Международные стандарты финансовой отчётности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:45, доклад

Краткое описание

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.
С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (Board of theInternational Accounting Standards Committee) (IASC) и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS). В 2001 году IASC был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB).

Вложенные файлы: 1 файл

Международные стандарты финансовой отчётности.docx

— 67.47 Кб (Скачать файл)

Стандарты учета - главные звенья системы взаимосвязанных  концепций и нормативных документов в области учета.

Под концепцией (от лат. conceptio - понимание, система) следует понимать систему взглядов на процессы и явления в обществе. Применительно к бухгалтерскому учету это означает систему взглядов на цели, задачи учета, приоритетность пользователей, состав и содержание отчетной информации, периодичность финансовой отчетности и др.

Концепции учета  можно подразделить на общие и  частные. Общие концепции учета отражают системы взглядов нескольких стран; частные - систему взглядов одной страны.

Концепции складываются под влиянием основных положений, изложенных в международных стандартах учета  и отчетности: принципов учета, учетной  политики, отчетности и др.

В настоящее  время в мировой теории и практике учета сложились две основные общие концепции: континентальная (европейская) и американская.

Континентальная (европейская) концепция (модель) учета основана на том, что степень вмешательства государства в учетную практику высока. Она предполагает применение всеми предприятиями государства единого плана счетов, одинаковых процедур отражения операций. Модель исходит из того, что бухгалтерская отчетность должна ориентироваться на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных государственных органов. В результате практика учета одних стран существенно отличается от практики учета других стран. Эта модель учета лежит в основе организации бухгалтерского учета Германии, Австрии, других стран Европы, а также Японии.

Сущность американской концепции заключается в том, что отчетность сориентирована на удовлетворение информационных потребностей инвесторов и кредиторов предприятия. Задачи налоговой системы решаются отдельно и независимо от решения задач финансового учета. Система финансового учета базируется на общепринятых учетных принципах - GAAP (Generally Accented Accounting Principals). Этой модели придерживаются США, Великобритания, Нидерланды, Канада, Индия, Австралия, ЮАР и др.

Каждая отдельно взятая страна, ориентируясь на ту или  иную модель учета, как правило, разрабатывает  свою, частную концепцию бухгалтерского учета. Так, например, в США за период 1978 по 1985 гг. разработано 6 Положений  о концепциях финансового учета, 5 из них действуют в настоящее  время:

Положение 1 «Цели  составления финансовой отчетности коммерческими организациями».

Положение 2 «Качественные  характеристики финансовой информации».

Положение 4 «Цели  составления финансовой отчетности некоммерческими организациями».

Положение 5 «Принципы  отражения и оценки информации в  финансовой отчетности коммерческих организаций».

Положение 6 «Элементы  финансовой отчетности» (заменило действовавшее  ранее Положение 3).

Российская  модель учета исторически (с момента  возникновения) ориентирована на европейскую. Однако в последние годы российский учет все более ориентируется  на удовлетворение информационных потребностей инвесторов, а налоговый учет обособляется в самостоятельное направление. Все это говорит о тенденциях к некоторой американизации бухгалтерского учета.

Исходя из принятой концепции в отдельных  странах формируются законодательные  акты по организации и ведению  бухгалтерского учета (чаще это наблюдается  при континентальной модели). В  России, например, принят Федеральный  закон «О бухгалтерском учете». Возможны варианты, при которых государство  не издает законы в области учета, так как основными органами регулирования  учета признаются общественные организации (как предусмотрено при американской модели учета).

Подчиненным звеном считаются внутренние стандарты  учета, так как они разрабатываются  каждой страной в соответствии с  применяемой концепцией и законами.

Между внутренними  и международными стандартами существует тесная взаимосвязь. Внутренние стандарты  учета могут быть первичными. При  разработке международных стандартов учета анализируются внутренние стандарты, изучается сложившаяся  практика ведения учета того или  иного объекта в различных  странах, а затем уже формируются  рекомендации по учету, носящие международный  характер. В свою очередь, внутренние стандарты учета должны строиться  на базе международных стандартов. Так, например, международные стандарты, разработанные в 70 - 80-е годы, пересмотрены на основании развития теории и практики учета в отдельных странах, и  введены в действие с 1 января 1995 г. Среди них МСФО № 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен» (Information Reflecting the Effects of Changing Prices), который в 1983 г. заменил ранее существовавший стандарт № 6, а с 1 января 1995 г. введен в действие в новой редакции. Обратный пример - нормативный российский документ Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98) «Учетная политика организации» разработан вместо ПБУ 1/94 с учетом изменений, которые нашли отражение в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» (разработан в 1997 г.).

