Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 22:51, курс лекций
Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.
Часто баланс сравнивают с
фотографическим снимком
Средства включают в свой
состав все имущество и права
организации, которые активно участвуют
в процессе формирования будущих
экономически выгод от их использования.
В бухгалтерском балансе
Источники образования средств
представляют собой капитал, за счет
которого сформировано имущество. Капитал
организации подразделяется на собственный
(внесенный при создании предприятия
собственниками) и заемный (задолженность
или обязательства организации
перед банками, бюджетом, другими
юридическими и физическими лицами).
В бухгалтерском балансе
1. Классификация по срокам составления подразделяет бухгалтерские балансы на:- вступительные - составляются один раз, на момент регистрации устава организации. Различают вступительный баланс вновь созданного предприятия и основанного на условиях правопреемственности (т.е. вступительный баланс может соответствовать ликвидационному балансу организации, на базе которой создается новая). Перед составлением вступительного баланса как правило проводится инвентаризация и оценка активов организации;
текущие – составляются периодически в течение всего срока существования организации;
санируемые – составляются в случае необходимости принятия решения о возможности дальнейшего существования организации, в случае проведения ряда процедур финансового оздоровления. Данный баланс составляется независимыми аудиторами и часто отличается значительной уценкой статей баланса, составляемого сотрудниками организации;
ликвидационные – составляются в течение периода ликвидации организации и основываются на иных принципах оценки имущества – не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации;
разделительный и объединительный балансы – составляются в периоды разъединения (объединения) юридических лиц
Классификация по объему информации.
единичные – отражают деятельность одной компании;- консолидированные – в них отражаются результаты деятельности материнской и дочерних
модель может быть представлен различными типами по множеству оснований .
Виды и формы бухгалтерских балансов
Существует множество видов
бухгалтерских балансов в зависимости
от цели их составления. Для более
четкого представления видов
балансов можно выделить восемь принципов
классификации бухгалтерских
по источникам составления; по срокам составления; по объему информации; по характеру деятельности; по форме собственности; по формату; по реформированию; по времени; по полноте.
Инвентарные балансы составляются только по данным инвентаризации. Ее итог фиксирует величину актива. Бухгалтер, вычитая кредиторскую задолженность, определяет величину средств, вложенных собственником.
Книжные балансы составляются по данным счетов Главной книги без предварительной их проверки путем инвентаризации.
Актуарные балансы составляются по данным, собранным по статистике страховых, торговых и подобных им предприятий.
На практике чаще всего составляется книжный (счетный) баланс, но его данные корректируются по данным инвентаризационных описей.
По объему информации балансы подразделяются на индивидуальные, сводные и консолидированные.
Индивидуальный баланс отражает деятельность только одной организации.
Сводный баланс агрегирует данные включаемых в него индивидуальных балансов. В таком балансе отражается общее состояние средств группы организаций в целом.
Консолидированный баланс – это баланс корпоративной группы, условно представленной как единое предприятие.
По характеру деятельности бала
Основной называется деятельность, соответствующая профилю организации, ее уставу. Все прочие виды деятельности организации неосновные, например подсобные сельскохозяйственные, жилищно-коммунальные.
Подразделения организации, занимающиеся неосновной деятельностью, могут иметь отдельные балансы.
По полноте различают баланс-брутто и баланс-нетто.
Баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи.
Баланс-нетто – это баланс, из которого исключены регулирующие статьи.
Исключение из баланса регулирующих статей называется его очисткой.
Таким образом, существует множество видов балансов, которые различаются по ряду признаков.
По источникам составления:1. Инвентарный - составляется по данным инвентаризации имущества, прав и источников их образования.
2. Книжный - составляются по данным текущего бухгалтерского учета. 3. Генеральные - составляются по данным текущего бухгалтерского учета подтвержденным инвентаризацией;
4. Актуарный - рассчитывался исходя из соотношения активов собственного имущества Фонда и пассивов включающих в себя обязательства перед участниками и вкладчиками по негосударственному пенсионному обеспечению, кредиторские задолженности по всем направлениям размещения средств собственного имущества, а также совокупный вклад учредителей.
По срокам составления:
1. Вступительный (начальный) - первый баланс, составленный в начале деятельности хозяйственного субъекта;
2. Текущий - составляются периодически, в течение функционирования хозяйственного субъекта;
1. Начальный и заключительный балансы - отчетные документы о производственно - финансовой деятельности организации за год;
2. Текущий (промежуточный) - составляются за квартал, полугодие и т.д.;
3. Санирующий - разрабатываются в том случае, когда организация находиться в трудном финансовом положении;
4. Ликвидационный баланс составляется для характеристики имущественного состояния организации на дату прекращения её деятельности;
5. Предварительный - баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе активов организации;
6. Разделительный и объединительный - составляются в периоды разделения или объединения юридических лиц.
