Налоги, их классификация и проблема распределение налогового бремени в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему государства. Налоговые системы различаются по набору, способам взимания, ставкам налогов, финансовым полномочиям различных уровней власти. Принципы построения налоговых систем различаются в федеративных и унитарных государствах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….3

Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов…………..5

Понятие «налог», экономическое содержание налога и его функции..5

1.2. Классификация налогов………………………………………………...….12

Глава 2. Налоговое бремя в обществе…………………………………………16

2.1. Проблемные аспекты понятия «налоговое бремя»………………………16

2.2. Проблема распределения налогового бремени в обществе……………...19

Глава 3. Налоговая система Республики Казахстан…………………………..22

3.1. Анализ организации налогового контроля…………………………..........22

3.2. Пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан….27

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

курсач макро налоги.docx

— 147.36 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

Казахский Гуманитарно-Юридический Университет

Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук

Кафедра «Экономики, менеджмента и туризма»

 

 

 

 

 

«Допущена к защите»

заведующий кафедрой 

______________

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

На тему: «Налоги, их классификация и проблема распределение налогового бремени в обществе»

 

 

По специальности 5В050507 - «Учет и аудит»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:     Базарбай М.Ж.

Проверил:        Ергалиев Р.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана 2013

Содержание:

 

 

Введение……………………………………………………………………...….3

 

Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов…………..5

 

    1. Понятие «налог», экономическое содержание налога и его функции..5

 

1.2. Классификация налогов………………………………………………...….12

 

Глава 2. Налоговое бремя в обществе…………………………………………16

 

2.1. Проблемные аспекты  понятия «налоговое бремя»………………………16

 

2.2. Проблема распределения  налогового бремени в обществе……………...19

 

Глава 3. Налоговая система Республики Казахстан…………………………..22

 

3.1. Анализ организации налогового контроля…………………………..........22

 

3.2. Пути совершенствования  налоговой системы Республики  Казахстан….27

 

Заключение……………………………………………………………………….34

 

Список использованной литературы…………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам.

   Налоги представляют  собой  обязательные и безвозмездные  платежи, установленные законодательством  и осуществляемые плательщиком  в определенном размере и в  определенный срок. Совокупность  налогов, сборов, пошлин и других  платежей, взимаемых в установленном  порядке, образует налоговую систему  государства. Налоговые системы  различаются по набору, способам  взимания, ставкам налогов, финансовым  полномочиям различных уровней  власти. Принципы построения налоговых  систем различаются в федеративных  и унитарных государствах.

   В условиях рыночной  экономики любое государство  широко использует налоговую  политику (в частности, гибкое управление  объемом изымаемой в виде налогов  доли ВВП) в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные  явления рынка. Налоговая система  является мощным инструментом  управления экономикой в условиях  рынка.

   Проблема данного  исследования носит актуальный  характер в современных условиях. Об этом свидетельствует  частое  изучение поднятых вопросов, потому  что налогообложение находится  на стыке всех социально-политических  и экономических интересов общества. Рассмотрение вопросов, связанных  с данной тематикой, носит как  теоретическую, так и практическую  значимость.

   Вопросам данной  работы посвящено множество работ. Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства  всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех  форм собственности с государственными  и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется  внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный  доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой  функции налоговый механизм используется  для экономического воздействия  государства на общественное  производство, его динамику и  структуру, на состояние научно-технического  прогресса. В связи с этим приобретает  особую роль значение налоговой  системы государства и принципы  ее организации и функционирования, а также проблема распределения  налогового бремени в обществе.

   Предметом исследования  является рассмотрение отдельных  вопросов, сформулированных в качестве  задач данного исследования.

   Целью исследования  является изучение темы «Налоги  их классификация и проблема  распределения налогового бремени  в обществе» с точки зрения  новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

   В соответствии  с целью задачами работы являются:

- рассмотрение понятия  «налог» и его сущности;

- изучение экономического  содержания налога;

- выявление функций налогов;

- распределение и изучение  налогов по классификациям;

- рассмотрение проблемных  аспектов понятия «налоговое  бремя»;

- изучение проблемы распределения  налогового бремени в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НАЛОГИ. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

 

Понятие «налог» и его сущность

 

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, природы и задач государства. Мало того, некоторые современные российские исследователи считают нецелесообразным давать в налоговом законодательстве четкую формулировку определения дефиниции «налог». Они нередко ссылаются на опыт других стран, в законодательстве которых отсутствуют четкие и подробные формулировки понятия «налог» [6, С. 9].

По образному выражению К. Маркса, «налоги – это материнская грудь, кормящая государство, или пятый бог наряду с собственностью, семьей, порядком и религией» [10, С. 229].

В условиях становления основ механизма рыночных отношений, когда еще не в полной мере заработал собственно рыночный механизм, особо актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Главным звеном этой системы выступают налоги, которые по мере социально-экономического развития общества становятся основным финансовым инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской деятельности, национальной экономики международных экономических отношений, движения капиталов.

Экономически правильное определение понятия налога имеет существенное значение, поскольку точное уяснение содержания категории «налог» способствует обоснованному и единообразному применению норм законодательства, определяющих право частной собственности налогоплательщика. Кроме того, понятие налога должно быть одной из отправных точек при разработке законов, регулирующих порядок установления и взимания налоговых платежей; четкое понимание термина «налог» позволяет праводопустимо ограничить объем полномочий и компетенцию как налогоплательщиков, так и контролирующих органов [6, С. 11].

