Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические аспекты ревизии отгрузки и реализации готовой продукции, на основе практического материала рассмотреть ведение финансово-хозяйственного контроля деятельности субъекта хозяйствования.
Задачами исследования являются:
- изучение положений и правил, регулирующих порядок, организацию и методику проведения финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь;
- изучение нормативно-правовой, методической и другой специальной литературы, относящейся непосредственно к выбранной теме;
- рассмотрение реализации готовой продукции, как объекта финансово-хозяйственного контроля;
- изучение организации и методики проверки операций по отгрузке и реализации готовой продукции;
- получению практических навыков по методике оформления результатов проверки учета отгрузки и реализации готовой продукции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ 5
2 ЗАДАЧИ И ИСТОЧНИКИ РЕВИЗИИ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 9
3 КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ С УЧЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПОСТАВКАМ ПРОДУКЦИИ 13
4 ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ СОХРАННОСТИ СРЕДСТВ ПО ОПЕРАЦИЯМ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ 16
5 ОСОБЕННОСТИ РЕВИЗИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ПРИ ТОВАРООБМЕННЫХ (БАРТЕРНЫХ) ОПЕРАЦИЯХ 24
6 ОСОБЕННОСТИ РЕВИЗИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПЭВМ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Источниками информации для проверки состояния учета выпуска готовой продукции и ее реализации в организации ООО «ДвериОптомЗапад» являются: приемосдаточные накладные, карточки складского учета готовой продукции, плановые и фактические калькуляции, прейскуранты, договоры на поставку продукции, протоколы согласования цены, счета-фактуры, накладные на отпуск готовой продукции (ТТН-1, ТН-2 (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)), доверенности покупателей, первичные банковские и кассовые документы на поступление выручки (платежные поручения, платежные требования, приходные кассовые ордера и др.), учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 20, 23, 40, 41, 43, 44, 50, 51, 62, 90, 99, «Главная книга» отчет о прибылях и убытках (форма № 2) и др.
Прежде чем приступить к непосредственной документальной проверке учета выпуска и реализации готовой продукции, проверяющему целесообразно провести правовую экспертизу заключенных хозяйственных договоров с покупателями, установить взаимосогласованность договоров-поставок (ПРИЛОЖЕНИЕ Г) с программой выпуска готовой продукции.[13]
Договор поставки является одним из самых распространенных договоров, заключаемых субъектами хозяйствования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности.
Договор поставки обладает следующими отличительными признаками:
1) Поставщик – это всегда коммерческая организация (предпринимательская деятельность).
2) Товары, поставляемые по
договору поставки, должны быть
произведены или закуплены
3) Покупатель обязан
В ООО «ДвериОптомЗапад» договора заключаются путем направления оферты другой стороне и акцепта другой стороной направленной ей оферты.
Если какие либо условия не согласованы, сторона, имеющая возражения, излагает их в протоколе разногласий, и направляет подписанный договор с пометкой «с протоколом разногласий» (протокол разногласий, разумеется, прилагается к договору). При несогласии с протоколом разногласий, соствляется протокол урегулирования разногласий и об этом делается пометка.
Договоры подписывает руководитель предприятия, действующий на основании Устава, либо его заместители на основании выданных им доверенностей.
В случае подписания договора лицом, действующим на основании доверенности, к договору в организации ООО «ДвериОптомЗапад» приложена копия указанной доверенности, заверенная печатью контрагента.
Контроль за реализацией плана продажи товаров имеет исключительно важное значение в управлении торговой организацией. Систематический и действенный контроль за ходом выполнения плана товарооборота позволяет успешно вести торгово-производственную деятельность, обеспечивает выполнение финансовых планов, способствует эффективному использованию всех видов ресурсов.
В процессе контроля за выполнением плана продажи товаров целесообразно наметить контрольные точки, по которым определяется, как происходит реализация установленных заданий.
Как правило, планы развития товарооборота составляют на год вперед, но контроль за ходом их выполнения может быть ежедневным на основе данных о поступлении торговой выручки и применительно к срокам сдачи товарно-денежных отчетов, нарастающим итогом с начала месяца, квартала.
В ходе контроля за реализацией плана продажи товаров используются и другие источники информации: данные бухгалтерского и статистического отчета; результаты обследований; материалы ревизий; акты приемки товаров по количеству и качеству и т. д. Такие материалы позволяют своевременно выявить отклонения от выполнения установленного плана и принять необходимые меры по их устранению.
Одним из главных условий выполнения
плана розничного товарооборота является
эффективная организация поступления
товаров и состояние товарных запасов.
Несоответствие товарного обеспечения
объему и структуре спроса, создание текущих
запасов товаров ниже норматива ведет
к перебоям в торговле и является причиной
неравномерного выполнения плана. Образование
сверхнормативных товарных запасов приводит
к затовариванию и ухудшает финансовое
положение торговой организации. Следовательно,
в процессе контроля необходимо выявить
степень сбалансированности планов продажи
товаров с товарным обеспечением в целом
и по структуре, проверить наличие в продаже
товаров утвержденного ассортимента,
установить соответствие запасов товаров
спросу населения, обоснованность их размещения
по организациям и торговым единицам.
Контролируя выполнение плана розничного
товарооборота, следует определить, целесообразны
ли оптовые поставки товаров и каким образом
они оказывают влияние на финансовое положение
розничных торговых организаций.[14]
В ООО «ДвериОптомЗапад» основанием для отпуска (отгрузки) покупателям готовой продукции (товаров) являются разработанные предприятием графики ее поставок в соответствии с заключенными договорами или контрактами. Работники отдела сбыта строго руководствуются этими графиками, ведут оперативный учет их выполнения и постоянно осуществляют контроль за выполнением договорных обязательств перед покупателями.
