Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 11:53, курс лекций
Работа содержит конспекты лекций по бухгалтерскому учету.
3. Основные средства могут находиться у предприятия как на праве собственности, так и на праве пользования (в аренде). У государственных и муниципальных унитарных предприятий имущество находится на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Предприятия могут иметь право как владения, пользования, так и распоряжения основными средствами.
Владение - фактическое обладание вещью. Владелец основных средств может непосредственно воздействовать на них.
Распоряжение - это возможность продавать, отдавать в аренду средства. При этом предприятия могут безвозмездно передавать или продавать их другим предприятиям, предоставлять бесплатно во временное пользование, списывать основные средства с баланса, если они устарели или изношены.
Пользование предполагает только право использования вещи для производства и др.
Классификация основных средств
1. Основные средства предприятия различны и по составу, и по назначению. Для ведения учета необходима классификация. Возможна следующая классификация основных средств:
В соответствии с классификацией основные средств подразделяются на:
2. По степени использования в хозяйственной деятельности предприятия основные средства делятся на:
По основным фондам, находящимся в запасе, амортизация начисляется в части полного восстановления; по основным средствам в эксплуатации не только начисляется амортизация на полное восстановление, но и при необходимости создается ремонтный фонд; по основным фондам, находящимся на консервации (сроком более трех месяцев), так же как и при проведении реконструкции, модернизации по решению руководителя, а также в период восстановления средств продолжительностью более 12 месяцев, амортизация не начисляется.
3. По принадлежности основные средства подразделяются на:
Кроме того, основные средства могут находиться у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении.
Оценка основных средств
Необходимое условие правильного учета основных средств - единый принцип их оценки. Принципы оценки средств одинаковы для всех предприятий независимо от форм собственности. У основных средств рахчича-ют стоимость:
1. Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент передачи объекта в эксплуатацию на данном предприятии. По первоначальной стоимости объект учитывается в течение всего периода нахождения на предприятии. Однако первоначальная стоимость основных средств может быть изменена в случае достройки, дооборудования, модернизации и частич-
ной ликвидации соответствующих объектов либо при проводимой в соответствии с постановлением Правительства переоценке основных средств (но это не относится к определению стоимости амортизируемого имущества в целях начисления налога на прибыль).
В зависимости от источника поступления основных средств их первоначальная стоимость определяется для объектов:
2. Восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях, то есть приобретения или строительства инвентарных объектов исходя из действующих цен на момент ее определения. Переоценки, в результате которых определяется восстановительная стоимость, производятся только по распоряжению Правительства. С момента переоценки в учете используется восстановительная стоимость объекта.
Оценка одинаковых объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в разное время, может быть различной. Это зависит от времени, места и способа сооружения и приобретения основных средств, поэтому и возникает необходимость в определении восстановительной стоимости основных средств.
3. Основные средства в процессе использования изнашиваются, ветшают, отчего их первоначальная стоимость уменьшается. Денежное выражение потери объектами своих физических и технико-экономических качеств называется износом основных средств. Стоимость погашается путем начисления амортизации.
Первоначальная стоимость за вычетом суммы начисленной амортизации определяет остаточную стоимость объекта основных средств. Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости.
Документальное оформление
1. Учет основных средств независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия организуется в бухгалтерии по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается некое законченное устройство, некий предмет или их комплекс с принадлежностями и приспособлениями к нему для выполнения функций, приписанных данному объекту.
2. Отдельная классификация групп основных средств инвентарных объектов:
3. Каждому инвентарному объекту присваивается определенный инвентарный номер, что обеспечивает контроль за сохранностью основных средств. Инвентарный номер проставляется на объекте и в первичных документах и сохраняется на весь период его нахождения на данном предприятии. При выбытии из организации объекта основных средств присвоенный ранее ему инвентарный номер не передается вновь поступившим объектам.
4. Основные средства поступают в организацию при участии комиссии, которая назначается руководителем. Комиссия с участием передающей стороны составляет Акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1), которым оформляется приемка. При этом Акт должен быть составлен на каждый объект в отдельности; к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующий отдел, цех предприятия по месту эксплуатации.
Акт приемки-передачи основных средств составляется двумя сторонами - принимающей объект и передающей - с указанием времени поступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа в части полного восстановления. Бухгалтерия оформляет на основании Акта поступление объекта бухгалтерской записью, то есть составляются проводки на первоначальную стоимость и на сумму амортизации.
Аналитический учет основных средств
1. Инвентарные карточки учета основных средств являются основным регистром аналитического учета основных средств (форма ОС-6). При оформлении инвентарной карточки следует помнить, что:
Впоследствии, в карточке отмечают дату и стоимость каждого капитального ремонта, внутреннего перемещения объекта и причину выбытия.
Заполняются инвентарные карточки и инвентарные книги на основе первичных документов - актов приемки-передачи, технической и прочей документации.
В инвентарных карточках, содержащих, кроме денежной оценки, норм амортизации и техническую характеристику объекта, ведут и аналитический учет. Следует отметить, что все объекты основных средств, за исключением сооружений, зданий и некоторых других, должны находиться в подотчете материально-ответственного лица во избежание порчи и недостач. В карточке учета, кроме поступления, также отражаются факты продажи, ликвидации объекта.
Зарегистрированные карточки помещают в картотеку основных средств. В картотеке их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп - по местам нахождения, эксплуатации и по видам.
В местах использования основных средств ответственные лица ведут инвентарные списки основных средств (форма ОС-13), в которых приводятся краткие сведения об объектах основных средств и учет их изменений.
На арендованные основные средства в бухгалтерии арендатора инвентарные карточки не открывают. Для аналитического учета поступивших основных средств используют копии инвентарных карточек арендодателя или же выписки из инвентарной книги.
2. Выбытие основных средств оформляют актом (при этом может быть также использован акт на списание основных средств формы ОС-4) и отражают в инвентарной карточке, которую затем изымают из картотеки. Причинами выбытия могут быть:
Синтетический учет основных средств
1. Синтетический учет основных средств (учет их наличия и движения) ведется на следующих счетах:
Счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
Амортизацию основных средств (как собственных, так и сданных в лизинг) учитывают на счете 02 "Амортизация основных средств", которая исчисляется ежемесячно установленным в учетной политике способом.
Учет операций по выбытию основных средств осуществляют на операционном активно-пассивном счете 91 "Прочие доходы и расходы" через субсчет счета 01 "Выбытие основных средств":
Информация о работе Конспекты лекций по бухгалтерскому учету