Консолидированная финансовая отчётность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

До недавнего времени составление консолидированной отчетности в Российской Федерации регулировалось приказом Минфина в России «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации"» от 28 июля 1995 г. № 81 и Порядком ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1997 г. № 24.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…....3
1Роль консолидированной отчётности в управлении компанией……………….5
Понятие и значение консолидированной отчётности…………………….........6
Принципы консолидации отчётности……………………………………………..9
Подготовка к составлению консолидированной отчетности…………………….12
Процедура консолидирования…………………………………………………….14
2Расчётная часть………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………..21
Список использованных источников………………………………………………....23

Вложенные файлы: 1 файл

Основной.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

В заключение отметим, что крупные  компании, как правило, представляют собой корпоративные группы, поэтому их публичные годовые отчеты включают несколько наборов отчетных форм. Чаще всего в таком отчете можно найти два набора форм — отчетность группы и отчетность материнской компании; иногда вводится третий набор — отчетность группы, подготовленная в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (IAS).

Бухгалтерская отчетность для неспециалиста выглядит достаточно сложной даже по составу отчетных форм, не говоря уже о ее содержании, Самый простой вопрос, естественным образом возникающий перед неискушенным пользователем, это количество форм — почему именно две, а, скажем, не двадцать две формы включены в отчет? Есть и другие вопросы, более или менее сложные: каким образом увязаны эти формы, как они разрабатываются и интерпретируются, насколько достоверны представленные в отчетности данные и что представляет собой понятие достоверности в приложении к отчетным данным и т.п. Несмотря на упомянутую сложность, логика формирования отчетности выглядит достаточно прозрачной, если ее пользователь имеет хотя бы самое общее представление о бухгалтерском учете и его основной процедуре. [8]

 

         1.2 Принципы  консолидации  отчётности

 

Бухгалтерская отчетность: балансы и отчеты о прибылях и убытках – объединяются постатейно и построчно посредством суммирования показателей в аналогичных статьях с данными об имуществе, обязательствах, акционерном капитале, доходах, расходах, прибылях и убытках. Показатели каждой строки отчетности строго регламентируются и легко идентифицируются по содержанию. Давать дополнительные консолидационные бухгалтерские проводки на счетах не требуется. [1]

При постатейном суммировании отчетов материнского и дочернего  обществ следует исключить дублирование по некоторым статьям.

Консолидирование  отчётности  материнской  и  зависимой  компаний  осуществляется  на основании  следующих  принципов: 

– В консолидированном балансе взаимно погашается сальдо по счету взаимных расчетов с дочерними и материнскими обществами.

– Расчеты по дебиторской и кредиторской задолженности по всем счетам отражаются только по сальдо, относящимся к другим организациям.

– Суммы расчетов между консолидируемыми обществами элиминируются и в консолидированной отчетности не показываются.

– Расчеты по дивидендам, выплаченным дочерними обществами материнскому обществу, в консолидированной отчетности должны быть элиминированы.

– Следует исключать показатели выплаты дивидендов в дочернем обществе, их получение и зачисление во внереализационные доходы материнского общества. Прибавление и вычитание одинаковой суммы приводит к нулевому результату.

– Исключают балансовую стоимость инвестиций материнского общества в каждое дочернее общество и долю материнского общества в акционерном капитале каждого дочернего общества.

– Следует исключать также инвестиции одних дочерних обществ данной сферы консолидации в другие общества. Затраты на инвестиции чаще всего превышают соответствующую долю инвестора в акционерном капитале.

– Возникающая разница отражается в консолидированном бухгалтерском балансе отдельной статьей «Деловая репутация дочерних обществ».

– Акции дочернего общества, приобретаемые по ценам фондового рынка, превышающим их балансовую стоимость в дочернем обществе, отражаются в сумме превышения стоимости в активе консолидированного баланса в группе статей «Нематериальные активы».

– Если балансовая оценка финансовых вложений материнского общества меньше номинальной стоимости акций дочернего общества, то статью «Деловая репутация дочерних обществ» показывают в пассиве консолидированного баланса за итогом раздела «Капитал и резервы».