В процессе проверки установлено, что оперативный учет ведется в соответствии с требованиями контроля за выполнением договорных обязательств: по каждому договору (Приложение Г) имеются расшифровки ассортимента с указанием сроков поставок покупателям соответствующих изделий, отметок о фактическом отпуске с указанием даты. При наличии расхождений между этими данными целесообразно в выборочном порядке сверить записи в оперативном учете с показателями приемосдаточных накладных или приемосдаточных актов, зафиксированными в накопительных ведомостях выпуска готовой продукции. Такая встречная проверка позволяет установить факты, когда продукция была изготовлена, но из-за отсутствия должного оперативного контроля работников отдела сбыта своевременно не были выписаны распоряжения заведующим складами или экспедиторам об отпуске (отгрузке) готовой продукции покупателям, в результате чего допущен срыв сроков ее поставки покупателям.
В организации соблюдены графики сдачи работниками и экспедиторами документов в бухгалтерию предприятия на отгруженную (отпущенную) продукцию, на основе которых бухгалтерия или финансовый отдел выписывает платежные документы. Чаще всего задержка оплаты платежных документов покупателями вызвана неправильным оформлением сопроводительных документов грузов (товарно-транспортных накладных (Приложение Б), счетов-фактур (Приложение В) и др.), а в ряде случаев платежных документов.
В связи с этим устанавливается соответствие применяемых первичных документов по оформлению отпуска (отгрузки) продукции действующим типовым формам документов.
Одновременно с этой проверкой выясняют правильность заполнения в документах требуемых реквизитов, соблюдение действующего порядка выдачи бланков документов материально ответственным работникам и контроля за их использованием.
Внимательно проверяют записи совершенных операций по отпуску и реализации готовой продукции в ведомости № 16 "Учет движения готовых изделий, реализации продукции и материальных ценностей". В процессе проверки определяют правильность перенесения в ведомость остатков неоплаченной продукции покупателями из ведомости за прошлый месяц и обоснованность записей в текущем месяце об отгрузке (отпуске) продукции покупателям первичными документами, приложенными к отчетам материально ответственных работников.
В ведомости № 16 дается расшифровка сумм по предъявленным покупателям платежным документам (в том числе за готовые изделия, упаковку, транспортные расходы), а также на основе выписок банка производятся отметки об оплате платежных документов покупателями (с указанием даты, суммы и на какой счет зачислена выручка).
ООО «ДвериОптомЗапад» создано в июле 2009 года в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» и Декретом Президента РБ от 16.01.2009 №1. Основным видом деятельности является оптовая торговля (двери, стальные двери, фурнитура, ламинированные полы).
ООО «ДвериОптомЗапад» (Общество с ограниченной ответственностью «ДвериОптомЗапад» зарегистрировано под ЕГР 190987110 решением от 18.07.2009 г. Минским Городским Исполнительным комитетом.
Форма собственности организации – частная, хозяйственно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью.
Юридический адрес организации - 220033, г. Минск, пр. Партизанский, 6д-101а.
Товары для продажи в ООО «ДвериОптомЗапад» поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, ведущих внешнюю торговлю, со складов и т. д.
Поступающие товары имеют сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, удостоверения качества и др.), предусмотренные условиями поставки товаров.
Приемку и отгрузку товаров на складе, учет и отчетность о наличии и движении товаров обеспечивают материально-ответственные лица, назначенные управляющим предприятия. На основании первичных приходных и расходных документов они также составляют товарные отчеты, необходимые для подтверждения товарного остатка.
На данный момент численность сотрудников ООО «ДвериОптомЗапад» составляет 57 человек. Организационная структура ООО «ДвериОптомЗапад» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Организационная структура ООО «ДвериОптомЗапад»
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Организацией «ДвериОптомЗапад» применяется автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета.
Бухгалтерия состоит из 3 человек. На предприятии ведение синтетического и аналитического учета организовано на основе первичных и сводных документов. Ответственность за ведение бухгалтерского учета возложена на главного бухгалтера. Учетные функции бухгалтера определены его должностной инструкцией, в которой указаны: обязанности, права, ответственность, квалификационные требования и другие положения по его работе.
Одним из основных документов, которым руководствуется главный бухгалтер в своей работе, является «Учетная политика предприятия». Учетная политика организации содержит в себе варианты учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета, которые наиболее эффективны и выгодны в деятельности данного предприятия.
Понятие учетной политики организации установлено ст. 6 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности» и Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 № 62 с учетом изменений и дополнений.
Учетная политика организации
формируется главным бухгалтером (бухгалтером)
организации и утверждается ее руководителем
соответствующей организационно-
Согласно учетной политике ООО «ДвериОптомЗапад» учет товаров на счете 41 «Товары» ведется по покупным ценам.
Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Принятые на комиссию товары учитываются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».
Оприходование прибывших на склад товаров и тары отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Распределение издержек обращения на товары реализованные (издержки, относящиеся к отчетному месяцу) и товары, оставшиеся нереализованными (издержки, относящиеся к следующим отчетным месяцам), производятся пропорционально стоимости товаров по продажным ценам с НДС.
На основании данных бухгалтерской и статистической отчетности и оперативного учета за период 2012-2014 гг., рассмотрены показатели экономической деятельности ООО «ДвериОптомЗапад». Для наиболее полного представления о предприятии рассмотрим табл. 4.1.
Таблица 4.1 – Анализ основных экономических показателей ООО ДвериОптомЗапад» за 2012-2014 гг., млн. руб.
|
2012 |
2013 |
2014 |
| |
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|