Мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - провести анализ экономических показателей предприятия, выявить основные проблемы и дать рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия.
Для реализации поставленной цели выделены следующие задачи:
- изучить сущность и значение анализа финансового состояния;
- рассмотреть методы финансового анализа;
- исследовать этапы проведения анализа финансового состояния;
- провести анализ ликвидности и платежеспособности предприятия;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа финансового состояния 5
1.1 Сущность и значение анализа финансового состояния 5
1.2 Методы финансового анализа 9
1.3 Этапы проведения анализа финансового состояния 13

Глава 2. Анализ и оценка финансового состояния ЗАО «Омскрегионгаз» 18
2.1 Краткая характеристика предприятия 18
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 21
2.3 Анализ финансовой устойчивости и деловой активности предприятия 28
2.4 Анализ прибыли и рентабельности (Анализ финансовых результатов) 30
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия 32
Заключение 36

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик полностью.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

Среди основных методов финансового анализа можно выделить следующие:

- предварительное чтение бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ;

- метод финансовых коэффициентов;

- факторный анализ;

- сравнительный анализ;

- расчет потока денежных средств;

- специфический анализ.

Предварительное ознакомление с отчетностью предприятия позволяет изучить абсолютные величины, сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложения, основных источниках полученной прибыли, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и т.д. Информация, полученная в ходе предварительного чтения, дает общее представление о финансовом состоянии предприятия, однако для принятия управленческих решений ее недостаточно [9].

При горизонтальном (временном) анализе абсолютные показатели дополняются относительными, как правило, темпами роста или снижения. На основе горизонтального анализа дается оценка изменений основных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Чаще всего горизонтальный анализ применяется при изучении баланса. Недостатком метода является несопоставимость данных в условиях инфляции. Устранить этот недостаток можно путем пересчета данных.

Вертикальный (структурный) анализ дает представление о структуре итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат. Данный метод финансового анализа применяется для изучения структуры баланса путем расчета удельного веса отдельных статей баланса в общем итоге или в разрезе основных групп статей. Важным моментом вертикального анализа является представление структуры показателей в динамике, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и пассивов баланса. Использование относительных показателей сглаживает инфляционные процессы [3].

Трендовый анализ является разновидностью горизонтального анализа, он используется в тех случаях, когда сравнение показателей производится более чем за три года. При этом долгосрочные сравнения обычно проводятся с использованием индексов. Каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов для определения тренда. Тренд - основная тенденция показателя. Расчет серии индексных чисел требует выбора базисного года для всех показателей. Поскольку базисный год будет выступать основой для всех сравнений, лучше всего выбрать год, который в смысле предпринимательских условий является самым нормальным или типичным. При использовании индексных чисел процентные изменения могут трактоваться только в сравнении с базисным годом. Этот вид анализа носит характер перспективного прогнозного анализа, используется в тех случаях, когда необходимо составить прогноз по отдельным финансовым показателям или по финансовому состоянию предприятия в целом [4].

Метод финансовых коэффициентов основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Коэффициенты позволяют определить круг сведений, который важен для пользователей информации о финансовом состоянии предприятия с точки зрения принятия решений. Коэффициенты дают возможность выяснить основные симптомы изменения финансового положения и определить тенденции его изменения. При правильной коэффициентов можно определить области, требующие дальнейшего изучения. Большим преимуществом коэффициентов является то, что они сглаживают негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные показатели финансовой отчетности, тем самым, затрудняет их сопоставление в динамике.

Сравнительный анализ применяется для проведения внутрихозяйственных и межхозяйственных сравнений по отдельным финансовым показателям. Его цель заключается в выявлении сходства и различий однородных объектов. С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, осуществляются расчеты для принятия решений, выявляются резервы и перспективы развития.

