Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 18:18, курсовая работа
Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему государства. Налоговые системы различаются по набору, способам взимания, ставкам налогов, финансовым полномочиям различных уровней власти. Принципы построения налоговых систем различаются в федеративных и унитарных государствах.
Введение……………………………………………………………………...….3
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов…………..5
Понятие «налог», экономическое содержание налога и его функции..5
1.2. Классификация налогов………………………………………………...….12
Глава 2. Налоговое бремя в обществе…………………………………………16
2.1. Проблемные аспекты понятия «налоговое бремя»………………………16
2.2. Проблема распределения налогового бремени в обществе……………...19
Глава 3. Налоговая система Республики Казахстан…………………………..22
3.1. Анализ организации налогового контроля…………………………..........22
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан….27
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
Важной по значимости является камеральная проверка (предварительный контроль), она служит основой для проведения документальной проверки.
По мере создания компьютерных сетей и баз данных определяющую роль будет играть текущий контроль, связанный с работой по разъяснению налогового Законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которых будет осуществляться выборочная проверка налогоплательщиков. К текущему контролю можно отнести мониторинг крупных предприятий, рейдовые проверки мобильных групп и т.д.
Следует отметить, что в практической работе необходимо сочетать предварительный, текущий и последующий контроль с целью охвата большего количества налогоплательщиков, повышения качества проводимых проверок и увеличения налоговых поступлений.
Налоговый контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.
Осуществление налогового контроля имеет три стадии: 1) сбор информации; 2) оценка информации; 3) реагирование на собранную информацию .
В процессе сбора информации субъект налогового контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте . Получив эти сведения , проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать выбор о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и т.п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования . Так, если проверяемый объект допустил нарушение налогового законодательства, то решается вопрос, к какому виду ответственности он должен быть привлечён : финансово – правовой, административно-правовой или уголовной .
Налоговые проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами органа налоговой службы и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы .
Налоговая проверка включает в себя несколько стадий: а) подготовка к проведению проверки; б) проведение проверки; в) оформление результатов проверки; г) осуществление контроля за исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений налогового законодательства .
Налоговые проверки проводятся за период деятельности налогоплательщика, следующий за проверенным при предыдущей проверке, а также, как правило, в случаях ликвидации или банкротства организаций.
Проведению документальной проверки предшествует изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние плательщика .
До выхода на проверку работник налогового органа должен :
а) ознакомиться с материалами предыдущей проверки, характером имеющих место ошибок и нарушений, предложениями по акту проверок и их исполнением;
б) выяснить, выполнил ли плательщик предложения (указания) налогового органа по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой;
в) на основании лицевого счёта налогоплательщика, имеющегося в налоговом органе, выбрать данные о поступлении в бюджет сумм налогов и других платежей для сопоставления их с данными налогового учёта налогоплательщика о перечисленных в бюджет суммах налоговых платежей;
г) направить запросы в таможенные органы для получения сведений о прохождении грузов через таможню.
Результаты документальной проверки должны оформляются в следующем порядке:
а) при отсутствии нарушений проверяющим составляется справка в двух экземплярах с указанием наименования организации, его подчинённости, регистрационного номера налогоплательщика, банковского счёта, даты проверки, периода, за который она проводилась, данных о документах, подвергнутых проверке, в которой отмечается, что проверкой нарушений не установлено. В справке указывается выполнение предложений по ранее проведённой проверке, а также внесены ли исправительные записи в бухгалтерскую отчётность. Справка подписывается проверяющим, руководителем, и главным бухгалтером проверяемой организации;
б) при установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения налогового учёта результаты проверки оформляются актом, в котором кроме указанных выше данных следует приводить описание допущенных нарушений.
Акт документальной проверки составляется в двух экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях – актом (протоколом) изъятия документов. Первый экземпляр вручается руководителю проверяемой организации, второй – остается у проверяющего. Примерная форма "Акта поверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет" утверждена Налоговым Комитетом. При этом проверяющие должны соблюдать следующие требования:
- последовательно, объективно,
четко и подробно описывать
выявленные факты нарушений со
ссылкой на соответствующие
- текст акта проверки
не должен загромождаться
- в акте необходимо
указывать только конкретные, обоснованные
и документально
Не допускается включение в акт различного рода выводов, предложений и данных не подтвержденных соответствующими документами.
В конце акта проверяющий с учетом мнения руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации отражает предложения по устранению выявленных нарушений налогового законодательства с указанием срока исполнения.
Акт документальной проверки не позднее следующего дня по окончании проверки регистрируется в специальном журнале регистрации актов, который должен быть пронумерован, и скреплен печатью налогового органа. Одновременно с регистрацией акта, выписывается уведомление налогоплательщику, и при этом акт документальной проверки и выписываемое уведомление должны иметь один и тот же номер.
Уведомление выписывается в двух экземплярах по установленной форме, подписывается начальником налогового органа или установленным должностным лицом с указанием их фамилий и инициалов, а также должно быть заверено гербовой печатью и направлена или вручена налогоплательщику.