– Исключаются внутригрупповые операции и сальдо по выручке от продажи, соответствующим расходам и прибыли, с тем, чтобы в консолидированной отчетности не завышались объемы операций с внешними организациями и их финансовые результаты. [1]

– Получение данных для элиминирования названных показателей заставляет вести учет операций по продажам, осуществляемым между обществами единой сферы консолидации. Не мешает вспомнить недавнюю практику, когда применялся бухгалтерский счет «Внутрисистемный отпуск продукции и услуг» для учета операций по реализации между предприятиями одной системы подчинения. [7]

Консолидированная отчетность является открытой для любых пользователей, но больше других в ней заинтересованы акционеры материнского общества, потенциальные инвесторы, государственные органы, осуществляющие антимонопольный контроль. [2]

К формам консолидированных  отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках обычно прилагается дополнительная информация, раскрывающая сферу консолидации и основные особенности консолидированной группы дочерних акционерных обществ, внутригрупповые финансовые, производственные и коммерческие связи.

Обзор начинают с перечня  дочерних обществ с указанием страны пребывания (или регистрации), доли участия в капитале и в голосовании на собраниях акционеров.

Подробно описываются  профиль деятельности дочерних обществ, обоснование причин, по которым материнское общество не проводит слияния с дочерними. Излагается информация о приобретении контрольного пакета акций, фактической дате объединения с целью консолидирования отчетности.

Отдельно перечисляются  акционерные общества, в которых основное общество само или через дочерние общества владеет контрольным пакетом акций, но эти общества не включаются в число дочерних, а их отчеты - в консолидированный отчет группы.

В приложении к консолидированной  отчетности необходимо дать анализ перспектив развития группы, положения ее на рынке ценных бумаг и ведущих товаров. Показать учетную политику основного и дочерних обществ, входящих в группу, иную информацию, которую считает необходимым сообщить администрация материнского акционерного общества.

К консолидированной  отчетности прилагается заключение независимого аудитора, подтверждающее ее достоверность. [1].

 

 

 

         1.3 Подготовка к составлению консолидированной отчетности

 

Общим требованием, предъявляемым к годовому консолидированному бухгалтерскому отчету, является условие, что имущественное и финансовое положение, а также уровень доходов должны быть представлены таким образом, чтобы группа предприятий выглядела как единое целое.

Проблема заключается  в том, что балансы материнской  и дочерней компаний могут быть составлены на различные даты и в различной валюте, отличаться по структуре, составу, содержанию и оценке статей. В пункте 1.5.1 Указаний к приказу Минфина России приведено правило отражения в консолидированной отчетности показателей  отчетности  дочерних компаний - "при условии единства принятых учетных политик" . [3]Что делать, если это условие не соблюдено, остается из приказа неясным. Международными стандартами предусмотрено, что в таком случае в несколько этапов при помощи составления промежуточных балансов необходимо подготовить отчетность компаний группы к составлению консолидированной отчетности, перейдя на единые требования к отчетности, применяемые материнской компанией. [8]

В ходе подготовки отчетности у дочерней компании может возникнуть необходимость внести изменения: [1]

¨   в структуру баланса;

¨   в состав и содержание статей баланса;

¨   в оценку статей баланса;

¨   в пересчет статей баланса из одной валюты в другую.

Первым этапом подготовки к консолидированному отчету является перегруппировка статей баланса. Необходимости в ней обычно не возникает, если дочерние компании находятся в одной стране с материнской, так как тогда они, как правило, применяют единые методы составления отчетности. Однако зарубежные дочерние компании, составляющие отчетность в соответствии  с  национальными требованиями, вынуждены перегруппировывать свои балансы в соответствии с требованиями материнской компании.

