Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:39, лекция
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений современного общества. Он выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы предприятия, предсказуемость его финансового результата. Рыночные отношения объективно требуют освоения системы правовых и финансово-кредитных норм для более развитых экономических отношений. В этих условиях претерпевает изменение методология бухгалтерского учета, приближая его к международным стандартам.
Обобщение учетных данных за месяц осуществляется в оборотной ведомости, которая представляет собой свод оборотов и сальдо по всем счетам синтетического учета. Следует иметь в виду что, в данной ведомости сальдо на начало месяца по дебету всех счетов должно быть равно сальдо начальному по кредиту всех счетов, что обусловлено равенством актива и пассива баланса на начало месяца. Оборот за месяц по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту всех счетов, что обусловлено применением двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Сальдо конечное по дебету всех счетов должно быть равно сальдо конечному по кредиту всех счетов, что будет являться балансом на конец отчетного периода.
Вопросы для самопроверки
1.Назначение счетов в бухгалтерском учете.
2.Бухгалтерские счета как элемент метода бухгалтерского учета.
3.Структура активных и пассивных счетов.
4.Забалансовые счета.
5.Отражение на счетах хозяйственных операций на основе бухгалтерских документов.
6.Сущность и значение двойной записи.
7.Счета синтетического и аналитического учетов, субсчета.
8.Систематическая и хронологическая системы записи.
9.Оборотные ведомости, порядок их составления и значения.
10.Классификация счетов бухгалтерского учета.
11.План счетов бухгалтерского учета.
Тема 5. ДОКУМЕНТЫ И УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ
Документ - материальный носитель информации, оформленной в установленном порядке, имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами и на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени
которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции
в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных
за совершение хозяйственной операции
и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Перечень лиц, имеющих право
подписи первичных учетных доку
Документы, которыми оформляются хозяйственные
операции с денежными средствами, подписываются
руководителем организации и главным
бухгалтером или уполномоченными ими
на то лицами. Первичный учетный документ
должен быть составлен в момент совершения
операции, а если это не представляется
возможным - непосредственно после ее
окончания.
Своевременное и качественное оформление
первичных учетных документов, передачу
их в установленные сроки для отражения
в бухгалтерском учете, а также достоверность
содержащихся в них данных обеспечивают
лица, составившие и подписавшие эти документы.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Для осуществления контроля
и упорядочения обработки
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
Форма документа определяется совокупностью показателей (реквизитов) и их расположением в документах.
Учетные регистры представляют
собой разграфленные листы
Регистры бухгалтерского
учета предназначены для
Регистры бухгалтерского учета
ведутся в специальных книгах (журналах),
на отдельных листах и карточках, в виде
машинограмм, полученных при использовании
вычислительной техники, а также на магнитных
лентах, дисках, дискетах и иных машинных
носителях.
Хозяйственные операции
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
При хранении регистров бухгалтерского
учета должна обеспечиваться их защита
от несанкционированных
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Вопросы для самопроверки
1.Сущность и значение документов.
2.Сущность машинных носителей информации.
3.Основные признаки классификации документов.
4.Классификация документов по назначению.
5.Требования, предъявляемые к содержанию и форме документов.
6.Организация хранения документов на предприятии.
7.Понятие и классификация регистров.
8.Порядок регистрации хозяйственных операций.
Тема 6. ФОРМЫ И ТЕХНИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Под формой бухгалтерского учета понимается процесс обработки учетной информации с использованием различных регистров аналитического и синтетического учета, их состояние, взаимосвязь и последовательность записи в них.
В настоящее время применяются следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-главная, журнально-ордерная, таблично-автоматизированная, простая, упрощенная.
В мемориально-ордерной форме учета используются книжные и карточные регистры. Синтетический учет ведется в книгах, а для аналитического учета используют главным образом карточки. Сущность формы сводится к тому, что на каждый первичный документ (отдельную хозяйственную операцию) или группу однородных первичных документов (хозяйственных операций) составляется мемориальный ордер.
Все мемориальные ордера по мере их составления регистрируют в специальном регистрационном журнале. Каждому мемориальному ордеру присваивается порядковый номер.
После записи в регистрационном журнале ежемесячно данные мемориальных ордеров переносятся в Главную книгу, которая является систематическим регистром синтетического учета. В Главной книге записи группируются: дебетовые и кредитовые обороты по каждому синтетическому счету записываются отдельно в колонках по корреспондирующим счетам.
