Методика аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:32, реферат

Краткое описание

До начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. На основе анализа учетной политики и особенностей производства аудитор выясняет обоснованность применяемого на практике метода учета производственных затрат и варианта сводного учета затрат. Если в процессе проверки установлено, что в учетной политике обоснован метод учета затрат, отвечающий требованиям технологического процесса, а фактически элементы этого метода не используются, то аудитор должен зафиксировать данное отклонение в рабочих документах и определить его влияние на формирование себестоимости продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика аудита.docx

— 138.56 Кб (Скачать файл)

В вопросах совершенствования  финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов  финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные  вопросы осуществления того или  иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы  методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования  государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового  контроля в РФ и повышения его  эффективности является принятие единой концепции государственного финансового  контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ  оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников. В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств.

Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование. Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления  финансового контроля, является нецелевое  использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование  бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют  правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности  за нецелевое и неэффективное  расходование государственных средств. Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний. Контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющий механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных беспроцентных кредитов и ссуд и т.п. Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п. Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, – Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Органы налогового и таможенного  контроля должны более тесно взаимодействовать  с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной  палатой РФ. Кроме того, повышению  эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или  не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов  хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона  направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др. Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств.

Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной  деятельности. Для формирования единого  информационного пространства необходима информационная совместимость результатов  деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных  мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между  контрольными органами и т.п.

В целях совершенствования  аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения  качества оказываемых аудиторских  услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки.

Важным направлением совершенствования  аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера проводимого  аудита, который будет заключаться  не только в выражении мнения о  достоверности отчетности, но и в  предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом  финансовом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финансового  контроля и аудиторских организаций  необходимо расширить и более  четко формализовать направления  возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа рационального  и эффективного использования организациями  государственных финансовых средств  и имущества. Наиболее важным моментом является также согласование интересов  всех участников рынка аудиторских  услуг на базе эффективного механизма  его регулирования, который включал  бы меры не только административного, но и финансового воздействия, а  также учитывал бы систему установленных  этических норм, имеющих сегодня  в основном декларативный характер. В современных условиях своего решения  требует законодательное обеспечение  внутрихозяйственного финансового  контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его  создании, а не о развитии. Следует  законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и  установить основы их взаимодействия с другими органами финансового  контроля. Важным направлением совершенствования  системы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений  должностных лиц, сохранности и  рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной  работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат). Дальнейшему  развитию и совершенствованию общественного  контроля должно способствовать осуществление  следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых  предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных  аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как  информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую основу осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

 

3.2 Пути совершенствования государственного  финансового контроля РФ

 

В настоящее время экономика  страны несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой  дисциплины, недостаточной работы системы  государственного финансового контроля. Реальной угрозой экономической  безопасности страны является масштабное нецелевое использование государственных  и материальных ресурсов, махинации  по их изъятию и зачастую прямое хищение, коррупция, вывоз капиталов  за рубеж и легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Основными причинами такого положения  являются существование условий, способствующих криминализации экономики, слабость законодательной  и методологической базы, внутриведомственного контроля, в определенной степени  бессистемность осуществления финансового  контроля в сфере государственного и муниципального секторов экономики  и его правовая неопределенность.

В связи с этим, необходимо принять меры по возрождению внутреннего (ведомственного) финансового контроля (в качестве неотъемлемого элемента государственного финансового контроля) под руководством Министерства финансов Российской Федерации.

Современный внутренний (ведомственный) финансовый контроль должен обладать согласованной нормативной базой, быть функционально независимым  от руководства проверяемого объекта, опираться на единые правила и  инструкции по его осуществлению  и способствовать уменьшению потерь государственных денежных и материальных средств. Для достижения указанной  цели необходимо предусмотреть в  структуре объектов финансового  контроля должности внутренних контролеров, осуществляющих на постоянной основе внутренний финансовый контроль.

Сегодня для повышения  эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к  действующим федеральным законам. Я предлагаю следующие меры:

·                    уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;

·                    конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;

·                    введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;

·                    принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;

·                    наделение Счетной палаты Российской Федерации правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок.

Организация эффективного государства  требует прозрачности, анализа экономической  целесообразности государственных  финансовых потоков всех видов. Для достижения этой цели необходимо расширить полномочия органов внешнего контроля; разработать единые стандарты внешнего контроля для каждого типа объектов контроля, соответствующие рекомендациям Международной организации высших контрольных органов; определить критерии эффективности, экономности и полезности произведенных государственных расходов, выданных обязательств.

Одновременно в условиях рыночной экономики использование  только органов государственного и  муниципального финансового контроля для противодействия угрозам  нормального функционирования финансовых отношений недостаточно. Необходима более развитая аудиторская деятельность – форма финансового контроля, востребованная потребностями и  особенностями рыночного хозяйства.

Причем это сознают  и известные государственные  финансовые контролеры. К примеру, С.О. Шохин, аудитор Счетной палаты Российской Федерации, доктор юридических наук, в одной из своих статей отмечает, что «как это ни парадоксально, органы государственного финансового контроля, в частности Счетная палата Российской Федерации, оказываются крайне заинтересованными в прочном становлении, активном развитии и эффективном функционировании института независимого аудита. Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские фирмы отнюдь не являются конкурентами, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым подспорьем в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач».

Взаимодействие органов (организаций) государственного и муниципального контроля с институтом независимого аудита усилилось в связи с  необходимостью выполнения целей и  задач Концепции управления государственным  имуществом и приватизацией в  Российской Федерации. Очевидно, что  для качественного решения задач  необходим формализованный механизм взаимодействия. Сегодня есть все  основания для его создания.

В соответствии с Федеральным  законом от 07. 08. 2001 г. №119 – ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти, в частности Счетной палатой. Вместе с тем Закон не препятствует сотрудничеству между ними, а в ряде случаев подразумевает такое сотрудничество. Например, в Законе четко определен перечень случаев, когда осуществляется обязательный независимый аудит. Под данный перечень подпадают кредитные организации, государственные внебюджетные фонды, унитарные предприятия, открытые акционерные общества и др. Но в соответствии с законодательством данные объекты входят и в область контрольных полномочий Счетной палаты, если они используют государственные средства либо государственную собственность. Таким образом, в данной сфере может и должно проводиться упомянутое выше сотрудничество. При этом, естественно, имеется в виду, что обе стороны ограничены в своих действиях положениями об аудиторской, государственной и коммерческой тайне.

Информация о работе Методика аудита