Маркетинг - понятия, виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинг – это вид человеческой деятельности направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством потребностей. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинга. Рассматривать рынок, как экономическую основу маркетинга следует выделить два основных подхода к его содержанию.
Целью курсовой работы является– изучить понятия, сущность и функций маркетинга, а также таких основных его категорий, как «потребности потребителя», «рынок товаров и услуг»,, которые имеют массу разночтений и неоднозначных толкований, как в отечественной, так и зарубежной социально- экономической литературе .

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретические основы сущности маркетинга
1.1. Маркетинг - понятия, виды и функции………………………………4-6
1.2. Зарубежный опыт применения маркетинга………………………...7-14
II. Маркетинг - как развития рыночных отношений в современных условиях
2.1. Маркетинг и его влияния на спрос потребителей………………..15-21
2.2. Особенности применения маркетинга производителями благ
и услуг………………………………………………………………………...22-26
Заключение…………………………………………………………………...27-28
Список литературы………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 90.46 Кб (Скачать файл)

Сдвиг кривой предложения представляет собой  результат изменения одной или  более детерминант неценовых  факторов, отражающее смещение кривой предложения вправо или влево. 
Изменение предложения — изменение количества товара, которое производители хотят и могут предложить на рынке происходящее в результате изменения неценового фактора. В результате изменения предложения совершается сдвиг кривой спроса.

Факторные величины смещающие кривую спроса в  различном направлении. На сдвиг  кривой предложения влево влияют: 
— рост цен на ресурсы (рабочую силу, сырьё); 
рост цены товара, производимого из тех же ресурсы, что и определённый товар.

На  сдвиг кривой предложения  вправо влияют:

— снижение цен на ресурсы;

— появление  технологий, позволяющих снизить  затраты на производство;

— снижение цены товара, производимого из тех  же ресурсов, что и определенный товар.

Закон предложения — при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведёт к соответствующему сокращению величины предложения. И, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведёт к соответствующему возрастанию и величины предложения. Следовательно, существует положительная (прямая) связь между ценой и количеством предлагаемого товара. Изменение предложения и спроса во многом зависят от уровня их эластичности.

Цена  равновесия — рыночная ситуация, при которой спрос и предложение уравновешивают друг друга.

Совместив на графике кривые спроса и предложения, можно установить цену и количество реализованного товара, при которых  на рынке устанавливается равновесие — такая ситуация, когда планы  покупателей и про-давцов на рынке  полностью совпадают, так, что при  данной цене величина предложения равна  величине спроса. В рыночных условиях изменение спроса и предложения  происходит до тех пор, пока оно не достигает уровня Р, соответствующего количеству Q. Только в этом случае величины спроса и предложения равны между  собой, что исключает появления  всякого давления на цену. При цене равновесия количество продукции, в  пределах которого потребители совершают  покупки, будет соответствовать  тому количеству товара, которое производители  поставляют на рынок.

    Для любого предпринимателя желанной является ситуация, когда спрос на товар  или услуги, которые он предоставляет, высок, то есть когда большое количество людей готовы платить за них деньги. К сожалению, такое положение  складывается далеко не всегда. Однако это не означает, что с низким уровнем спроса стоит смиряться.

    Нельзя  сказать, что маркетинг обладает какими-то волшебными средствами, позволяющими увеличить спрос во множество раз. Однако некоторые рекомендации практиками и теоретиками маркетинга все же были выработаны.

    В экономической теории спрос -это  понятие точное, лишенное оценочности, отражающее некоторое положение и в идеале выражающееся в точных цифрах. Однако если экономист может относиться к спросу объективно, то для производителя или продавца это просто невозможно: они заинтересованы в том, чтобы товары или услуги продавались и приносили прибыль. Именно поэтому в маркетинге выделяют несколько разновидностей спроса.

    Отрицательный спрос - это фактически отсутствующий  спрос, который сопровождается явно негативным, отрицательным отношением потребителей. В этом случае потребители  знают о товарах или услугах, но по каким-то причинам не хотят приобретать их. Примером отрицательного спроса могут служить прививки.

