Налоги, их классификация и проблема распределение налогового бремени в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему государства. Налоговые системы различаются по набору, способам взимания, ставкам налогов, финансовым полномочиям различных уровней власти. Принципы построения налоговых систем различаются в федеративных и унитарных государствах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….3

Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов…………..5

Понятие «налог», экономическое содержание налога и его функции..5

1.2. Классификация налогов………………………………………………...….12

Глава 2. Налоговое бремя в обществе…………………………………………16

2.1. Проблемные аспекты понятия «налоговое бремя»………………………16

2.2. Проблема распределения налогового бремени в обществе……………...19

Глава 3. Налоговая система Республики Казахстан…………………………..22

3.1. Анализ организации налогового контроля…………………………..........22

3.2. Пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан….27

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

курсач макро налоги.docx

— 147.36 Кб (Скачать файл)

Важной по значимости является камеральная проверка (предварительный контроль), она служит основой для проведения документальной проверки.

По мере создания компьютерных сетей и баз данных определяющую роль будет играть текущий контроль, связанный с работой по разъяснению налогового Законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которых будет осуществляться выборочная проверка налогоплательщиков. К текущему контролю можно отнести мониторинг крупных предприятий, рейдовые проверки мобильных групп и т.д.

Следует отметить, что в практической работе необходимо сочетать предварительный, текущий и последующий контроль с целью охвата большего количества налогоплательщиков, повышения качества проводимых проверок и увеличения налоговых поступлений.

Налоговый контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.

Осуществление налогового контроля имеет три стадии: 1) сбор информации; 2) оценка информации; 3) реагирование на собранную информацию .

В процессе сбора информации субъект налогового контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте . Получив эти сведения , проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать выбор о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и т.п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования . Так, если проверяемый объект допустил нарушение налогового законодательства, то решается вопрос, к какому виду ответственности он должен быть привлечён : финансово – правовой, административно-правовой или уголовной .

Налоговые проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами органа налоговой службы и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы .

Налоговая проверка включает в себя несколько стадий: а) подготовка к проведению проверки; б) проведение проверки; в) оформление результатов проверки; г) осуществление контроля за исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений налогового законодательства .

Налоговые проверки проводятся за период деятельности налогоплательщика, следующий за проверенным при предыдущей проверке, а также, как правило, в случаях ликвидации или банкротства организаций.

Проведению документальной проверки предшествует изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние плательщика .

До выхода на проверку работник налогового органа должен :

а) ознакомиться с материалами предыдущей проверки, характером имеющих место ошибок и нарушений, предложениями по акту проверок и их исполнением;

б) выяснить, выполнил ли плательщик предложения (указания) налогового органа по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой;

в) на основании лицевого счёта налогоплательщика, имеющегося в налоговом органе, выбрать данные о поступлении в бюджет сумм налогов и других платежей для сопоставления их с данными налогового учёта налогоплательщика о перечисленных в бюджет суммах налоговых платежей;

г) направить запросы в таможенные органы для получения сведений о прохождении грузов через таможню.

Результаты документальной проверки должны оформляются в следующем порядке:

а) при отсутствии нарушений проверяющим составляется справка в двух экземплярах с указанием наименования организации, его подчинённости, регистрационного номера налогоплательщика, банковского счёта, даты проверки, периода, за который она проводилась, данных о документах, подвергнутых проверке, в которой отмечается, что проверкой нарушений не установлено. В справке указывается выполнение предложений по ранее проведённой проверке, а также внесены ли исправительные записи в бухгалтерскую отчётность. Справка подписывается проверяющим, руководителем, и главным бухгалтером проверяемой организации;

б) при установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения налогового учёта результаты проверки оформляются актом, в котором кроме указанных выше данных следует приводить описание допущенных нарушений.

Акт документальной проверки составляется в двух экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях – актом (протоколом) изъятия документов. Первый экземпляр вручается руководителю проверяемой организации, второй – остается у проверяющего. Примерная форма "Акта поверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет" утверждена Налоговым Комитетом. При этом проверяющие должны соблюдать следующие требования:

-  последовательно, объективно, четко и подробно описывать  выявленные факты нарушений со  ссылкой на соответствующие законодательные  и иные правовые нормативные акты;

-  текст акта проверки  не должен загромождаться различными  таблицами, справочными данными, второстепенными  фактами, перечислениями однородных  нарушений, которые должны найти  отражение в приложениях к  акту;

-  в акте необходимо  указывать только конкретные, обоснованные  и документально подтвержденные  данные о выявленных нарушениях (дата и номер документа, наименование  законодательного либо иного  нормативного правового акта, его  статья или пункт, содержание фамилии и инициалы должностного лица, суммы доначислений по каждому виду налога )

Не допускается включение в акт различного рода выводов, предложений и данных не подтвержденных соответствующими документами.

В конце акта проверяющий с учетом мнения руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации отражает предложения по устранению выявленных нарушений налогового законодательства с указанием срока исполнения.

Акт документальной проверки не позднее следующего дня по окончании проверки регистрируется в специальном журнале регистрации актов, который должен быть пронумерован, и скреплен печатью налогового органа. Одновременно с регистрацией акта, выписывается уведомление налогоплательщику, и при этом акт документальной проверки и выписываемое уведомление должны иметь один и тот же номер.