Исторические направления основных теоретических представлений сущности налогов представлены на рис. 1. [5, C. 123]:

Рис. 1. Основные теоретические представления сущности налогов

 

Взгляды на сущность налогов менялись в связи с экономическим прогрессом общества. Основоположником теоретического осмысления налогов является английский экономист У.Петти (1623-1687). Он считал, что налоги должны быть пропорциональными, поскольку это обеспечивает «нейтральность» по отношению к разным по величине доходам. В XVII-XVIII вв. Ш. Монтескье, Ф.Вольтером, В.Р. Мирабо и другими экономистами была разработана теория «общественного договора». Согласно данной теории налог представляет собой договорную плату граждан государству за обеспечение их личной и имущественной безопасности. Позднее на базе аналогичных представлений о сущности налогов в период с XVII по XIX в. появилась «теория обмена», в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите. Шотландский экономист А.Смит, развивая классическую «теорию налогового нейтралитета», считал, что налоги – это исключительно источник доходов государства. В XIX в. швейцарский экономист Ж.Сисмонди разработал «теорию наслаждения». Согласно этой теории налог представляет собой аванс части состояния граждан для пользования услугами государства в перспективе. По мнению экономистов А. Тьера и Дж. Мак-Куллоха, налог по своей сути – это страховой платеж граждан государству. К началу XIX в. представители маржиналистской школы политэкономии Г. Госсен, У. Джевонс, К. Менгер и другие рассматривали налоги как средство уравнивания доходов. В конце XIX в А. Маршалл считал, что налог представляет собой регулятор экономических процессов. Согласно Дж. Кейнсу налоги в сущности – это встроенные стабилизаторы рыночной экономики. Автор теории монетаризма американский экономист Д. Фридмен рассматривал налоги как регулятор денежного обращения. По мнению Н.И. Тургенева – основоположника теоретических представлений сущности налогов в России, налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей. Российские экономисты С.Ю. Витте, Ю.А. Гегемейстер, Е.Г. Осокин, В.А. Лебедев и другие рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства [6, C. 12].

Отличительной чертой налога как экономической категории является наличие в нем признаков:

- императивность;

- индивидуальная безвозмездность;

- законность;

- уплата в целях финансового  обеспечения деятельности государства;

- абстрактность;

- относительная регулярность.

Признак императивности налога предполагает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком, или, иными словами, налог представляет собой обязательный платеж.

Индивидуальная безвозмездность налогов означает, что налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду государства.

Законность налогов означает, что их установление, взимание осуществляются в порядке, определенном законом.

Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов.

Признак абстрактности налогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов.

Относительная регулярность налога выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки [9, C. 68].

 Экономическое содержание  налога

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно в налогах концентрируется вся совокупность складывающихся в любой национальной экономике интересов вне зависимости от уровня развития, форм организации общества и государственного устройства страны. Из этого следует, что налог является комплексной категорией, т.е. одновременно экономической, финансовой и правовой [8, C. 24].

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством и юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате чистого дохода.

Вместе с тем налог – это финансовая категория. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, носят объективный характер, базируются на существовании различных форм собственности, реализуются через общественную форму движения, т.е функции, и специфически выражают одну из частностей реально существующих финансовых отношений.

Одновременно налог является и правовой категорией. Налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства, базовой составляющей государственного финансового права. Налог потому и является нормой права, что иначе, как по закону, он уплачен быть не может [8, C. 23].

Одновременно объединяющим началом всех налогов являются их элементы, представленные на рис. 2. [6, C. 22]:

 

 


 

 


 

 

  1. Субъект налога
  2. Налоговая база
  3. Единица обложения
  4. Источник налога
  5. Объект налогообложения
  6. Налоговый период
  7. Налоговая ставка
  8. Налоговый оклад
  9. Налоговые льготы

Рис. 2. Основные элементы налогов

 

Собственно через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура:

- субъект налога (налогоплательщик) – то лицо, юридическое или  физическое, на которое по закону  возложена обязанность платить налог;

- объект налогообложения  – действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению (имущество, прибыль, добавленная стоимость, сделки  по купле-продаже товаров, иные  объекты, имеющие стоимостную, количественную  или физическую характеристику);

- источник налога –  валовый внутренний продукт (ВВП);

- единица обложения (масштаб  налога) – определенная законом  количественная мера измерения  объекта обложения (по налогу  на доходы физических лиц - рубль);

- налоговая база –  стоимостная, физическая или иная  характеристика объекта налогообложения, только та часть объекта налога, к которой по закону применяется  налоговая ставка;

- налоговый период –  календарный год или иной период  времени применительно к отдельным  налогам, по окончании которого  определяется налоговая база  и исчисляется подлежащая уплате  сумма налога;

- налоговая ставка (норма  налогового обложения) – величина  налога на единицу измерения  налоговой базы. Налоговые ставки  могут быть твердыми (специфическими), процентными, маргинальными, фактическими  и экономическими.

- налоговые льготы –  полное или частное освобождение  от налогов субъекта в соответствии  с действующим законодательством;

- налоговый оклад –  сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком  с одного объекта обложения. Существует  три способа взимания налогового  оклада: у источника, по декларации, по кадастру [6, C. 24-25].

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений, взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика.

Информация о работе Налоги, их классификация и проблема распределение налогового бремени в обществе