Методика бухгалтерского учета обязательств организации по полученным кредитам, займам и целевому финансированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель – освоить методику бухгалтерского учета кредитов, займов и средств целевого финансирования и закрепить полученные знания в ходе выполнения практической части курсового проекта.
Цель была достигнута решением следующих задач:
- изучение порядка законодательного и нормативного регулирования операций займа, кредита;
- освоение бухгалтерского учета расчетов, связанных с займами и кредитами;
- рассмотрение основных положений учета финансовых вложений в долговые ценные бумаги;

Вложенные файлы: 1 файл

БФУ теория.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Для обобщения информации о движении средств целевого финансирования в Плане счетов предусмотрен пассивный синтетический счет 86 «Целевое финансирование», по кредиту которого отражается поступление средств целевого характера, а по дебету - списание израсходованных средств. Субсчетов к данному счету не предусмотрено, однако организации могут их открывать в рабочем плане счетов по мере необходимости.

Особенности учета средств целевого финансирования зависят от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта является он коммерческой или некоммерческой организацией.

 

Учет целевого финансирования некоммерческих организаций.

Согласно Гражданскому кодексу РФ некоммерческие организации не преследуют получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (потребительские общества, общественные, религиозные организации, благотворительные фонды и т.д.). Источниками формирования имущества для осуществления деятельности таких организаций являются:

-целевые поступления в денежной  и натуральной форме;

- доходы от предпринимательской  деятельности (предпринимательскую деятельность некоммерческие организации могут осуществлять, если это связано с достижением целей, ради которых они созданы).

Соответственно должен строиться аналитический учет источников формирования имущества на субсчетах:

86- 1 «Вступительные взносы»;

86-2 «Членские взносы»;

86-3 «Паевые взносы»;

86-4 «Целевые взносы»;

86-5 «Добровольные взносы»;

86-6 «Доходы от предпринимательской  деятельности»;

86-7 «Прочие поступления».

Целевые поступления (пожертвования) могут быть получены как от физических, так и от юридических лиц, в том числе иностранных (гранты). Поступление целевых денежных средств от участников, учредителей, спонсоров отражается бухгалтерскими записями:

Д-т счетов 50 «Касса»,

51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета» 

К-т сч. 86 «Целевое финансирование»;

принятие к учету некоммерческими организациями каких-либо активов, полученных в счет целевого финансирования, в оценке согласно соответствующему договору, -

Д-т счетов 10 «Материалы»,

11 «Животные на выращивании и  откорме»,

15 «Заготовление и приобретение  материальных ценностей»,

20 «Основное производство»,

07 «Оборудование к установке»  и др.

К-т сч. 86 «Целевое финансирование»;

списание расходов некоммерческой организации за счет

средств целевого финансирования -

Д-т сч. 86 «Целевое финансирование»

К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы».

Если некоммерческая организация использует средства целевого финансирования не на текущее содержание, а на приобретение отдельных объектов внеоборотного характера (основных средств) соответствующая сумма списывается бухгалтерской записью:

Д-т сч. 86 «Целевое финансирование»

 К-т сч. 83 «Добавочный капитал».

Для организации аналитического учета расходования целевых средств некоммерческой организации целесообразно открыть в рабочем плане счетов аналитические счета: «Расходы на целевые мероприятия», «Расходы на содержание аппарата управления», «Расходы на приобретение основных средств и других активов», «Прочие расходы».

 

Учет целевого финансирования в коммерческих организациях.

Целевое финансирование коммерческих организаций выступает в качестве дохода организации, связанного с увеличением экономических выгод в результате поступления активов, приводящих к увеличению капитала организации. Коммерческие организации, преследующие получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, могут получать целевые средства на финансирование капитального строительства, а также в качестве государственной помощи.

Средства целевого финансирования капитального строительства могут быть получены:

-на безвозвратной основе,

-в виде инвестиционных средств,

-в качестве долевого участия в строительстве с передачей объекта основных средств инвестору.

Получение средств на безвозвратной основе от физических и юридических лиц рассматривается действующим законодательством как безвозмездное получение по договору дарения. При этом оформляются бухгалтерские записи:

при получении средств

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 86 «Целевое финансирование»;

признание полученных средств как доходов будущих периодов

Д-т сч. 86 «Целевое финансирование»

К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»;

при окончании строительства и ввода объекта в эксплуатацию

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

По мере начисления амортизационных отчислений доходы будущих периодов признаются организацией согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» внереализационными доходами. При этом в бухгaлтepcкoм учете организации-застройщика составляются записи:

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

и одновременно -

Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»

 К-т сч. 91 «Прочие доходы и  расходы».

