Методика проведения аудита основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:30, реферат

Краткое описание

Цель аудита основных средств - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации об основных средствах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.
В ходе проверки основных средств, если планом аудита не предусмотрено иное, аудиторы могут рассмотреть и связанные с ними области учета и статьи отчетности: расходы на ремонт основных средств, доходы от сдачи основных средств в аренду и расходы на аренду основных средств, доходы и расходы, возникающие при выбытии основных средств, незавершенное строительство, обязательства по налогу на имущество и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика проведения аудита ОС.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Для этого необходимо:

  • выбрать несколько счетов бухгалтерского учета основных средств (не менее трех-пяти счетов), по которым самое большое сальдо на конец исследуемого периода;
  • выбрать несколько счетов бухгалтерского учета основных средств, по которым самый большой оборот за исследуемый период (не менее трех-пяти счетов);
  • провести опрос главного бухгалтера по заранее определенному плану применительно к выбранным участкам учета (например, путем тестирования);
  • проанализировать полученные ответы;
  • проанализировать положения учетной политики, относящиеся к порядку отражения операций с основными средствами;
  • произвести сквозные тесты проверки правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете (начиная с проверки правильности оформления первичных документов, заканчивая проверкой правильности отражения этих операций в аналитическом, синтетическом и налоговом учете, бухгалтерской и налоговой отчетности);
  • выявить те области учета, где риск возникновения ошибок или искажений особенно высок, и отразить их наличие в своих рабочих документах. В дальнейшем при проведении аудита исследовать эти области с более частой выборкой или "сплошным" способом.

Проверка  инвентарных номеров

При проверке необходимо установить соблюдается ли порядок  присвоения инвентарных номеров и их обозначения на объектах основных средств.

Проверка  правильности раскрытия информации в бухгалтерской отчетности

Существенная  информация об основных средствах подлежит раскрытию в пояснительной записке  и/или формах бухгалтерской отчетности. Аудиторам необходимо установить полноту раскрытия информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности.

Информация  подлежащая раскрытию приведена  в п. 32 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" утвержденного приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н.

По  результатам аудита следует подготовить  мнение аудитора по вопросам:

  • о соответствии данных аналитического учета основных средств оборотам и остаткам по счетам синтетического учета: 01, 02, 03, 07, 08;
  • о соответствии данных бухгалтерского учета основных средств соответствующим данным бухгалтерской отчетности;
  • о правильности и полноте раскрытия информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности.

По  результатам аудита следует подготовить  мнение аудитора по вопросам:

  • о соответствии данных аналитического учета основных средств оборотам и остаткам по счетам синтетического учета: 01, 02, 03, 07, 08;
  • о соответствии данных бухгалтерского учета основных средств соответствующим данным бухгалтерской отчетности;
  • о правильности раскрытия информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности.

3. Проверка  правильности проведения и учета  результатов инвентаризации основных  средств 

Аудитор должен изучить решения, принятые по результатам  инвентаризации, и проверить правильность отражения этих результатов в учете.

Выполняя  процедуру проверки правильности проведения и учета результатов инвентаризации основных средств, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Соответствуют ли формы первичных документов по учету результатов инвентаризации основных средств и порядок их заполнения положениям нормативных актов?
  • Соответствует ли отражение в бухгалтерском и налоговом учете излишков основных средств, выявленных при инвентаризации положениям нормативных актов?
  • Соответствует ли отражение в бухгалтерском и налоговом учете недостач основных средств, выявленных при инвентаризации положениям нормативных актов?

В ходе аудиторской  проверки аудитор может провести выборочный контрольный осмотр основных средств, изучить имеются ли в наличии объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию, а также длительно не используемое имущество.

При проведении аудита, с целью получения аудиторских  доказательств о сохранности  основных средств, аудитор может  случайным образом выбрать определенное количество основных средств и затем проверить, отражены ли они в бухгалтерском учете организации. Необходима также обратная процедура: выбрать по данным бухгалтерского учета определенное количество объектов основных средств и удостовериться в том, что они имеются в наличии.

Если инвентаризация основных средств в организации  не проводилась в течение последних  трех лет, аудитор может потребовать  ее проведения с целью снижения аудиторского риска. В случае, если аудируемое лицо не проведет инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, аудитор может подготовить аудиторское заключение, отличающееся от безусловно положительного.

4. Проверка  операций по поступлению основных  средств

Получение достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, касающихся операций по поступлению основных средств и раскрытия информации о них, а также влияния этих операций на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица, является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности - от планирования до формирования заключения.

Объем выборки  для проверки сальдо по счету учета  основных средств и операций с  ними определяют на основе оценки аудиторских  рисков, проведенной на стадии планирования аудита. В ходе проверки при уточнении оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска объем выборки может быть изменен.

При проведении аудита необходимо установить выполняются  ли требования нормативных актов  при отражения операций по поступлению  основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.

Порядок проведения аудита операций по поступлению  основных средств включает ряд последовательных этапов.

Проверка  договоров на приобретение основных средств

В зависимости  от совершаемых операций при поступлении  основных средств могут применяться следующие виды договоров: купли-продажи, поставки, комиссии, поручения, мены, дарения, безвозмездного пользования, простого товарищества, доверительного управления, лизинга, аренды и др.

При аудите договоров  необходимо проверить их наличие и правильность оформления.

От результатов  выполнения перечисленных процедур зависит порядок формирования первоначальной стоимости и отражения операций в бухгалтерском учете.

Проверка  соблюдения условий для отнесения  имущества к основным средствам

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли единовременные условия определенные нормативными актами необходимые для принятия к бухгалтерскому учету имущества в составе основных средств.

При этом необходимо обратить внимание на следующее:

  • активы, приобретенные после 1 января 2006 г., в отношении которых выполняются условия, предусмотренные выше, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально- производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01);
  • основные средства, приобретенные после 1 января 2006 г., предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, должны отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности (балансовый счет 03).

Также необходимо установить выполняются ли единовременные условия определенные нормативными актами, необходимые для принятия к налоговому учету имущества в составе основных средств.

При этом необходимо обратить внимание на следующее:

  • лимит стоимости имущества в 40 000 руб. распространяется на основные средства, приобретенные после 1 января 2011 г. До этой даты действовал лимит 20 000 руб. Активы, приобретенные после 1 января 2011 г., в отношении которых выполняются условия, предусмотренные выше, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, в налоговом учете должны быть списаны единовременно на расходы (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Проверка  операций по приобретению основных средств  за плату

Выполняя  процедуру проверки операций по поступлению  основных средств, необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Договора по оформлению операций, связанных с поступлением основных средств, заключены в соответствии с положениями нормативных актов?
  • При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств единовременно выполняются условия, предусмотренные в нормативных актах?
  • Порядок формирования первоначальной стоимости основных средств, приобретенных з<span class="dash041e_0431_044b_04

Информация о работе Методика проведения аудита основных средств