Международные стандарты не отвергают национальных требований к ведению учета и  составлению финансовых отчетов  в отдельных странах. Они направлены на устранение существующих трудностей в мировой экономической интеграции. Ознакомимся с практикой применения международного стандарта учета  № 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» в отдельных странах. В Аргентине, Боливии, Бразилии, Чили компании, работающие в условиях значительных темпов инфляции, обязаны предоставлять  бухгалтерскую отчетность, пересчитанную  с помощью общего индекса цен. В ряде других стран выборочно  корректируются только отдельные статьи баланса по учету основных средств, амортизации, долгосрочных вложений. Кроме  того, стандарты не запрещают приводить  в финансовой отчетности другую аналитическую  информацию. В странах, где темпы  инфляции незначительны, компаниям  предоставляется возможность самостоятельно принимать решения о целесообразности отражения в учете и отчетности последствий инфляции.

И международные, и внутренние стандарты учета  взаимосвязаны. Так, использование  одного из международных стандартов учета неизменно влечет за собой  признание других. Например, МСФО № 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» связан с несколькими  другими, например с МСФО № 1. Это  обусловлено тем, что порядок  и состав представляемой отчетности в условиях гиперинфляции не меняется. Этот же стандарт взаимодействует с  МСФО № 12 «Налоги на доходы», МСФО № 15 «Информация, отражающая влияние  изменения цен», МСФО № 21 «Учет влияния  изменения валютных курсов».

Каждая из стран имеет инструктивные материалы  или рекомендации по применению внутренних стандартов.

Нижним звеном в иерархии нормативных документов по учету считаются документы, издаваемые предприятием. Среди этих документов главное значение имеет приказ об учетной политике организации, который  юридически закрепляет выбранные методы учета. В конечном итоге учетная  информация, зафиксированная в финансовой отчетности, регламентируется как международными, так и внутренними стандартами  и другими документами. Таким  образом, все звенья механизма регламентации  учета взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Международные стандарты разрабатываются и  утверждаются Комитетом по международным  стандартам финансовой отчетности.

Комитет образован 29 июня 1973 г. в результате принятого  соглашения организациями бухгалтеров  Австрии, Канады, Франции, ФРГ, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании, США. Первоначально в Комитет  входили 7 высококвалифицированных  специалистов, которые заложили основу разработки стандартов учета. Первые опыты показали целесообразность унификации учета в международном масштабе.

В соответствии с Уставом КМСФО преследует следующие  цели:

  1. разработка и публикация, исходя из общественных интересов, международных стандартов финансовой отчетности, которые должны соблюдаться при представлении финансовых отчетов, и продвижение их с целью повсеместного принятия и использования;
  2. работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учета и процедур, связанных с представлением финансовых отчетов.

КМСФО функционирует  благодаря финансовой поддержке  со стороны профессиональных бухгалтерских  и других организаций, входящих в  его Правление, Международной федерации  бухгалтеров (МФБ) и взносам от компаний, финансовых институтов и бухгалтерских  фирм и других организаций. Кроме  того, МСФО получает доход от продажи  своих публикаций.

Правление. Деятельность КМСФО осуществляется Правлением, состоящим из председателей бухгалтерских организаций тринадцати стран (или комбинаций стран), назначаемых советом МФБ, и до четырех других организаций, заинтересованных в финансовой отчетности. Каждый член Правления имеет право направлять до двух представителей и одного технического советника для участия в заседаниях Правления. КМСФО рекомендует каждому члену правления включать в состав своей делегации по крайней мере одного специалиста, работающего в промышленности, и одного человека, непосредственно работающего в организации, разрабатывающей национальные стандарты. Членами Правления на срок в два с половиной года с 1 января 1998 г. являются: Австралия, Канада, Франция, Германия, Индия, Япония, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Северная федерация общественных бухгалтеров, ЮАР, Великобритания, США, а также представители Международного координационного комитета ассоциаций финансовых аналитиков, Федерации Швейцарских промышленных холдинговых компаний и Международной ассоциации институтов финансовых управляющих. Делегации Индии и ЮАР также включают представителей Шри-Ланки и Зимбабве соответственно. В качестве наблюдателей на заседаниях Правления присутствуют представители Европейской комиссии, Совета по стандартам финансового учета США и Международной организации комиссий по ценным бумагам, а также представители Китайской народной республики.

