Международные бухгалтерские принципы и стандарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы, которая состоит в анализе международных стандартов и принципов бухгалтерского учета и возможности их применения в российской отчетности.
Для решения указанной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть функции и задачи международных стандартов учета и отчетности;
- ознакомиться с международными принципами бухгалтерского учета;
- рассмотреть применение международных стандартов бухгалтерского учета в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 49.20 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Последние годы отмечены усилением  внимания к проблеме международной  унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в  сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах  принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации  заработанных средств и т.п. Многие западные инвесторы и банкиры  полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным  нормам, бухгалтерская отчетность российских организаций не отражает их реального  имущественного и финансового положения  и вообще «не прозрачна и не надежна». Давление международных валютно-банковских организаций привело к необходимости  перехода России на международные нормы  бухгалтерского учета, массового переучивания бухгалтеров и аудиторов.

Следует отметить, что международные  стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой свод компромиссных  и достаточно общих вариантов  ведения учета. МСФО не являются догмой, нормативными документами, регламентирующими  конкретные способы ведения бухгалтерского учета и нормы составления  отчетности. Они носят лишь рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными  для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны  национальные стандарты с более  детализированной регламентацией учета  определенных объектов.

           Цель работы, которая состоит в анализе международных стандартов и принципов бухгалтерского учета и возможности их применения в российской отчетности.

Для решения указанной цели решались следующие задачи:

- рассмотреть функции и задачи  международных стандартов учета  и отчетности;

- ознакомиться с международными принципами бухгалтерского учета;

- рассмотреть применение международных стандартов бухгалтерского учета в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ И ПРИНЦИПОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

1.1. Роль и значение международных  стандартов финансовой отчетности  в гармонизации системы бухгалтерского  учета

 

Проблема несоответствия моделей  бухгалтерского учета не является уникальной, присущей только России. Она носит  глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.

В настоящее время наибольшую известность  получили два подхода к ее решению: гармонизация и стандартизация.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется  в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что  в каждой стране может существовать своя модель организации учета и  система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты  не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т.е. находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении  ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах  ЕС была сформирована исследовательская  группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась  как составная часть программы  гармонизации национальных версий Закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных  документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет  по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), занимающийся разработкой  и публикацией международных  стандартов финансовой отчетности. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.

В настоящее время известны несколько  систем бухгалтерского учета, в частности  англо-американская, европейская и  ряд других. Однако, по мнению специалистов, стандарты, разработанные КМСФО, будут  использоваться большинством стран  мира в ближайшем будущем.

Рост популярности международных  стандартов был обусловлен двумя  событиями. Первым событием было подписание соглашения между КМСФО и Международной  комиссией по ценным бумагам, в котором  нашло отражение стремление финансовых кругов и конгресса США привлечь больше иностранных компаний к котировке  своих акций на американских биржах. Второе событие, ускорившее переход  к МСФО, произошло при объединении  Германии. Этот факт во многом предопределил  рост потребности привлечения капитала в страну. В связи с этим, финансовая отчетность компаний должна была быть больше ориентирована на внешнего пользователя, например, на фондовые биржи или  международных инвесторов. Именно поэтому  компании, входящие в листинг фондовых бирж и составляющие консолидированные  финансовые отчеты, вынуждены были принять МСФО.

В настоящее время существуют несколько  форм использования странами мира международных  стандартов учета:1

- применение  МСФО  в  качестве  национальных  стандартов.  К   числу 

таких стран относятся: Кипр, Кувейт, Латвия, Мальта, Пакистан, Тобаго, Таиланд  и Хорватия;

– использование МСФО в качестве национальных стандартов, но с условием, что для вопросов, не затронутых международными стандартами, разрабатываются  национальные. Такими странами являются Малайзия и Новая Гвинея;

– использование МСФО в качестве национальных стандартов, однако в  некоторых случаях возможна их модификация  в соответствии с национальными  особенностями. Это - Албания, Бангладеш, Барбадос, Замбия, Зимбабве, Кения, Колумбия, Польша, Судан, Таиланд, Уругвай, Ямайка;

– национальные стандарты основаны на МСФО и обеспечивают дополнительные их разъяснения. Среди таких стран  можно назвать Китай, Иран, Словению, Тунис, Филиппины;

– национальные стандарты основаны на МСФО, однако некоторые из них  могут быть более детализированы, чем МСФО. Странами, применяющими такие  стандарты, являются Бразилия, Индия, Ирландия, Литва, Мавритания, Мексика, Намибия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Турция, Франция, Чехословакия, Швейцария, Южная Африка;

– национальные стандарты основаны на МСФО, за исключением того, что  каждый национальный стандарт включает в себя положение, сравнивающее национальный стандарт с МСФО. (Австралия, Гонконг, Дания, Италия, Новая Зеландия, Швеция, Югославия.)

Сейчас обсуждается вопрос о  принятии МСФО странами ЕС, по крайней  мере, в отношении компаний, акции  которых, котируются на фондовых биржах. Поскольку эти стандарты представляют собой систему, позволяющую новым  финансовым структурам применять базу  ведения учета, признанную на международном  уровне, их начали использовать и 

многие развивающиеся страны.