В конце месяца на основании итогов Главной книги составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета обычной или шахматной формы. Данные Главной книги и оборотной ведомости используются для составления бухгалтерского баланса и отчетности.
Аналитический учет при мемориально-ордерной форме ведется в книгах, карточках или на свободных листах. Записи в регистры аналитического учета делаются непосредственно из документов, приложенных к мемориальным ордерам. В конце месяца на основании записей в аналитических учетных регистрах составляются оборотные, или сальдовые ведомости – одна ведомость на группу аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом. Данные этих ведомостей для сверки итогов оборотов и сальдо аналитических счетов с объединяющими их синтетическими счетами.
Мемориально-ордерная форма учета отличается простотой учетных регистров и техникой учетных записей. Однако недостатком этой формы является многократность записей, большое число переписываний одной и той же информации из документов в ведомости, мемориальные ордера, журналы, регистры синтетического и аналитического учета.
Разновидностью мемориально-
Главное отличие книги от мемориально-ордерной формы в том, что составляется комбинированный регистр Журнал-Главная книга. В ней хронологическая регистрация мемориальных ордеров совмещена с систематической записью по синтетическим счетам.
Журнал-Главная книга представляет собой регистр, в котором одна сторона отражает структуру регистрационного журнала (то есть номер мемориального ордера, дату его составления, сумму мемориальных ордеров), другая сторона предназначена для записи операций по дебету и кредиту синтетических счетов.
Журнал-Главная книга содержит остатки на начало месяца по всем синтетическим счетам, в конце месяца подсчитываются обороты по дебету и кредиту каждого счета и выводятся остатки на конец месяца. Наличие этих данных позволяет не составлять оборотную ведомость по синтетическим счетам.
Баланс составляется по данным Журнала-Главной книги.
Аналитический учет ведется в книгах, по данным которых составляются оборотные ведомости по аналитическим счетам. Итоги ведомостей сверяются с данными Журнала-Главной книги.
Достоинством формы
является сочетание в Журнале-Главной
книге хронологических и
Основным принципом регистрации учетной информации при журнально-ордерной форме учета является принцип накапливания данных первичных документов в накопительных ведомостях.
Важнейшим регистром этой формы является журнал-ордер. В журналах-ордерах сочетаются хронологическая и систематическая записи, которые ведутся непосредственно из документов. На каждый синтетический счет открывается специальный журнал ордер, в котором отражаются хозяйственные операции, относящиеся к кредиту соответствующего счета в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов. Для усиления контроля за движением средств журналы-ордера применяются в сочетании с накопительными ведомостями. В некоторых журналах-ордерах ведут синтетический и аналитический учет. В этом случае карточки аналитического учета не используются и оборотные ведомости не составляются. В журналах-ордерах может быть отражена типовая корреспонденция. Это делает регистры более наглядными и уменьшает количество ошибок.
Данные первичных документов записывают в журналы-ордера или накопительные ведомости по массовым однородным хозяйственным операциям, а итоговые показатели переносят в журналы-ордера. По тем же хозяйственным операциям, по которым аналитический учет в журналах не ведется, данные отражаются в карточках аналитического учета. В конце месяца подсчитывают итоги по всем карточкам, журналам-ордерам и ведомостям к ним. Итоги карточек переносят в оборотные ведомости по аналитическим счетам, а итоги журналов-ордеров и ведомостей сверяют с другими журналами-ордерами, ведомостями по корреспондирующим счетам и документами (товарными и кассовыми отчетами, выписками банка и т.д.). После взаимной сверки общая сумма кредитового оборота из каждого журнала-ордера записывается на соответствующий счет Главной книги. Обороты по дебету каждого синтетического счета Главной книги в корреспонденции с оборотами по кредиту разных счетов собираются из разных журналов-ордеров. После этого подсчитывают общий итог по дебету каждого счета в Главной книге, выводят остаток на конец месяца и составляют бухгалтерский баланс и другие формы отчетности. До составления баланса необходимо итоги оборотных ведомостей сверить с итогами соответствующих счетов Главной книги.
Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета имеет некоторые общие черты с книжно-журнальной формой учета: накапливание информации о массовых однородных операциях по данным первичных документов в специальных журналах, совмещение в одном регистре синтетического и аналитического учета, отражение в Главной книге текущих оборотов по синтетическим счетам и сальдо и др.
Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"