При получении средств целевого финансирования в виде инвестиционных средств при приобретении организации на аукционе, по конкурсу их использование отражается бухгалтерской записью:

Д-т сч. 86 «Целевое финансирование» .

К-т сч. 83 «Добавочный капитал».

При получении средств в качестве долевого участия в строительстве, когда по окончании строительства отдельный объект передается организации или физическому лицу, осуществлявшим финансирование, организация-застройщик признает получение средств как возникновение обязательства, а не целевого финансирования и оформляет следующие записи:

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По окончании строительства и передаче инвесторам объектов или их долей в долевой собственности на объект составляется бухгалтерская запись:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

 К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные  активы», субсчет 3 «Строительство объектов  основных средств».

Организации-дольщики могут учитывать долевую собственность в объекте общей собственности как объект основных средств на счете 01 «Основные средства»:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

и одновременно -

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы». Государственная помощь, предоставляемая коммерческим организациям, согласно ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» признается увеличением экономической выгоды организации в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества).

Государственная помощь может осуществляться в форме:

-субвенций, т.е. бюджетных средств, предоставляемых на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе;

-субсидий, т.е. бюджетных средств, предоставляемых на условиях долевого финансирования целевых расходов;

-бюджетных кредитов (за исключением  налоговых кредитов, отсрочек и  рассрочек по уплате налогов  и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах.

Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются на:

1) финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов;

2) финансирование текущих расходов.

Организация принимает бюджетные средства к учету при наличии следующих условий:

-имеется уверенность в том, что условия предоставления этих средств будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;

-имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы. В этом случае оформляются бухгалтерские записи:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

 К-т сч. 86 «Целевое финансирование» - отражается задолженность по целевому бюджетному финансированию.

По мере фактического получения средств уменьшается задолженность:

Д-т счетов 51 «Расчетные счета», 10 «Материалы»,

08 «Вложения во внеоборотные  активы», 41 «Товары» и др.

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и др.:

Д-т счетов 51 «Расчетные счета»,

07 «Оборудование к установке»,

08 «Вложения во внеоборотные  активы», 10 «Материалы»,

41 «Товары» и др.

К-т сч. 86 «Целевое финансирование».

Бюджетные средства списываются со счетов учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов коммерческой организации, при этом в зависимости от целей получения бюджетных средств различаются способы их списания.

Если организация фактически получила бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете оформляются записи:

Д-т счетов 51«Расчетные счета»,

08 «Вложения во внеоборотные  активы» и др.

К-т сч. 86 «Целевое финансирование».

Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы (использование бюджетных средств не по назначению, нарушение сроков использования и т.д.), то на сумму, подлежащую возврату, производится запись:

1) в части предоставленных бюджетных  средств на финансирование капитальных расходов - в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату -

Д-т сч. 86 «Целевое финансирование»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Одновременно уменьшаются финансовые результаты деятельности организации и восстанавливается целевое финансирование: на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена, -

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 86 «Целевое финансирование»;

 несписанной суммы доходов  будущих периодов 

Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»

К-т сч. 86 «Целевое финансирование».

возврат бюджетных средств-

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

 К-т сч. 51 «Расчетные счета»;

2) в части бюджетных средств  на финансирование текущих расходов - в уменьшение целевого финансирования  и возникновение задолженности по их возврату -

Д-т сч. 86 «Целевое финансирование»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

 В случае, если сумма, подлежащая  возврату, превышает остаток целевого  финансирования или такой остаток  отсутствует, то на счетах бухгалтерского  учета осуществляется запись:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).

Среди коммерческих организаций наибольшая доля бюджетного финансирования приходится на организации агропромышленного комплекса. Оно осуществляется как на возвратной, так и безвозвратной (безвозмездной) основе. На возвратной основе организуется льготное кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве, создание федеральных фондов семян и средств защиты растений, создание федерального запаса ветеринарных препаратов и т.д.

Информация о работе Методика бухгалтерского учета обязательств организации по полученным кредитам, займам и целевому финансированию