        Рассмотрим  положительные и отрицательные  черты международных стандартов  учета. Их объективными преимуществами  перед национальными стандартами  в отдельных странах являются:

– четкая экономическая логика;

–  обобщение современной мировой практики в области учета;

простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.

При этом международные стандарты  учета позволяют не только сократить  расходы компаний по подготовке своей  отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить  затраты по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно  характерны для деятельности самих  компаний, однако есть и такие, которые  вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это  объясняется тем, что инвесторы  согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски.

Совокупность данных преимуществ  во многом обеспечивает стремление различных  стран к использованию МСФО в  национальной практике учета. Однако следует  отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести:

– обобщенный характер стандартов, предусматривающий  достаточно большое многообразие в  методах учета;

– отсутствие подробных интерпретаций  и примеров приложения стандартов к  конкретным ситуациям.

К тому же, внедрению стандартов во всем мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также  нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом  в области регулирования и  методологии учета.

 

 

 

1.2. Организация разработки международных  стандартов 

финансовой отчетности

 

Раскрывая цели создания, организационную  структуру и деятельность Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, целесообразно рассмотреть  исторический аспект координации бухгалтерского учета в мировом масштабе. Международная  координация учета ведется уже  более 90 лет.

Одним из самых важных для координации  учета событий тех лет было создание КМСФО. Комитет был основан  в 1973 г. по соглашению между профессиональными  организациями бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании. В состав КМСФО входят все профессиональные бухгалтерские организации, которые  являются членами Международной  федерации бухгалтеров (МФБ). Федерация  не издает учетных стандартов. Ее роль в процессе стандартизации весьма значительна, во-первых, МФБ проводит конгрессы  бухгалтеров и, во-вторых, вносит существенные вклады в доходную часть бюджета  Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета.

В 1987 г. началось сотрудничество КМСФО  с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ). На очередной  ежегодной конференции МОКЦБ  было принято решение о необходимости  способствовать расширению практики использования  международных стандартов в области  учета и аудита. В результате в 1993 г. между КМСФО и МОКЦБ было подписано соглашение, в соответствии с которым, компании, желающие получить котировку на фондовой бирже, должны составлять отчетность в соответствии с международными стандартами учета.

В настоящее время стандартизацией  учета, помимо КМСФО, занимается также  Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам в области учета и отчетности при ООН и рабочая группа по учетным стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Однако общепризнанно, что ведущая роль в этом процессе принадлежит КМСФО.

Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета является независимой  организацией, главной целью создания которой является достижение единообразия учетных принципов, которыми пользуются предприятия и организации во всем мире для составления финансовой отчетности.

В начале 1998 г. в составе Комитета насчитывалось 119 организаций - членов и 6 ассоциированных членов из 88 стран, включая восточноевропейские страны – Болгарию, Польшу, Румынию, Венгрию  и др. Многие страны, не входящие в  состав комитета используют международные  стандарты бухгалтерского учета.

Работа КМСФО финансируется  профессиональными бухгалтерскими организациями, транснациональными компаниями, финансовыми институтами, аудиторскими компаниями и другими организациями. КМСФО также получает прибыль  от продажи собственных разработок и публикаций.

В Уставе КМСФО определены цели его  деятельности:

– в интересах общественности формулировать  и публиковать стандарты бухгалтерского учета для их использования в  процессе составления финансовой отчетности, а также обеспечивать их принятие и исполнение во всем мире;

– проводить общую работу по улучшению  и унификации правил, стандартов бухгалтерского учета и процедур, относящихся  к составлению финансовой отчетности.

Организационная структура КМСФО  характеризуется наличием пяти функциональных уровней:

Правление Комитета;

Попечительский совет;

Консультативная группа;

Интерпретационная комиссия;

Персонал Комитета.

Правление контролирует деятельность Комитета по Международным Стандартам Финансовой Отчетности, включая представителей бухгалтерских организаций из 13 стран, назначенных Советом МФБ, и не более четырех других организаций, занимающихся вопросами составления  финансовых отчетов. Каждый член Правления  выдвигает кандидатуры двух представителей и советника для посещения  заседаний Правления.

КМСФО предписывает каждому члену  Правления включать в свои делегации, как минимум, одного представителя  промышленных организаций и одного представителя организаций, непосредственно  устанавливающих стандарты бухгалтерского учета. Это пользователей финансовой отчетности, а также организаций, регулирующих биржевую деятельность и  обращение ценных бумаг.

В Консультативную группу входят также  представители организаций, принимающих  стандарты бухгалтерского учета, и  наблюдатели из межправительственных организаций.

В настоящее время членами Консультативной  группы являются такие организации, как Международная федерация  ценных бумаг и финансов, Международная  ассоциация образования и исследований в области бухгалтерского учета, Международные банковские ассоциации. Международная ассоциация адвокатов, Международная Торговая Палата, Международная  конфедерация свободных профсоюзов, Всемирная конфедерация труда, Международная  организация комиссий по ценным бумагам, Международный комитет по стандартам оценки активов, Всемирный Банк, Европейская  Комиссия, Совет по стандартам финансового  учета, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию и Подразделение  Организации Объединенных Наций  по транснациональным корпорациям  и инвестициям. Две последние  организации выступают в качестве наблюдателей.

Информация о работе Международные бухгалтерские принципы и стандарты