Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:06, курсовая работа
Цель подробно изучить систему контроля качества работы аудитора и ее состояние на современном этапе. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
раскрыть понятие качества аудита;
определить критериев качества аудита;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА 4
1.1 Понятие качества аудиторской работы 4
1.2.Критерии качества аудита 6
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
2.1. Понятие и цели контроль качества аудиторской деятельности 10
2.2. Регламентация контроля качества аудита 12
2.3. Организация контроля качества аудиторской деятельности 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
Экономический факультет
Кафедра Бухгалтерского учёта и аудита
Курсовая работа
на тему
«Контроль качества аудита»
Студентки 4 курса 81 группы
Специальность «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит»
Голубенко К.Л.
Научный руководитель:
преп. Лихацкая Е.А.
г. Ростов-на-Дону
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА 4
1.1 Понятие качества аудиторской работы 4
1.2.Критерии качества аудита 6
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
2.1. Понятие и цели контроль качества аудиторской деятельности 10
2.2. Регламентация контроля качества аудита 12
2.3. Организация контроля
качества аудиторской
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 26
Развитие аудита в России и за рубежом показывает, что к аудиторам со стороны пользователей предъявляются высокие требования. Это связано с тем, что снижение информационного риска возможно только при доверии к профессионализму аудитора. Важнейшим элементом обеспечения работы аудиторов является действенный контроль качества аудиторских услуг.
Несмотря на то, что как на международном уровне, так и в России наблюдаются тенденции к усилению контроля качества за аудиторской деятельностью, на сегодняшний день практически отсутствует эффективная методологическая и методическая база.
Необходимость контроля качества аудита в значительной степени связана с вероятностью того, что некоторые аудиторские проверки могут оказаться несостоятельными. Несостоятельность аудита – это ситуация, когда аудитор приходит к неточному выводу в результате аудиторской проверки и представляет ошибочное заключение.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что вопросы, связанные с рассмотрением системы контроля качества аудита и выявления негативных факторов, влияющих на качество аудита, в настоящее время находят актуальность и с практической точки зрения представляют интерес. Поэтому при написании данной работы была определена цель подробно изучить систему контроля качества работы аудитора и ее состояние на современном этапе. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
При написании курсовой работы за методологическую основу исследования были приняты учебники и учебные пособия, статьи отечественных и зарубежных экономистов, опубликованных в периодических изданиях, электронные журналы и нормативно-правовые документы РФ.
Качество аудита можно определить как степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента1. Таким образом, качественное профессиональное мнение аудитора – это независимое и объективное мнение, которое придает уверенность его пользователям в принятии экономических решений и их выполнении.
Качество аудиторской работы в первую очередь «контролируют» пользователи профессионального мнения аудитора. Они заинтересованы в качественном проведении аудита, чтобы быть уверенными в объективности и независимости мнения аудитора о достоверности отчетности. Однако, будучи заинтересованными в оценке качества аудита, такие пользователи фактически не имеют права осуществлять контроль качества за аудиторской деятельностью.
Следует отметить, что пользователи профессионального мнения аудитора могут обращаться в суд с исками к аудиторской организации и направлять свои претензии в соответствующий уполномоченный орган в случае некачественного проведения аудита2.
Если строго следовать правовой базе, аудит может считаться качественным в том случае, когда порядок его проведения соответствует законодательно установленным критериям качества, а именно, если соблюдены:
Кроме того, следует учитывать, что качество проведенного аудита должно соответствовать условиям заключенного договора на проведение аудиторской проверки и эти условия не должны противоречить положениям законодательства об аудиторской деятельности3.
Особое внимание следует уделить удовлетворению интересов пользователей профессионального мнения аудитора. В качестве критерия может выступать мнение клиента о том, насколько деятельность аудитора способствует успеху и продвижению клиента на рынке (как аудитор помог выявить ошибки, предотвратить их системный характер или мошеннические действия; как оказанные консультации способствовали улучшению системы учета, совершенствованию управления на фирме, продвижению на рынке; как аудитор оценил перспективы развития клиента при проверке прогнозной финансовой информации, снизил информационные риски и т.д.). Это означает, что с самого начала аудитор должен предвидеть «разрыв ожиданий» и стараться преодолеть его4.
Чаще всего разрыв проявляется в том, что аудиторы видят свою задачу в сборе надежных доказательств и представлении верного и объективного мнения о проверенной отчетности. Пользователи же считают, что обязанность аудиторов состоит, прежде всего, в обнаружении ошибок (преднамеренных и случайных) и что все аудиторские тесты должны быть составлены только с целью выявления злоупотреблений и несоответствий или же в разрешении налоговых проблем фирмы-клиента и занижении суммы выплачиваемых налогов. Аудиторы же относят выявление ошибок к побочному продукту проверки. Это означает, что большинство аудиторских тестов сформированы таким образом, что имеют своей целью не детальный поиск ошибок, а только подтверждение достоверности отчетности. И если в процессе проверки обнаруживаются ошибки, то аудитор их исследует с точек зрения существенности, системного характера и связи с другими элементами отчетности.
Рассмотрим разные подходы к определению качества аудита, а также, какие критерии существуют для его определения. Среди них качество может быть определено как с точки зрения фирмы, выбирающей себе аудитора, так и с точки зрения действующего законодательства5.
Первый подход – это позиционирование аудиторской фирмы или аудитора на рынке, то есть рассмотрение качества аудита действующим или потенциальным клиентом. Критерии, которые такой клиент будет предъявлять, в большинстве случаев, включают в себя: опыт работы, надежная репутация, комплексность услуг, специализация, компетенция специалистов, застрахованность, конфиденциальность, система внутреннего контроля. Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных.
