Налоговая нагрузка на примере ОАО «Башинформсвязь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования процесса обложения акцизами для повышения эффективности последнего. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой системы; исследовать основные элементы акциза, выделить особенности механизма исчисления и взимания акцизов по отдельным видам подакцизных товаров;
исследовать структуру налоговой базы акцизов, правила их;исчисления и изменения налоговых ставок;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3
1. Теоретические аспекты акцизного налогообложения....................................6
1.1. Основные положения законодательства об акцизах……………………………………………………………………….....6
1.2. Действующая система исчисления акцизов………………………………………………………………………..…………...10

Роль акцизов в формировании доходов бюджета федерального и регионального уровней………………………………………………………….14
Проблемы и перспективы развития системы акцизного налогообложения в формировании доходов бюджета.18
Заключение21
Определение налоговой нагрузки на примере ОАО «Башинформсвязь» за 2012г........................................................................................................................23
Приложения……………………………………………………………..……….33
Список использованной литературы………………………………..………….36

Вложенные файлы: 1 файл

КРИСТИНА ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.docx

— 115.74 Кб (Скачать файл)

 При этом для табачных  изделий, имеющих комбинированные  налоговые ставки, расчетная стоимость  определяется 187.1 статьей НК РФ.

Налоговый период. Для акцизов налоговым периодом является период в 1 календарный месяц. При этом уплата налога производится по факту продажи (передачи) подакцизных товаров не позднее 25 числа следующего налогового периода, который равен 1 месяцу. Акциз должен быть уплачен в налоговой службе, находящейся по месту производства подакцизного товара.

Налоговые ставки. Налоговые ставки для подакцизных товаров определяются НК РФ. Они едины на всей территории Российской Федерации.

Предусмотрены следующие  ставки акцизов:

- адвалорные (устанавливаемые в процентах к налоговой базе, которая представляет собой сумму таможенной стоимости и таможенной  пошлины);

- специфические (устанавливаемые в рублях и копейках за единицу измерения подакцизного товара или его технической характеристики (для легкового автомобиля, мотоцикла);

- комбинированные, то есть учитывающие и объем, и стоимость подакцизного товара; сумма налога (акциза) исчисляется как сумма,  полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки объема  ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная  доля стоимости (суммы, полученной в результате сложения таможенной  стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) таких товаров, но  не менее 20 процентов от суммы таможенной стоимости и подлежащей  уплате таможенной пошлины.[16]16. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения

Порядок исчисления акцизов. Сумма акциза по каждому виду подакцизных товаров исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Таким образом, сумма акциза рассчитывается по следующим формулам:

1. По товарам, на которые установлены твердые ставки:

С = О х А, (1.1)

где С — сумма акциза;О —  объем реализованной продукции  и натуральном выражении; А —  ставка акциза.

2. По товарам, на которые установлены адвалорные ставки:

С = Ст×А:100%, (1.2)

где Ст — стоимость реализованной  продукции: А   — ставка акциза (в процентах от стоимости).

3. По товарам, на которые установлены  комбинированные ставки:

С = Ос ×Ас + Оа ×Аа: 100%, (1.3)

где С  — сумма акциза; Ос — объем реализованной продукции в натуральном выражении; Ас — твердая ставка акциза (в рублях и копейках) за единицу измерения товара; Оа — стоимость реализованной продукции; Аа — адвалорная ставка (в процентах от стоимости).

Общий размер акциза определяется по итогам налогового периода как величина, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных по каждому виду подакцизных товаров. Если налогоплательщик не ведет раздельный учет операций по реализации подакцизных товаров, облагаемых по разным ставкам, то сумма  акциза определяется по максимальной ставке по отношению к единой налоговой  базе, определенной по всем облагаемым акцизами операциям.

  1. Роль акцизов в формировании доходов бюджета федерального и регионального уровней

Акцизы относятся к разряду  регулирующих налогов, т.е. сумма акцизного  налога распределяется в определенных пропорциях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Распределение акцизов между бюджетами разных уровней устанавливается в законе РФ «О федеральном бюджете».

Также нормативы зачисления акцизов  в федеральный и региональные бюджеты установлены в ст. 50, 56 Бюджетного кодекса РФ. Некоторые  акцизы полностью поступают в  федеральный бюджет (это акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, акцизы на табачную продукцию, акцизы на автомобили легковые и мотоциклы), другие - в  федеральный и региональный бюджеты (акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акцизы на спиртосодержащую продукцию по нормативам в 50% зачисляются  в доходы как федерального, так  и региональных бюджетов, акцизы на автомобильный бензин, дизельное  топливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных двигателей по нормативу 40% зачисляются в федеральный  бюджет, а по нормативу 60% - в региональные бюджеты). Часть акцизов полностью  идет в бюджеты субъектов Российской Федерации (акцизы на алкогольную продукцию  и акцизы па пиво).