Факторный анализ применяется для изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Факторный анализ может быть прямым, когда результативный показатель расчленяется на составные части, и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Факторный анализ может быть одноступенчатым, когда для анализа используются факторы только одного уровня и многоступенчатым, когда производится детализация факторов на составные элементы для изучения их поведения.

Факторный анализ может быть ретроспективным, когда изучаются причины изменения результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, когда исследуют поведение факторов и их воздействие на результативные показатели в будущем [10].

Факторный анализ может быть статическим, для изучения влияния факторов на результативные показатели на определенную дату, и динамическим, когда причинно-следственные связи изучаются в динамике.

Одним из важных инструментов финансового анализа является расчет потока денежных средств. Представленный в форме годового финансового прогноза, он показывает ожидаемое ежемесячное получение денежных средств и совершение ежемесячных платежей в погашение долга. Такой расчет позволяет оценить пик потребности предприятия в дополнительных средствах и его способность заработать достаточно денежных средств для погашения краткосрочной задолженности в течение операционного цикла. Расчет позволяет определить, является ли потребность в дополнительных средствах долгосрочной или краткосрочной. Это важно для предприятий сезонного характера.

К специфическим методам анализа можно отнести:

- анализ текущих инвестиций, который позволяет оценить влияние роста продаж на потребность в финансировании и способность предприятия увеличивать реализацию;

- анализ устойчивого роста, который помогает определить способность предприятия расширять продажи без изменения доли заимствованных средств;

- анализ чувствительности, который использует однотипные сценарии для выявления наиболее уязвимых мест предприятия;

- отраслевой фактор, который учитывает непостоянство потоков наличности предприятия-заемщика в сравнении с движением средств других предприятий данной отрасли [6].

Эти методы имеют большое значение для углубления финансового анализа и оценки потенциала роста предприятия.

Специфический анализ получил наибольшее распространение в зарубежной учетно-аналитической практике финансового анализа.

Использование всех методов финансового анализа позволяет более точно оценить финансовую ситуацию, сложившуюся на предприятии, спрогнозировать ее на перспективу и принять более обоснованное управленческое решение.

 

1.3 Этапы проведения анализа финансового состояния

 

 

На данный момент разработано много методик проведения анализа финансового состояния предприятия. Однако не всегда результаты анализа  известных методик можно использовать для прогнозирования. Какая же из них является более полной и довольно доступной для дальнейшего развития предприятия? Ответить на этот вопрос возможно путем сравнения выбранных много методических подходов анализа финансового состояния предприятия.

Рассмотрим особенности различных методических подходов к анализу финансового состояния предприятия.

 Основные этапы анализа финансового состояния предприятия по методике, предложенной  Шереметом А.Д. и Сайфулиным Р.С. представлены в приложении 2, где приведены основные этапы данной методики и их краткое содержание. Кроме указанных операций, методика предполагает возможность расчета следующих финансовых коэффициентов:

- коэффициент рентабельности

- коэффициент эффективности управления

- коэффициент рыночной устойчивости

Необходимо отметить, что основной целью проведения анализа финансового состояния предприятия на основе данной методики, является обеспечение эффективного управления финансовым состоянием предприятия и оценка финансовой устойчивости его деловых партнеров [7].

Далее рассмотрим методику проведения анализа финансового состояния предприятия, предложенную Дж. К. Ван Хорном [2].

При данном методическом обеспечении в проведении анализа финансового состояния предприятия можно выделить следующие этапы:

1.  Расчет финансовых коэффициентов:

- показатели ликвидности

- коэффициенты обеспеченности обязательств (например, коэффициент покрытия процентных платежей прибылью)

-  коэффициенты платежеспособности

- показатели рентабельности

2.   Сравнение значений финансовых коэффициентов данного предприятия со средними по отрасли: вывод о степени ликвидности, обеспеченности обязательств, платежеспособности, рентабельности.

3.   Анализ динамики вышеуказанных коэффициентов предприятия и определение долговременных тенденций.

4.   Проведение процентного анализа отчетности за ряд лет (совмещение вертикального и горизонтального анализа данного баланса по статьям).

