителями выступают,  как правило, первичные документы, в качестве которых могут быть использованы унифицированные формы или разработанные предприятием самостоятельно. Отчетная информация, с одной стороны, выступает исходящей в учетной подсистеме, а с другой стороны — входящей информацией в аналитической подсистеме предприятия. Специфика отчетной информации государственных предприятий заключается в том, что ее основными пользователями являются органы государственной власти,  уполномоченные управлять государственным имуществом. Поэтому состав отчетной информации государственных предприятий шире, чем частных, и включает, помимо прочих,  отчет руководителя государственного предприятия. К регламентной информации в учетной подсистеме относится, главным образом, учетная политика государственного предприятия. Она определяет организацию учетной подсистемы,  а также технику, технологию и методы сбора, обработки и оценки учетной информации. Специфика учетной политики государственных предприятий определяется характером

их взаимоотношений  с государством в части права  собственности на имущество, а также  получением бюджетного финансирования на реализацию различных программ.

Аналитическая и контрольная  подсистемы учетноаналитической системы  на государственных предприятиях выполняют особую роль, так как функции контроля и анализа в большей степени проявляются при управлении на макро-уровне. Органическое единство и взаимосвязь всех составляющих подсистем учетно-аналитической системы предприятия позволяют,  с одной стороны, принимать необходимые тактические решения в оперативном режиме, а с другой — разрабатывать и корректировать стратегии развития предприятия на долгосрочную перспективу.

Понятие информации и ее значение для государственного управления

Информация является одним из основных элементов государственного и социального управления. С позиции  кибернетики как науки об общих  принципах управления «процесс управления всегда и в любом случае сводится к передаче и обработке информации».

В общеупотребительном  смысле под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.д. В литературе по социальному  управлению различают понятия «данные» и «информация».

Данные означают первичные  сведения, получаемые методом прямого  наблюдения за событиями в объекте  управления или процессе, фиксируемые  в виде чисел, символов, знаков и  слов. Под информацией понимаются сведения, полученные в результате переработки данных. Другими словами, понятия «данные» и «информация» являются близкими по содержанию, но не тождественны. Данные представляют собой сигналы, из которых извлекается информация. Следовательно информация является продуктом управленческой деятельности.

Информация выступает  связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в  статике и динамике, и обеспечивая  подготовку управляющего воздействия  в виде управленческого решения  и характеристику результата его реализации. Чем полнее и объективнее информация, тем эффективней принимаемые управленческие решения и, следовательно, результаты от их реализации.

Информационное обеспечение  является базой, на которой сроится  управленческая деятельность государственного аппарата. Информацию здесь следует рассматривать как некую совокупность различных сообщений, сведений, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях и т.д. Эти сведения будучи собранными, систематизированными и преобразованными в пригодную для использования форму играют в управлении исключительную роль.

Как научная категория  информация в управленческих структурах характеризуется рядом признаков (свойств), к числу которых относится  известная самостоятельность данных; возможность их многократного использования, сохранения у передающего или получающего субъекта; пригодность к обработке, интеграции и «сжатию» объема за счет изживания дублирующей, повторной и параллельной информации; допустимость математического анализа; системность, коммуникативность.

Информация о работе Компьютеризация задач муниципального управления