Затем необходимо пересмотреть содержание статей баланса на их соответствие принятым в материнской компании методам бухгалтерского учета. Необходимо обратить внимание на стоимостную оценку составляющих баланс статей и при необходимости произвести корректировки. Изменения тут могут быть необходимыми как для зарубежных дочерних компаний, так и для отечественных, если применяемая ими учетная политика отличается от политики материнской компании..[8]

Заключительный момент - пересчет статей балансов консолидируемых зарубежных предприятий в валюту материнской компании. В литературе выделяются два принципиальных подхода к пересчету. Представители одного направления считают, что пересчет валюты в данном случае является чисто формальной процедурой, проводимой с целью обеспечения сравнимости показателей, для чего показатели просто пересчитываются по курсу на отчетную дату. Положительная сторона данного метода, применяемого в Германии, США, Нидерландах, Великобритании, заключается не только в его простоте, но еще и в том, что при этом не меняется структура балансов дочерних предприятий.

Представители другого  направления пытаются, применяя различные курсы пересчета, добиться единства при оценке статей отчетности. В прошлом был разработан ряд методов, использующих различные курсы пересчета. Например, основные средства, долгосрочная дебиторская задолженность, долгосрочные пассивы и собственный капитал оцениваются по историческому курсу (т.е. на дату приобретения или возникновения); запасы, денежные средства и краткосрочные дебиторская и кредиторская задолженности - по курсу на отчетную дату, а доходы и расходы - по среднемесячному курсу, рассчитанному для месяца их возникновения. Недостаток этого метода заключается в том, что при пересчете возникают разницы, которые необходимо учитывать отдельно. [1]

Таким   образом,   сравнение учетных политик головного и других предприятий группы и при необходимости, в случае их отклонения, составление переходного баланса предприятиями, входящими в состав группы, является исходным пунктом в процессе составления консолидированной отчетности.

          1.4 Процедура консолидирования

 

Консолидирование должно обеспечить исключение повторного учета  взаимных операций компаний группы.

При составлении консолидированной  отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. В общем виде это можно представить следующим образом: [8]

¨   затраты по инвестициям инвестора элиминируются собственным капиталом инвестируемых предприятий;

¨   остатки непогашенной задолженности по внутрифирменным операциям, таким, как внутрифирменные продажи, расходы, займы, дивиденды, элиминируются полностью;

¨   нереализованная прибыль по внутрифирменным операциям в остатках товаров и в основных средствах элиминируются в полном объеме;

¨   нереализованные убытки по внутрифирменным операциям в остатках активов также элиминируются;

¨   чистая прибыль, принадлежащая сторонним (миноритарным) акционерам дочернего предприятия (доля меньшинства), указывается отдельно от прибыли, принадлежащей материнской компании;

¨   в консолидированной отчетности следует также выделить долю меньшинства в нетто-активах (или собственном капитале).

При составлении консолидированного баланса особое значение имеет порядок объединения долговых обязательств. С правовой точки зрения концерн (группа предприятий) не может иметь долговых обязательств или задолженности по отношению к самому себе. Поэтому кредиты и прочие долговые обязательства, отчисления в резервный фонд и задолженность между предприятиями, входящими в группу, должны исключаться. Это касается прежде всего следующих статей баланса: [1]

¨   задолженности по взносам в уставный капитал;

¨   расчетов по коммерческим операциям;

¨   кредитов, выданных предприятиям группы;

¨   долгосрочных финансовых вложений;

¨   векселей;

¨   прочей задолженности;

¨   краткосрочных финансовых вложений.

Элиминируются инвестиции материнской компании в дочерние предприятия и доля, принадлежащая материнской компании в акционерном капитале дочерних предприятий. [8]

Статьи собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие консолидации, следующие:

¨   уставный капитал;

¨   резервный капитал;

¨   резервы, образованные из валового дохода;

¨   нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);

¨   чистая прибыль (чистый убыток) текущего года.

Можно выделить этапы  консолидирования баланса в зависимости  от наличия или отсутствия взаимных операций: [1]

¨   первичная консолидация (при составлении впервые консолидированной отчетности ранее независимых предприятий) связана с приобретением инвестируемого предприятия;

¨   последующая консолидация (при составлении консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции).

Информация о работе Консолидированная финансовая отчётность