    С одной стороны, об их существовании  знают все. С другой стороны, имеется  мало людей, которые не боялись бы их делать (из-за боли или опасности осложнений) и которые были бы полностью уверены в их способности защитить здоровье.

    Отсутствие  спроса - такое положение на рынке, когда потребители могут быть незаинтересованными в товаре или безразличными к нему.  

    Скрытый спрос - спрос на товар, который потребители стали бы покупать, но не могут делать этого, поскольку этого товара просто не существует. Много клиентов хотели бы иметь товары, которых не существует.

    Падающий  спрос - ситуация на рынке, когда спрос более или менее сильно постоянно снижается. Падающим спросом следует считать спрос, который снижается на протяжении длительного времени - настолько длительного, чтобы можно было говорить о тенденции. Другими словами, падающий спрос следует отличать от колебаний спроса (например, сезонных: на теплую одежду летом спрос обычно падает, но осенью он опять повышается).

    Нерегулярный  спрос - спрос, который склонен к колебаниям. Он может колебаться в зависимости от сезона, дня и даже времени суток. Примером в данном случае могут служить одежда, елочные украшения, календари, услуги такси.

    Поддерживаемый  спрос - спрос, который удовлетворяет предприятие. Этот спрос назван поддерживаемым потому, что его необходимо поддерживать: нельзя забывать, что ситуация может измениться.

    Чрезмерный  спрос - спрос, который превосходит потребности предприятия. Ситуация, когда спрос выше, чем тот, который фирма может или хочет удовлетворить, не так уж редка.

    Нежелательный спрос - спрос на товары, вредные для здоровья. Примером такого спроса может служить спрос на сигареты или алкоголь. Естественно, производители табака, сигарет и алкоголя заинтересованы в том, чтобы спрос на их продукция был достаточно большим. Однако они не могут не учитывать давления государства и общественности, а в самом лучшем случае они должны осознавать меру вреда, которую наносит их продукция отдельным людям и обществу в целом[8, 125-135 сс.].

    Каждая  из разновидностей спроса предполагает определенные действия, направленные на сохранение или улучшение положения.

    Основные  методы воздействия на рынок. Среди  наиболее важных методов воздействия  на рынок можно назвать рекламу, ценообразование, создание новой потребности  и дифференциацию товара. Реклама - это любая форма платного продвижения  идей, товаров и услуг, которое  осуществляется от имени производителя  или продавца товара. Реклама представляет собой сообщение, которое распространяется по определенным каналам с целью  воздействия на его получателей.

    Цена - это один из наиболее важных инструментов маркетинга/Любое предприятие стоит перёд необходимостью назначения цены на производимые им товары или услуги. При этом приходится учитывать, что организация должна возместить издержки, связанные с производством товара, и в то же время назначить такую цену, которая удовлетворяла бы покупателя.  

    От  чего зависит конкретная цена, которая  назначается на товар? Прежде всего, от цен на аналогичные товары, выпускаемые  конкурентами. Для этого необходимо узнать цены на аналоги и сравнить качества товара с качеством его  аналогов. Товар, обладающий более высокими показателями, может быть дороже; если же он не отличается от аналогов, цена на него должна быть ниже. Если товар  является уникальным, то этот фактор не действует. Другими словами, цена на товар определяется от того, в каком  состоянии находится рынок.

    Создание  новой потребности - еще один эффективный  инструмент воздействия на рынок. В  настоящее время практически  не существует неосвоенных рынков, при этом на каждом из них в подавляющем  большинстве случаев уже имеется  жесткая конкуренция. Поэтому у  предпринимателя, который решил  заняться каким-то делом, закономерно  возникает вопрос: что делать? Стоит  ли предлагать еще один товар, если на рынке уже имеются аналоги?

    Один  из ответов на этот вопрос следующий: да, стоит. Существует определенное количество людей, которые нуждаются в телевизорах, стиральных машинах и автомобилях. А потому нельзя исключить, что они  выберут именно тот товар, который  будет предложен на рынке предпринимателем.