Консультативная группа. В 1981 г. Правление КМСФО учредило Консультативную группу, которая включает представителей международных организаций составителей и пользователей финансовой отчетности, бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг. Группа также включает представителей или наблюдателей от агентств развития, организаций, устанавливающих стандарты, и межправительственных организаций. В настоящее время членами консультативной группы являются: Международная федерация фондовых бирж, Европейская комиссия, Комитет по стандартам финансового учета, Международная федерация развития бухгалтерского образования и исследований, Международная банковская ассоциация, Международная ассоциация адвокатов, Международная торговая палата, Международная конфедерация свободных профсоюзов и Всемирная конфедерация труда, Международный форум ассоциаций актуариев, Международный комитет по стандартам оценки, Международная финансовая корпорация, Мировой банк. Наблюдатели: Организация экономического сотрудничества и развития, Отделение ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям.

Консультативная группа собирается два раза в год  для обсуждения с Правлением технических  вопросов в проектах КМСФО, его программ и стратегии. Эта группа играет важную роль в деятельности КМСФО по разработке Международных стандартов финансовой отчетности и по обеспечению их принятия в качестве окончательных Стандартов.

Консультативный совет. В 1995 г. КМСФО учредил высший международный Консультативный совет, в который вошли выдающиеся деятели, занимающие высокое положение в бухгалтерском деле, бизнесе, и другие пользователи финансовых отчетов. Роль Консультативного совета заключается в обеспечении принятия МСФО и повышении доверия к работе КМСФО путем:

  • >оценки и комментирования стратегии и планов Правления, с тем чтобы убедиться, что потребности КМСФО будут удовлетворены;
  • подготовки годового отчета об эффективности работы Правления по достижению поставленных целей и выполнению своих обязательств;
  • пропаганды участия в работе КМСФО и ее признания бухгалтерами, деловыми кругами, пользователями финансовых отчетов и другими заинтересованными сторонами;
  • поиска и получения финансирования для работы КМСФО таким образом, чтобы это не подрывало независимость КМСФО;
  • проверки бюджета и финансовых отчетов КМСФО.

Консультативный совет обеспечивает независимость  и объективность Правления при  принятии технических решений по предложенным Международным стандартам финансовой отчетности. Консультативный  совет не участвует в принятии этих решений и не стремится влиять на них.

Штат КМСФО. Работа Правления обеспечивается небольшим штатом сотрудников, базирующимся в Лондоне и возглавляемым Генеральным секретарем. Технический персонал и другие управляющие проектами в настоящее время представлены специалистами из Канады, Франции, Германии, Новой Зеландии, Великобритании и США.

Внутренние  стандарты учета разрабатываются  и утверждаются соответствующими организациями  отдельных стран. Так, например, в  США важнейшими органами стандартизации являются:

FASB (Financial Accounting Standards Board) - Совет по стандартам финансового учета - неправительственная организация, которая разрабатывает и принимает Положения о концепции финансового учета и Положения по стандартизации финансового учета. В систему входят комитеты по стандартизации учета коммерческих организаций, некоммерческих организаций, другие профессиональные и общественные организации. В настоящее время FASB принято 6 концепций и 134 стандарта (по состоянию на 1 апреля 1999 г.).

SEC (Securities and Exchange Comission) - Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям представляет единственный государственный орган, устанавливающий учетные принципы. Причем комиссия не занимается разработкой принципов учета, а принимает или не принимает стандарты, разработанные FASB. В ее функцию входит гармонизация учетных принципов предприятий, акции которых находятся в биржевом обороте.

ААА (American Accounting Association) - Американская бухгалтерская ассоциация. ААА оказывает влияние на развитие теории бухгалтерского учета, а следовательно, и на стандартизацию.

Международное сближение принципов и процедур финансового учета предопределяют гармонизацию финансовой отчетности.

В широком  смысле под гармонизацией экономических процессов, отношений, товаров, налогов следует понимать взаимное согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия.

Гармонизация  финансовой отчетности может происходить  на разных уровнях: международном, континентальном, локальном.

Гармонизация  финансовой отчетности на международном уровне означает, что финансовая отчетность отдельно взятой страны должна соответствовать требованиям международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Гармонизация финансовой отчетности на международном уровне - длительный и трудоемкий процесс. Однако тенденции развития этого сближения существуют.

Гармонизация  финансовой отчетности на континентальном уровне предполагает, что финансовая отчетность отдельно взятой страны, входящей в континентальную группу, должна соответствовать требованиям стандартов (нормативам) учета стран какого-либо континента. Например, страны Европейского Сообщества (ЕС) имеют свои директивы по учету и аудиту, собственные требования по гармонизации финансовой отчетности, накопленный опыт по гармонизации отчетов транснациональных организаций.

Информация о работе Международные стандарты финансовой отчётности