Уведомление выписывается в двух экземплярах по установленной форме, подписывается начальником налогового органа или установленным должностным лицом с указанием их фамилий и инициалов, а также должно быть заверено гербовой печатью и направлена или вручена налогоплательщику.

Уведомление о начисленной сумме налога должно содержать следующие сведения:

1)  Фамилию, имя и отчество (или наименование) налогоплательщика;

2)  Регистрационный номер  налогоплательщика;

3)  Дату уведомления;

4)  Объект, к которому  относится уведомление и ставку  налога;

5)  Сумму начисленного  налога и штрафных санкций;

6)  Требование уплатить  налог и срок уплаты;

7)  Место и способ  уплаты налога;

8)  Порядок обжалования;

После регистрации акта в журнале материалы проверки передаются проверяющим: начальнику отдела, а в необходимых случаях начальнику налогового органа или его заместителю, которые по результатам рассмотрения должны принять по ним соответствующие решения.

В случае установления проверяющими фактов нарушений Налогового Законодательства, к налогоплательщикам применяются финансовые санкции в соответствии с Указом о налогах, а должностные лица налогоплательщика, виновные в этих нарушениях, привлекаются к административной ответственности.

Все материалы проверок (акт документальной проверки, уведомление и другие) передаются в отдел учета для проведения записи в лицевом счете организации о размерах доначисленной суммы с последующим возвратом в отдел, производящий проверку.

Если в процессе документальной проверки будут установлены признаки налогового преступления, та материалы проверки передаются проверяющими в подразделение Департамента финансовой полиции для принятия соответствующего решения.

При этом в Департамент финансовой полиции должны быть переданы следующие документы:

а) акт проверки, подписанный проверяющими, руководством проверяемого налогоплательщика с приложением подлинников документов, по которым выявлены нарушения, или которые свидетельствуют о нарушении налогового законодательства;

б) объяснения должностных лиц, по вине которых были допущены нарушения налогового законодательства, подпадающие под признаки преступления;

в) заключение по разногласиям, возникшим в ходе проведения налоговой проверки между проверяющим и должностным лицом налогоплательщика;

г) документы, представленные должностными лицами проверенного налогоплательщика в свое оправдание.

Завершающим этапом налоговой проверки является осуществление систематического контроля за поступлением доначисленных сумм налогов и штрафных санкций и устранением выявленных нарушений налогового законодательства.

Следует отметить, что в целях ограждения налогоплательщиков от бесконечных налоговых проверок, осуществляемых различными государственными органами, Указ о налогах предусматривает, что, во-первых, эти проверки могут осуществляться, о чем уже было сказано, исключительно органами налоговой службы; во-вторых, проверки по одному и тому же виду налога производятся не чаще одного раза в полугодие, а комплексные проверки — не чаще одного раза в год. Внеочередные проверки производятся с письменного разрешения Налогового комитета в отношении конкретного налогоплательщика, а также в случаях, установленных уголовно-процессуальным законодательством.

 

 

Пути совершенствования налоговой системы РК

 

Справедливая система налогообложения — идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди неизбежно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться. По словам французского просветителя Ш. Монтескье, ничто не требует столько государственной мудрости и ума, как определение той части которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Поэтому закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.

В 1995 г. Кабинет Министров РК утвердил долгосрочную концепцию налоговой реформы, в которой предусмотрен поэтапный переход налогового законодательства республики на международные принципы налогообложения. Первым этапом явилось принятие Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", или Налогового кодекса, так как этот документ является кодифицированным. Главная его задача — снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, обеспечение равенства между хозяйствующими субъектами в налоговых отношениях и формирование доходной части бюджета. Следует учитывать, что Казахстан первый из стран СНГ принял Налоговый кодекс, поэтому, конечно, неизбежны издержки в его применении, которые со временем общими усилиями можно будет устранить.

Налоговая нагрузка после введения Налогового кодекса снизилась, однако все еще остается достаточно тяжелой, громоздкой и потому негибкой и неэффективной. Многочисленные льготы, установленные в рамках закона, практически не стимулируют по причине их неоднозначности в трактовке. Поэтому на уровне макроуправления и налогового администрирования следует этот пробел учитывать, потому что именно он создает атмосферу вседозволенности и является питательной средой для коррупции.

"Уход от налогов", "уклонение от налогов", "избежание налогов", "обход налогов", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование" и т.д. — так называют в прессе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной налоговой системы. Именно с появлением первых кооперативов и малых частных предприятий предприниматели и консультанты , осуществляющие интеллектуальное обеспечение бизнеса, впервые серьезно заговорили об уходе от налогов как новом требовании времени. Стремление избежать уплаты налогов есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освещены законом.

Необходимо отметить, что эта проблема актуальна не только для Казахстана. Во всех без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере находится на первом месте.

Можно выделить следующие причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

•  моральные (нравственно-психологические);

•  политические;

•  экономические;

•  технические (правовые).

Моральные (нравственно-психологические) причины в основном порождаются характером налоговых законов. Основной причиной налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к налоговой системе, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией.

Политические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т.е. обеспечения своего функционирования, но и как инструмент социальной и экономической политики. Налоги как инструмент социальной политики при этом используются довольно часто. Например, класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса — не властвующего. Уклонение от уплаты налогов выступает здесь, как форма сопротивления такому подавлению.

Информация о работе Налоги, их классификация и проблема распределение налогового бремени в обществе