    Однако  есть и второй вариант ответа. Он состоит в поиске и создании товара совершенно нового типа. И этот путь может быть особенно эффективным. Так, компьютеры на определенном этапе были явным новшеством. Фактически потребности в компьютерах у людей не было, так как они просто не знали о том, что это такое. Однако создателям этого вида оборудования удалось убедить людей, что компьютер существенно облегчит их жизнь. Именно это и называется созданием новой потребности.

    Дифференциация  товара - еще один способ воздействия на рынок. Организации, вступающей на рынок, очень трудно продать товар, пользующийся спросом, тем более если на рынке имеется сильная конкуренция; то же касается и организации, которая уже долго присутствует на рынке.

    В этом случае можно прибегнуть к дифференциации товара, то есть к наделению его  такими свойствами, которые будут  выгодно отличать его от аналогов, которые уже имеются на рынке. Это может быть достигнуто путем  повышения его качества, добавления новых функций, увеличения срока  его использования, создания нового оригинального дизайна и т. д[9, 243-256 сс.]. 

    1. Особенности применения маркетинга производителями благ и услуг
 

    Производство  имеет решающее значение для экономики. Если не создан продукт, то тогда нечего распределять, обменивать и потреблять. Так, уровень жизни людей в  каждой стране зависит от того, сколько  создается полезного продукта (Валовой национальный продукт - стоимость конечного объема произведенных в стране товаров и услуг за год) в самых разнообразных его видах[10].

    Производство - процесс создания полезного продукта, предназначенного для удовлетворения потребностей человека. Во время этого процесса работники приспосабливают вещество, силы природы и ресурсы к удовлетворению общественных потребностей.

В результате разделения труда выделяются материальные сферы производства:

  - промышленность,

  - сельское хозяйство,

  - строительство,

  - транспорт;

  - создаются самостоятельные отрасли,

  - осуществляется разделение труда в пределах отдельных предприятий.

    Производство - это процесс, в котором работники предприятий, находясь в определенных производственных отношениях, используя орудия и приемы труда, создают товары производственного и личного назначения.

Производство  подразделяется на основное, вспомогательное  и обслуживающее.

    Основное  производство - это совокупность производственных процессов, в результате которых сырье, основные материалы, полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию.

    Вспомогательное производство - это совокупность производственных процессов, связанных с изготовлением инструментов, технических приспособлений, ремонтом оборудования и т.д.

Обслуживающее производство вызвано необходимостью проведения технического контроля качества продукции, хода основных и вспомогательных  процессов, осуществления внутризаводской  транспортировки и т.п. Эффективная  деятельность предприятия, фирмы в  значительной степени зависит от разработки оптимальных планов развития производства. Важнейший раздел плана  развития предприятия - производственная программа, или план производства продукции. Показатели производственной программы:

  ●темп роста производства товарной продукции,

  ●производство важнейших видов продукции в натуральном выражении, включая показатель качества продукции.

    Любое предприятие независимо от своих  масштабов, форм собственности и  сферы деятельности в условиях рынка  должно заниматься планированием, которое  подразумевает определение целей  предприятия на перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

    Планирование  определяется теми задачами, которые  ставит перед собой предприятие. В соответствии с ними предприятие  может быть долгосрочным, среднесрочным, краткосрочным. Важнейшие цели, которые  при этом преследуются, - увеличение объема продажи товарной массы, прибыли  и доли на рынке[11].

    Под типом организации производства понимают комплексную характеристику особенностей организации и технического уровня промышленного производства. На тип организации производства оказывает влияние ряд факторов: уровень специализации, масштабность производства, сложность изготовляемой  номенклатуры изделий.

Существует  три типа производства:

    Единичное производство - штучный выпуск уникальной продукции для ограниченного потребления. Этот тип производства характеризуется неповторяющимся выпуском продукции, использованием универсального оборудования и большими затратами труда.

    Серийное  производство - повторяющийся через определенные промежутки времени выпуск партий однородной продукции. Этот тип характеризуется периодичностью изготовления, наличием специального оборудования, делением производственного процесса на ряд операций, автоматизацией производства.

Информация о работе Маркетинг - понятия, виды и функции