Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:06, курсовая работа
Цель подробно изучить систему контроля качества работы аудитора и ее состояние на современном этапе. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
раскрыть понятие качества аудита;
определить критериев качества аудита;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА 4
1.1 Понятие качества аудиторской работы 4
1.2.Критерии качества аудита 6
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
2.1. Понятие и цели контроль качества аудиторской деятельности 10
2.2. Регламентация контроля качества аудита 12
2.3. Организация контроля качества аудиторской деятельности 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 26
На начальном этапе организации системы внутреннего контроля качества аудиторской деятельности необходимо определить и оценить на должном уровне ресурсы, необходимые для развития и документирования принципов и процедур, направленных на обеспечение высокого качества выполнений всех аудиторских заданий.
Определяя сотрудников, которых руководство аудиторской организации назначит ответственным за функционирование системы контроля качества, либо привлекая к процедурам контроля качества аудита внешних специалистов, необходимо получить уверенность в том, что они обладают достаточным надлежащим опытом и профессиональной компетентностью.
Одной из проблем организации системы внутреннего контроля качества аудита является необходимость соблюдения требования о том, что достижение высокого качества аудита и сопутствующих ему услуг сотрудниками фирмы должно преобладать над коммерческими целями профессиональной деятельности16.
В аудиторской организации должны быть разработаны и реализованы комплексы мероприятий, позволяющих обеспечить разумную уверенность в соблюдении сотрудниками этических норм и правил. При этом можно исходить из содержания Кодекса этики аудиторов России и ФПСАД 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», где сформулированы следующие основные этические требования: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность и профессиональное поведение.
По каждому из данных требований следует определить процедуры проверки их соблюдения сотрудниками фирмы.
Таким образом, организуемая система внутреннего контроля качества аудита и сопутстующих ему услуг, то есть система контроля на микро-уровне, должна охватывать все стадии аудиторской деятельности и включать предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный внутренний контроль осуществляется при подготовке общего плана, расчета затрат времени на проведение аудита. Текущий внутренний контроль работы исполнителей включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы. Последующий внутренний контроль состоит в проверке результатов работы, выполненной каждым исполнителем.
Отмечая общую закономерность процесса организации внутреннего контроля качества аудита, необходимо учесть специфические особенности данной системы применительно к каждой аудиторской организации, оказывающие влияние на ее внутренне содержание, привлекаемые ресурсы, трудоемкости. Особенности системы контроля качества работы аудиторской организации, ее внутреннее содержание и затраты времени ресурсов на ее функционирование могут зависеть от следующих факторов:
• размер аудиторской организации;
• ее специализация;
• ее организационная структура;
• наличие филиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственная удаленность;
• экономическая эффективность применяемой системы контроля качества (получение осязаемых преимуществ при разумных затратах)17.
Особая проблема возникает при оценке экономической эффективности системы контроля качества, так как в любом случае это означает необходимость признания дополнительных расходов на осуществление аудиторской деятельности.
В ходе написания курсовой работы была раскрыта поставленная цель исследования и решены задачи:
На основании вышеизложенного представляется возможным сделать следующие выводы: Под качеством аудита понимается степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента. Его в первую очередь «контролируют» пользователи профессионального мнения аудитора.
Аудит может считаться качественным в том случае, когда порядок его проведения соответствует законодательно установленным критериям качества, а именно, если соблюдены требования Закона об аудиторской деятельности, стандарты аудита, нормы профессиональной этики и т.п. Кроме того, следует учитывать, что качество проведенного аудита должно соответствовать условиям заключенного договора на проведение аудиторской проверки и эти условия не должны противоречить положениям законодательства об аудиторской деятельности.
Целью контроля качества аудита следует считать обеспечение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов установленным критериям качества. Под контролем качества аудита следует понимать совокупность методик и процедур, применяемых для определения соответствия деятельности аудиторов установленным критериям качества. При этом стратегический подход к контролю качества аудита должен заключаться в максимальном удовлетворении потребностей пользователей профессионального мнения аудитора при минимальной себестоимости оказания услуг и оптимальной рентабельности деятельности.
Тактический подход к осуществлению контроля качества аудита направлен на обеспечение соответствия качества оказываемых аудиторских услуг установленным критериям.
Основными национальными нормативно-законодательными актами, регламентирующими вопросы контроля качества деятельности в сфере аудита являются:
- ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности»;
- ФПСАД 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»;
- ФПСАД 34 «Контроль качества
услуг в аудиторских
- Правило (стандарт) аудиторской
деятельности «Требования,
- Методические рекомендации
по организации и
Законодательно большая роль в системе внешнего контроля по отношению к аудиторам и аудиторским организациям отведена саморегулируемым организациям аудиторов. При этом подчеркивается обязанность аудиторских организаций и аудиторов устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества всех видов работ, которые осуществляются аудитором, а не только аудиторских проверок.
Деятельность системы контроля качества осуществляется не только на стадии оценки результатов уже осуществленной аудиторской деятельности, но и на стадии допуска претендентов к сдаче квалификационных экзаменов путем установления определенных требований.
Эффективно действующая система контроля качества услуг (заданий) в аудиторских организациях должна обеспечить разумную уверенность в том, что аудиторская организация в целом и ее работники в частности проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, правилами (стандартами) саморегулируемых организаций аудиторов, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.
1 Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (ФПСАД № 34) «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 557.
2 Чая В. Т. Контроль качества аудита. Бухгалтерский учет. – 2004. – № 8.
3 Бычкова С. М., Итыгилова Е. Ю. Контроль качества аудита. – «Эксмо», 2008. – 201 с.
4 Газарян А. В. Контроль качества при проведении аудита // Бухгалтерский учет. - №10. – 2008.
5 Шилова Л.Ф., Местецкая Е.В. Критерии качества аудита // Инновационное развитие экономики. - №6. – 2011.
6 All 2B. Критерии качества исполнителя услуг по любому виду аудита: Электрон. журнал.: 2011. Режим доступа: http://www.audit2b.ru/audit2b /finance/tax/quality.php
7 All 2B. Критерии качества исполнителя услуг по любому виду аудита: Электрон. журнал.: 2011. Режим доступа: http://www.audit2b.ru/audit2b /finance/tax/quality.php
8
Сальдо-Аудит. Новые требования к аудиторам,
оказывающим аудиторские услуги с 01 января
2011 года: Электрон. журнал.: 2011. Режим дос-тупа:
http://www.saldo-audit.ru/
9 Ремизов Н. А. Как проверить качество аудита. Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2007. – № 5.
10 Панкова С. В. Влияние на качество услуг аудиторов. Аудиторские ведомости. – 2003. – № 9.
11 Чая В. Т. Контроль качества аудита // Бухгалтерский учет. – №4. – 2008.
12 Черномордов Л.И. Необходимость контроля качества аудита в России // Вестник СГУ. – №2. – 2011.
13 Бычкова С. М., Итыгилова Е. Ю. Контроль качества аудита. – «Эксмо», 2008. – 201 с.
14 Панкова С. В. Влияние на качество услуг аудиторов // Аудиторские ведомости. – 2003. – № 9.
15 Вокина Е.Б., Шумилова И.В.Проблемы организации контроля качества аудиторской деятельности // Вестник СамГУПС. - №1. – 2011.
16 Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. – 5-е изд., - М.: Инфра-М., 2006 – 448 с.
17 Рогуленко Т.М. Аудит. – М.: Юрайт. – 2012.