По объему содержания:
1. Отдельный - отражает деятельность одной организации;
2. Сводный (консолидированный) - отражает деятельность группы предприятий.
По способу очистки статей:
1. Брутто-балансы - баланс включает в себя регулирующие статьи (амортизация основных средств или нематериальных активов)
2. Нетто - баланс, из которого исключены регулирующие статьи.
По реформированию:
1. Реформированный - когда прибыль не показывается в балансе отдельной статьей;
2. Нереформированный - когда прибыль показывается в балансе отдельной статьей.
По форме представления информации:
1.Оборотный (по оборотам), кроме остатков активов и источников их образования на начало и конец периода содержит данные о движение объекта за отчетный период;
2. Сальдовый (по остаткам на счетах) - характеризует денежные оценки активов хозяйственных субъектов и источников их образования по состоянию на определенную дату.
По формату:
1. Односторонний - актив сверху, пассив под активом;
2. Двусторонний - актив слева, пассив справа;
3. Раздельный - по центру приходится название статей, а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива;
4. Сводный - слева приводятся названия статей, а справа, в двух колонках, перечисляются суммы, относящиеся к активу и пассиву;
5. Шахматный - матрица, по строкам которой перечисляются статьи актива, а по столбцам - статьи пассива.
По времени:
1. Провизорный (пробный, прогнозный);
2. Перспективный - баланс, который составлен по расчетным данным на перспективу;
3. Директивный баланс, который отражает оптимальную структуру использования ресурсов организации.
По объекту отражения:
1. Самостоятельный составляют этот баланс организацией, являющийся юридическим лицом;
2. Отдельные - баланс составляют различные филиалы и представительства.
По объему информации балансы подразделяются на отдельные, самостоятельные, сводные, консолидированные, народно-хозяйственные.
По способу представления, вытекающий из необходимости моделирования баланса в различных целях.
1.Модель баланса может быть первична, т. е. это традиционный баланс согласно структуре и составу, рекомендуемым Минфином России.
2.На основе первичной (стандартной) модели баланса составляются вторичные (производные) модели баланса (в частности, модель для принятия управленческих решений, плановая модель и т.д.)
По целям оценки статей:
1.Коммерческий - для правления и акционеров. Коммерческий баланс представляет собой бланк, данные которого сгруппированы для целей налогообложения (каждая статья или их группа формируется под определенный налог или их группу), в результате балансовая прибыль равна налогооблагаемой величине.
2.Налоговый - для финансовых органов. В налоговом балансе налоговый учет ведется параллельно, на данные учета не влияет, и, соответственно, составляется коммерческий баланс.
По формам собственности различают баланс
Таким образом, баланс как модель может быть представлен различными типами по множеству оснований. Мы исследовали литературу и выделили классификацию, которая позволит более четко ориентироваться в разнообразии оснований бухгалтерского баланса при организации учета.
Первичный бухгалтерский документ – это письменное свидетельство того, что хозяйственная операция не требует детализации и пояснений и имеет юридическую силу. Сведения о хозяйственных операциях заносятся в учетный бланк либо автоматизировано, либо вручную в зависимости от требований к составлению вышеназванных документов в инструкции. Бухгалтерское сопровождение включает услуги по подготовке данных документов.
Первичные бухгалтерские документы классифицируются в зависимости от назначения на 4 типа.
Распорядительные документы. До
Исполнительные (оправдательные) документы. Документы такого типа составляются с целью подтверждения совершения хозяйственных операций. В данную группу входят наряды на сдельную работу, акты на приемку, накладные на выдачу материальных ценностей, приходные ордера материалов и другие. Исполнительные документы служат источником информации для контроля за хозяйственными операциями.
Документы бухгалтерского оформления. Используются для подготовки исполнительных и распорядительных документов, для обеспечения, сокращения и упорядочивания учетных записей. В данную группу включаются группировочные ведомости, документы по учету кассовых и банковских операций, сырья и материалов, НДС и т.д. Такие документы прилагаются к распорядительным или оправдательным и самостоятельного значения при ведении бухгалтерского обслуживания не имеют.
Комбинированные документы. Характеризуются наличием признаков всех трех видов документов: исполнительных, распорядительных и бухгалтерского оформления. В данную группу включаются расчетно-платежная ведомость на оплату труда, авансовый отчет, расходный кассовый ордер и т.п. Такие документы фиксируют выполненную хозяйственную операцию и одновременно содержат информацию о порядке отражения на счетах.
Первичные бухгалтерские документы анализируются на первом этапе обязательного и инициативного аудита предприятия.
5. Правила проведения
инвентаризации отдельных видов
имущества и обязательств.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
б) наличие и состояние
технических паспортов или
в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
Информация о работе Лекции по «Бухгалтерскому учету и анализу»