Уведомление о начисленной сумме налога должно содержать следующие сведения:
1) Фамилию, имя и отчество (или наименование) налогоплательщика;
2) Регистрационный номер налогоплательщика;
3) Дату уведомления;
4) Объект, к которому
относится уведомление и
5) Сумму начисленного налога и штрафных санкций;
6) Требование уплатить налог и срок уплаты;
7) Место и способ уплаты налога;
8) Порядок обжалования;
После регистрации акта в журнале материалы проверки передаются проверяющим: начальнику отдела, а в необходимых случаях начальнику налогового органа или его заместителю, которые по результатам рассмотрения должны принять по ним соответствующие решения.
В случае установления проверяющими фактов нарушений Налогового Законодательства, к налогоплательщикам применяются финансовые санкции в соответствии с Указом о налогах, а должностные лица налогоплательщика, виновные в этих нарушениях, привлекаются к административной ответственности.
Все материалы проверок (акт документальной проверки, уведомление и другие) передаются в отдел учета для проведения записи в лицевом счете организации о размерах доначисленной суммы с последующим возвратом в отдел, производящий проверку.
Если в процессе документальной проверки будут установлены признаки налогового преступления, та материалы проверки передаются проверяющими в подразделение Департамента финансовой полиции для принятия соответствующего решения.
При этом в Департамент финансовой полиции должны быть переданы следующие документы:
а) акт проверки, подписанный проверяющими, руководством проверяемого налогоплательщика с приложением подлинников документов, по которым выявлены нарушения, или которые свидетельствуют о нарушении налогового законодательства;
б) объяснения должностных лиц, по вине которых были допущены нарушения налогового законодательства, подпадающие под признаки преступления;
в) заключение по разногласиям, возникшим в ходе проведения налоговой проверки между проверяющим и должностным лицом налогоплательщика;
г) документы, представленные должностными лицами проверенного налогоплательщика в свое оправдание.
Завершающим этапом налоговой проверки является осуществление систематического контроля за поступлением доначисленных сумм налогов и штрафных санкций и устранением выявленных нарушений налогового законодательства.
Следует отметить, что в целях ограждения налогоплательщиков от бесконечных налоговых проверок, осуществляемых различными государственными органами, Указ о налогах предусматривает, что, во-первых, эти проверки могут осуществляться, о чем уже было сказано, исключительно органами налоговой службы; во-вторых, проверки по одному и тому же виду налога производятся не чаще одного раза в полугодие, а комплексные проверки — не чаще одного раза в год. Внеочередные проверки производятся с письменного разрешения Налогового комитета в отношении конкретного налогоплательщика, а также в случаях, установленных уголовно-процессуальным законодательством.
Пути совершенствования налоговой системы РК
Справедливая система налогообложения — идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди неизбежно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться. По словам французского просветителя Ш. Монтескье, ничто не требует столько государственной мудрости и ума, как определение той части которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Поэтому закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.
В 1995 г. Кабинет Министров РК утвердил долгосрочную концепцию налоговой реформы, в которой предусмотрен поэтапный переход налогового законодательства республики на международные принципы налогообложения. Первым этапом явилось принятие Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", или Налогового кодекса, так как этот документ является кодифицированным. Главная его задача — снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, обеспечение равенства между хозяйствующими субъектами в налоговых отношениях и формирование доходной части бюджета. Следует учитывать, что Казахстан первый из стран СНГ принял Налоговый кодекс, поэтому, конечно, неизбежны издержки в его применении, которые со временем общими усилиями можно будет устранить.
Налоговая нагрузка после введения Налогового кодекса снизилась, однако все еще остается достаточно тяжелой, громоздкой и потому негибкой и неэффективной. Многочисленные льготы, установленные в рамках закона, практически не стимулируют по причине их неоднозначности в трактовке. Поэтому на уровне макроуправления и налогового администрирования следует этот пробел учитывать, потому что именно он создает атмосферу вседозволенности и является питательной средой для коррупции.
"Уход от налогов", "уклонение от налогов", "избежание налогов", "обход налогов", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование" и т.д. — так называют в прессе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной налоговой системы. Именно с появлением первых кооперативов и малых частных предприятий предприниматели и консультанты , осуществляющие интеллектуальное обеспечение бизнеса, впервые серьезно заговорили об уходе от налогов как новом требовании времени. Стремление избежать уплаты налогов есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освещены законом.
Необходимо отметить, что эта проблема актуальна не только для Казахстана. Во всех без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере находится на первом месте.
Можно выделить следующие причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:
• моральные (нравственно-психологические);
• политические;
• экономические;
• технические (правовые).
Моральные (нравственно-психологические) причины в основном порождаются характером налоговых законов. Основной причиной налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к налоговой системе, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией.
Политические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т.е. обеспечения своего функционирования, но и как инструмент социальной и экономической политики. Налоги как инструмент социальной политики при этом используются довольно часто. Например, класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса — не властвующего. Уклонение от уплаты налогов выступает здесь, как форма сопротивления такому подавлению.
Информация о работе Налоги, их классификация и проблема распределение налогового бремени в обществе