Опыт работы. Продолжительность нахождения компании на рынке позволяет ее руководителям и сотрудникам приобрести опыт, знания, компетенции, необходимые для оказания качественной услуги, а также подобрать наиболее эффективные методики проверок по всем направлениям деятельности.
Надежная репутация. Данный критерий является отражением стабильной и эффективной деятельности компании на рынке и результатом признания надежности компании клиентами, а также в профессиональных сообществах и саморегулируемых организациях посредством членства в них. Немаловажно, чтобы аудиторская компания, имеющая высокую репутацию и хорошие отзывы клиентов, зарегистрировала свой товарный знак, бренд или любую другую интеллектуальную собственность. Наличие своего качественно созданного сайта в интернете будет практичным дополнением к имиджу и репутации компании.
Комплексность услуг. Для решения некоторых многогранных задач иногда недостаточно усилий специалиста одной направленности. Как правило, требуется амплификационный подход команды, которая будет включать несколько профессионалов разной специализации, для применения различных методик и решений из разных областей знаний.
Специализация. Направленность внимания аудиторской компании на одну отрасль, частота и сложность проектов в ней, профессионализм в определенных нюансах, позволяют получить конкурентное преимущество перед другими компаниями-исполнителями. Все это приводит к высоким результатам и дает глубину знания, которую ценят клиенты этой отрасли, особенно если она узкоспециализирована. Но аудиторской компании стоит помнить, что для поддержания конкурентоспособности акцент специализации лучше делать на нескольких отраслях как смежных между собой, так и разнящихся.
Компетенция специалистов. Развитие компетенций происходит в первую очередь через опыт. Профессиональные знания нарабатываются и всегда востребованы, поэтому высококвалифицированные специалисты зачастую выступают в качестве докладчиков на семинарах, конференциях, лекциях. Они пишут книги, статьи, дают комментарии и свои экспертные оценки по проблематикам аудита. Также они имеют и официальное подтверждение их авторитетности через звания, регалии, должности, научные степени.
Застрахованность. Дополнительной гарантией от ущерба при некачественном оказании услуг является страхование профессиональной ответственности компании-исполнителя. И чем известней и надежней страховая компания, тем больше гарантий у клиента6.
Конфиденциальность. Аудиторская деятельность связана с определенными рисками вследствие возможной утечки информации, поэтому очень важную роль играет обеспечение конфиденциальности данных. Различные степени доступа к служебной информации в электронном документообороте, системе архивации, стандартах работы с информацией на бумажном носителе – вот что поможет уменьшить риски.
Система внутреннего контроля (СВК). Для выполнения аудиторских процедур специалисту необходимо обладать знаниями о контрольной среде, которая предполагает выполнение функций управления и руководства. Достижение максимального качества оказываемых услуг возможно только при наличии отлаженной системы внутреннего контроля промежуточных результатов работ на различных этапах выполнения работы. Чем больше оправданных уровней контроля, тем выше качество предоставляемых аудиторскими организациями услуг7.
Второй подход к критериям качества – это законодательные акты, контролирующие деятельность аудиторских организаций. Действующим законодательством установлены следующие критерии качества аудита:
1. Соблюдение требований Федерального закона № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года, определяющего правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
2. Соблюдение ФПСАД № 7 "Внутренний контроль качества аудита".
3. Соблюдение ФПСАД № 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях", принятый в июле 2008 г.
4. Соблюдение в процессе оказания аудиторских услуг действующего законодательства Российской Федерации, включая гражданское законодательство, трудовое законодательство, административное законодательство.
В том числе рекомендуется с 1 января 2011 года принимать во внимание новые требования к аудиторам. Аудиторы могут оказывать аудиторские услуги только если они:
1) являются членами СРО (саморегулируемой организации аудиторов);
2) имеют действительный аттестат аудитора. Аттестаты аудиторов, выданные до 1 января 2011 г., обмену не подлежат.
Аудиторы, которые имеют квалификационный аттестат, выданный Минфином РФ до 1 января 2011 г., попадают под действие так называемого "переходного" периода. Каждый аудитор, который оказывает аудиторские услуги в штате аудиторской фирмы или в качестве индивидуального предпринимателя, должен сделать для себя выбор.
Аудитор может сдать до 1 января 2013 г. в упрощенном порядке квалификационный экзамен на право получения единого аттестата. Получение единого аттестата дает право аудитору оказывать аудиторские услуги без ограничений. Законом не предусмотрено обязательное обучение перед сдачей упрощенного экзамена. Аудитор, исходя из своих знаний, самостоятельно определяет необходимость обучения.
Аудиторы, имеющие действующий аттестат, выданный до 1 января 2011 года, не желающие сдавать упрощенный экзамен на право получения единого аттестата, не смогут оказывать аудиторские услуги по обязательному аудиту страховых, кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов и прочих общественно значимых организаций.
Ограничения на предоставление
аудиторских услуг аудиторами, не имеющими
квалификационного аттестата "нового"
образца, были введены с 1 января 2012 года8.
Целью контроля качества аудита следует считать обеспечение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов установленным критериям качества.
Под контролем качества аудита следует понимать совокупность методик и процедур, применяемых для определения соответствия деятельности аудиторов установленным критериям качества9.
Следует различать стратегические и тактические аспекты общего контроля качества аудиторской деятельности. Стратегия определяет важнейшие цели и задачи, осуществляемые государством, профессиональными объединениями и аудиторскими организациями в целом для достижения высокого качества аудиторских услуг, оказываемых клиентам, а тактика— это конкретные мероприятия, принимаемые для достижения цели. При этом стратегический подход к контролю качества аудита должен заключаться в максимальном удовлетворении потребностей пользователей профессионального мнения аудитора при минимальной себестоимости оказания услуг и оптимальной рентабельности деятельности.