 

Поступления доходов в федеральный  бюджет



Значительная часть доходов (7620,2 млн.руб., или 97,9 %)сформирована за счет трех  источников – НДС (3876,1 млн.руб., или 50,9%), акцизов (3052,9 млн.руб., или 40,1%), налога на прибыль организаций (528,0  млн.руб., или 6,9%). 

                          январь-март 2012 года                       январь-март  2013 года

 


 

 

Поступление акцизов  
по подакцизным товарам (продукции),  
производимым на территории Российской Федерации

 

I полугодие  
2013г.

Справочно  
I полугодие 2012г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

млрд. рублей

в % к итогу

федеральный бюджет

консолиди- 
рованные бюджеты субъектов РФ

млрд. рублей

в % к итогу

феде- 
ральный бюджет

консолиди- 
рованные бюджеты субъектов РФ

Всего

444,3

100

210,6

233,6

361,6

100

152,0

209,7

из них на: 
табачную продукцию

111,5

25,1

111,5

-

78,3

21,7

78,3

-

автомобильный бензин

109,6

24,7

30,7

78,9

107,4

29,7

24,7

82,7

легковые автомобили  
и мотоциклы

7,0

1,6

7,0

-

5,9

1,6

5,9

-

дизельное топливо

86,9

19,6

24,3

62,6

61,5

17,0

14,1

47,4

моторное масло для дизельных  
и (или) карбюраторных  
(инжекторных) двигателей

1,4

0,3

0,4

1,0

1,3

0,4

0,3

1,0

пиво

58,1

13,1

-

58,1

51,3

14,2

-

51,3

алкогольную продукцию  
(за исключением пива)

64,3

14,5

35,2

29,1

49,8

13,8

27,2

22,6


 

В I полугодие 2013г в федеральный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 210,6 млрд.рублей, что на 38,6% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (97%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию (за исключением пива и вин). 3

Исходя из вышесказанного можно  сделать вывод, что доля акцизов  в федеральном бюджете в целом  и по всем видам отдельно увеличилась, кроме алкогольной продукции. Уменьшение поступления доходов от алкогольной продукции в бюджет на общем фоне говорит о нерациональности мер государственного воздействия по упорядочению алкогольного рынка, и в частности о несбалансированности проводимой акцизной политики.

Таким образом, мы видим, что акцизы всегда имеют большую долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов  федерального бюджета, но это и эффективный  способ воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы государство  может воздействовать на уровень  потребления социально вредных  товаров или ограничить импорт определенного товара.

 

 

  1. Проблемы и перспективы развития системы акцизного налогообложения в формировании доходов бюджета

Рассмотрев динамику изменения  акцизного налогообложения, выявлено, что с каждым годом ставки акциза повышаются примерно на 10%, заметнее это  повышение проявляется в отношении  алкогольной продукции, но потребление  алкогольной продукции с каждым годом растет, например, в 2008 г. потребление  на душу население было 10 литров, а  в 2012 г. - 13 литров, т. е почти в 2 раза. Это привело к росту розничных  цен почти на 12%. Потребители, в  свою очередь, обремененные финансовым кризисом, повернулись в сторону  более дешевой нелегальной продукции, которую далеко не всегда отличает высокое качество.

В течение 2009 - 2010 гг. акциз на нефтепродукты  оставался неизменным, тем самым  государство облегчило налоговую  нагрузку на производителей и покупателей, приобретающим нефтепродукты для  дальнейшей перепродажи. По данным Росстата 2013 года, средняя цена бензина в России составляет 30,69 руб./л. С начала года она выросла почти на 6%. И в ближайшие годы цены будут только расти.

С целью оздоровления нации Министерство финансов отправило на согласование правительства проект поправок в  Налоговый кодекс, которые предусматривают  индексацию акцизов в 2013-2015 годах. Рост акцизов в 2013-2014 годах Минфин предлагает оставить на запланированном уровне, а в 2015 году - поднять в среднем  на 20% .

Ведомство предложило повысить акцизы на крепкий алкоголь и табак в 2015 году в среднем на 20% до 600 рублей за литр спирта. Акцизы на пиво в таком  случае поднимутся на 11% до 20 рублей за литр. Чиновники подсчитали, что  такое повышение позволит пополнить  федеральный бюджет на 92,3 млрд. рублей, а региональные - 39,3 млрд.

Заместитель главы ведомства Сергей Шаталов ранее заявлял, что в 2015 году рост акциза должен составить 12%.

Акцизы на табак будут самыми большими: сбор на сигареты может подняться  на 20% до 960 рублей за 1000 штук плюс 9% от стоимости( на 2013 год 550 рублей за 1 000 штук) , но не менее 1250 рублей. Рост акциза на сигары составит 51% до 128 рублей за штуку (на 2013 год 58 рублей за 1 штуку), а на сигариллы - на 50% до 1920 рублей за 1000 штук (на 2013 год870 рублей за 1 000 штук).

Согласно планам правительства  последовательно повышать акцизы на алкоголь и табак, в 2013-2014 годах произойдет резкий рост сбора, который в дальнейшем будет повышаться не так быстро.

Минздрав РФ в 2014 году предлагает поднять  акциз на сигареты как минимум  до до 2000 рублей, в 2015 году – до 4000. В  результате за три года акцизы должны вырасти в 11 раз, а ставка за одну пачку сигарет достигнет как  минимум 78 рублей.

Увеличение акцизов на сигареты с 7,8 рубля до 78 рублей с каждой пачки  к 2015 году, как предусматривает правительственный  законопроект, по мнению специалистов Международного центра по налогам и  сборам, уведет в тень 35% табачного  рынка. Сегодня в России продается  около 400 млрд. сигарет в год почти  на $15 млрд. теневой оборот, по оценкам производителей и оптовиков, не превышает 1% .

В Минздраве уверены, что повышение  цен, неизбежно следующее за акцизами, снизит потребление табака на 27%. Однако, несмотря на это, бюджет получит ощутимые дополнительные доходы от акцизных сборов: 615 млрд. рублей - в 2014 году и 1,08 трлн. рублей - в 2015 году. Эти деньги Минздрав намерен  потратить на борьбу с курением, пишет «Финмаркет».

Директор департамента стратегического  анализа ФБК Игорь Николаев считает, что стремительное повышение  акцизов на табачные изделия не приведет к росту доходов в бюджет. Однако в реальности все происходит по-другому: легальное производство сигарет  сокращается, увеличивается доля контрафакта. В результате потребитель, в интересах  которого повышают ставки по акцизам, страдает еще больше.

Можно взять за пример повышение  акцизов на алкоголь. По данным Счетной  палаты, за последние три года ставка акцизов на этиловый спирт и крепкий  алкоголь увеличилась практически  на 40%. При этом объем платежей по акцизам за этиловый спирт снизился на 50%, а доходы бюджетной системы  от акцизов на крепкую алкогольную  продукцию - на 11%. Кроме того, по данным Росстата, уровень использования  мощностей по производству водки  и ликеро-водочной продукции с 2000-го по 2012 год снизился в два раза. Так что, по мнению экономистов, акцизы должны расти, но не в 11 раз. Эксперт  также напоминает, что в России и так запланированы ускоренные темпы индексации роста акцизов - на 40% ежегодно.

Подводя итог, хотелось бы указать  на то, что акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической и социальной ситуации в обществе, пополнения федерального и региональных бюджетов .Таким образом, в России есть огромный потенциал для совершенствования и развития акцизного налогообложения, но для его реализации необходим грамотный подход, осуществляемый настоящими профессионалами

 

Заключение

В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов: 
Акцизы - один из древнейших видов косвенных налогов. По существующим письменным свидетельствам обложение акцизами осуществлялось еще в эпоху Римской империи. 
Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара. 
В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики.  
В целом через акциз, государство:

    • Воздействует на объемы производства и потребления подакцизных товаров;
    • Влияет на структуру производства, стимулирование роста эффективности производства, повышения качества произведенного продукта, улучшения потребительских характеристик продукции; регулирует рентабельность производства подакцизных товаров.
    • Ограничивает производство “социально опасных” товаров, таких как алкоголь, табак.
    • Это один из важных источников дохода бюджета;

Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве  развитых стран регулирующая функция  акцизов является главенствующей.

Акцизы - существенный источник доходов  федерального бюджета, поддерживая  региональные и местные бюджеты.  
Порядок исчисления и взимания акцизов регулируется главой 22 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Совершенствование налогообложения  в сфере акцизов является одним  из важнейших условий улучшения  экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов. Этому вопросу уделяется очень  большое внимание. В частности, часто  поднимается вопрос об изменении  порядка исчисления и уплаты акцизов  на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Таким образом, обобщая все выше сказанное, можно говорить о том, что на протяжении веков акцизы играли важную роль в налоговой системе  России, прежде всего как фискальный источник.

 

  1. Определение налоговой нагрузки на примере ОАО «Башинформсвязь» за 2012г.

Информация о работе Налоговая нагрузка на примере ОАО «Башинформсвязь»