5.  Проведение индексного анализа отчетности за ряд лет (на основе расчета базисных и цепных индексов по статьям актива и пассива).

Рассмотрим методику проведения анализа финансового состояния предприятия, предложенную В.В. Ковалевым.

В приложении 3 представлены основные этапы анализа финансового состояния предприятия по методике В.В. Ковалева [5].

Рассмотрим четвертую методику, предложенную В.И. Подольским. В приложении 4 представлены основные этапы анализа финансового состояния предприятия [12].

Обоснуем выбор наиболее удачной из рассмотренных методик анализа финансового состояния предприятия с точки зрения возможности его дальнейшего с помощью полученных результатов анализа.

Критериями выбора будут следующие:

1. Наличие и содержательность предварительных процедур.

2. Наличие дублирования этапов, процедур, работ.

3. Степень подробности и детальности рассмотрения этапов.

4. Степень раскрытия экономического содержания используемых показателей.

5. Степень детализации анализируемых данных.

6. Источники получения исходной информации.

7. Потенциальные пользователи результатов анализа.

Сравнение методик и анализа финансового состояния предприятия по перечисленным критериям рассмотрены в приложении 5.

Исходя из последнего направления сравнительного анализа методики Шеремета А.Д., Сайфулина Р.С. и Дж. К. Ван Хорна представляют собой методики проведения внешнего анализа финансового состояния предприятия, т.е. анализа, использующего публичную информацию (в основном информацию бухгалтерской отчетности) и как следствие этого, анализа, результатами которого пользуются преимущественно внешние пользователи (акционеры, кредиторы, поставщики, покупатели, инвесторы, государственные органы, ассоциации предприятий, профсоюзы). Методики Ковалева В.В и Подольского В.Н. являются методиками внутреннего анализа финансового состояния, т.к. используется информация, как бухгалтерского, так и производственного учета на предприятии. Потенциальными пользователями этих методик будут лишь руководство, персонал предприятия и аудиторы.

Итак,  наиболее полной и содержательной, на наш взгляд, является методика В.И. Подольского. В ней подробно описаны не только основные этапы анализа финансового состояния предприятия, но она и довольно доступна для пользователей. В методике рекомендовано использовать наиболее простой метод анализа – метод сравнения, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период. Следующий метод – метод группировок, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, выявление факторов, влияющих на изменение показателей.

В качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты. Это относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим.

Таким образом, предметом изучения финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки, основной целью – оценка финансового состояния и выявление возможностей эффективного функционирования предприятия, главной задачей – эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия. Основываясь на данных о прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.

Результаты анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию - менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.

Основными источниками информации для финансового анализа являются данные бухгалтерского и управленческого учета.

 


Глава 2. Анализ и оценка финансового состояния ЗАО «Омскрегионгаз»

 

2.1 Краткая характеристика предприятия

 

На территории Омской области транспортировкой и реализацией природного газа потребителям и населению до 1 марта 1997 года осуществляло ЛПУ «Томсктрансгаз».

В связи с кризисной ситуацией в стране, для обеспечения организации учета природного газа и надлежащего расчета потребителей Омской области за поставленный природный газ 1 марта 1997 года был создан филиал в Омской области ООО «Межрегиональная компания по реализации газа».

С 1.04.2004 филиал в Омской области ООО «Межрегиональная компания по реализации газа» был перерегистрирован в Закрытое акционерное общество «Омская региональная компания по реализации газа» (ЗАО «Омскрегионгаз»).

ЗАО «Омскрегионгаз» учреждено Советом директоров Открытого акционерного общества «Регионгазхолдинг» 28 ноября 2003 года, зарегистрировано 17 декабря 2003 года. Учредителем Общества является ОАО «Регионгазхолдинг»,   единственным акционером общества является ЗАО «РШ-ЦЕНТР».

Информация о работе Мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия