Направления совершенствования процесса принятия управленческих решений в условиях инвестиционного риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Принятие инвестиционных решений предполагает оценку приемлемости инвестиций, сопоставление предполагаемых результатов инвестирования и вложенных средств. При этом важную роль приобретает правильное определение действительной стоимости инвестируемого капитала. Решение данной проблемы означает, с одной стороны, необходимость использования такого способа мобилизации капитала, при котором стоимость капитала будет минимальной, а с другой стороны – выбора направлений использования мобилизованных средств, ориентированных на максимизацию доходности вложений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений…………..5
1.1 Виды управленческих решений…………………………………………..5
1.2 Этапы принятия управленческих решений………………………………8
2. Принятие долгосрочных инвестиционных решений………………...…11
2.1 Сущность инвестиций и их экономическое значение…………………11
2.2 Процесс принятия долгосрочных инвестиционных решений………...17
2.3 Экономическая оценка инвестиционного риска……………………….12
3. Направления совершенствования процесса принятия управленческих решений в условиях инвестиционного риска……………………….…29
Заключение………………………………………………………….……….31
Список используемой литературы…………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по управленческому учету.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Любая используемая схема оценки инвестиций должна базироваться на классификации типов инвестиций. Разные виды инвестиций вызывают различные проблемы, имеют различную относительную важность для инвестора, а также требуют разнообразных подходов к оценке их эффективности.

В этой связи основополагающим критерием классификации инвестиций существует целевой критерий, на основе которого возможно разделить инвестиции, направленные на достижение:

    • финансово-экономического эффекта - получение прибыли, достижение минимума затрат, максимальная рентабельность вложений;
    • коммерческого эффекта - расширение существующего рынка продукции, повышение качества производимой продукции, повышение конкурентоспособности продукции; расширение региона обслуживания;
    • научно-технического эффекта - лидерство в технологиях;
    • производственного - повышение уровня производственно-технического аппарата; территориального эффекта - расширение предприятия, проникновение на другие рынки, в другие регионы, международная интеграция;
    • организационно-институционального эффекта - создание наиболее эффективной структуры предприятия, направленной на развитие человеческого потенциала, продолжение традиций, создание имиджа;
    • социального и экологического эффекта;
    • эффекта снижения риска деятельности предприятия.

Кроме этого существует разделение инвестиций по классификационному признаку - характеру действия и степени активности в достижении целей. В соответствии с данным классификационным признаком возможно выделить инвестиции улучшающие и поддерживающие. К поддерживающим инвестициям относятся такие, которые обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности вложений в операции данной фирмы за счет замены устаревшего оборудования, подготовки нового персонала взамен уволившегося и т.п., т.е. инвестиции, обеспечивающие сохранение капитала. Улучшающие инвестиции - это инвестиции, обеспечивающие повышение конкурентоспособности фирмы, ее прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми уровнями за счет внедрения новой технологии, организации выпуска пользующейся спросом продукции, захвата новых рынков или поглощения конкурирующих фирм, т.е. инвестиции, обеспечивающие расширение капитала фирмы.

В соответствии с классификационным признаком объект инвестирования выделяют:

-финансовые инвестиции - вложения  в ценные бумаги (акции, облигации, закладные бумаги и др.), банковские депозиты;

-материальные инвестиции характеризуются  вложениями в вещественные элементы - в земельные участки, здания  и сооружения, в оборудование, безопасное  проживание антиквариат и прочие  товарно-материальные ценности);

-нематериальные инвестиции - вложения  в развитие духовных производительных  сил и интеллектуального потенциала (в научные исследования и разработки, индустрию знаний и повышение  квалификации персонала и т.п.).

По отношению к секторам экономики принято разделять инвестиции на реальные, т.к. они непосредственно связаны с вложениями капитала в реальном секторе экономики, инвестиции в финансовом секторе, а также инвестиции в непроизводственной сфере.

По уровню постановки целей инвестиционные решения могут быть тактическими или стратегическими. Тактические инвестиционные решения соответствуют и согласуются с существующей деятельностью предприятия, инвестора. Стратегические инвестиционные решения могут привести к решительному отказу от традиционной деятельности инвестора. Принятие стратегического инвестиционного решения влечет за собой существенное изменение ожидаемых прибылей и соответствующих рисков фирмы. [10]

Выделение инвестиций по отраслевому признаку имеет существенное значение при разработке плана их реализации. В зависимости от того, вкладывает ли инвестор средства в приобретение объектов в энергетике, связи, транспорте, торговле различается методология анализа инвестиционных проектов и подходы к управлению их реализации. По функциональной сфере деятельности, с которой наиболее тесно связаны инвестиции можно классифицировать инвестиции по следующим функциям: инвестиции в НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, непосредственно производство, включая тактический маркетинг, сервис, осуществляемый изготовителем и т.д.

По характеру участия инвестора в реализации инвестиций возможно выделить прямые инвестиции, т.е. капитальные вложения непосредственно в процессе производства какой-либо продукции, включающие покупку, создание или расширение фондов предприятия, а также все другие операции, связанные с установлением контроля за деятельностью предприятия. При непрямом инвестировании вложения осуществляются через посредника - физическое или юридическое лицо.

По срокам инвестирования выделяют долго-, средне- и краткосрочные инвестиции. Долгосрочные инвестиции связаны с вложением средств в проекты, срок реализации которых составляет более трех лет, среднесрочные - от одного года до трех лет, к краткосрочным инвестициям относятся вложения средств сроком менее года.

По формам собственности различают инвестиции государственные, муниципальные, частные.

По источникам происхождения выделяют инвестиции внутренние, т.е. инвестиции субъектов-резидентов внутри страны, иностранные и смешанные, т.е. сочетающие капитал отечественных и иностранных субъектов.

Осознание необходимости инвестирования для достижения желаемых конечных результатов, поставленных целей инвестора, вызывает к жизни определенный тип деятельности, который называют инвестиционной активностью или инвестиционной деятельностью. Совокупность определенных действий, связанных с инвестициями раскрывает содержание инвестиционной деятельности.

Под инвестиционной деятельностью инвестора, связанной с исполнением конкретной инвестиции, понимают определенную последовательность его действий, направленных на достижение поставленных им целей, и включает в себя обоснование и финансирование инвестиционного проекта, его реализацию, производительное или полезное использование объекта и ликвидацию его, если использование этого объекта препятствует достижению целей инвестора.

Таким образом, инвестиционная деятельность субъекта представляет собой процесс по обоснованию, реализации и эксплуатации инвестиционных проектов; инвестиционная деятельность совокупности субъектов в пределах какой-либо отрасли характеризует инвестиционный процесс на уровне отрасли, а инвестиционная активность субъектов, действующих на макроуровне - а именно внутренних - государство, финансово-инвестиционные институты, предприятия, население, и внешних - иностранные инвесторы, характеризует, соответственно, инвестиционный процесс в национальной экономике. [3]

 

 

2.2 Процесс принятия долгосрочных инвестиционных решений

 

Процесс принятия долгосрочных инвестиционных решений рассмотрим на примере инвестиций в туристический бизнес.

Ежегодно в России открываются сотни туристических фирм. К концу первого года около 70% из них закрывается, через два года работу продолжает лишь 7-10% компаний, до трехлетия доживают единицы. Несмотря на это сфера туристического бизнеса продолжает расти, оставаясь одной из наиболее привлекательных для непрофессиональных инвесторов.

Работающие на российском рынке туристические компании делятся на две категории: операторы и агенты. На сегодняшний день в нашей стране зарегистрировано около 3500 фирм, относящихся к первой группе, ко второй принадлежит порядка 10 тысяч предприятий. При этом свыше 70% компаний располагаются в Москве, где спрос на их услуги стабильно растет в течение нескольких последних лет.

Туроператоры производят то, что принято называть туристическим продуктом: выкупают номера в гостиницах, заказывают чартерные рейсы, планируют туры и экскурсионные маршруты, организуют встречи и проводы и т.д. Агентства реализуют продукцию операторов, являясь, по сути, розничными продавцами. Причем прибыль они получают не благодаря произвольно устанавливаемой розничной наценке, а за счет получаемых от операторов комиссионных, размер которых составляет примерно 10% от стоимости тура.

Если говорить о структуре рынка, то 90% фирм представляют собой небольшие агентства, в которых работает не более 10 человек. Оборот таких компаний составляет 30-50 тыс. долларов в месяц при рентабельности в 8-10%. Последний показатель будет несколько больше для сетевых агентств (12-18%) и фирм, занимающихся индивидуальным туризмом (до 20%). Характерно, что рентабельность работы операторов, к которым относится примерно 10% действующих на российском туристическом рынке компаний, редко превышает 5%. Но обороты здесь, как правило, оказываются большими (несколько сот тысяч долларов), соответственно, прибыль также превышает агентскую в несколько раз.

Все аналитики сходятся во мнении, что туристский рынок России и стран СНГ растет намного быстрее, чем экономика страны в целом. По некоторым данным, российский туристический рынок с 2000 года вырос на 40-50%. Эта сфера не так болезненно реагирует на неблагоприятные события в мире – россияне продолжают путешествовать.

Сегментировать российский туррынок можно по нескольким основным критериям.

Тип отдыха: Морской или пляжный отдых, экскурсионный отдых, деловой туризм. Сегмент пляжного отдыха является наиболее значительным и составляет по подсчетам аналитиков 55-60% всего рынка (по количеству туристов).

Вторым наиболее значимым критерием для сегментации является средняя стоимость тура. На сегодняшний день на российском рынке отчетливо выделяются два основных сегмента по этому критерию:

    • «Дешевый отдых». Стоимость путевки до 1000 долларов. Целевая аудитория – люди с доходом от 300 до 800 долларов на члена семьи.
    • «Дорогой отдых». Стоимость путевки свыше 1000 долларов. Целевая аудитория – люди с доходом свыше 1000 долларов на одного члена семьи.

Сегмент дорогого отдыха по оценкам специалистов занимает примерно 20% российского туристического рынка по количеству туристов и составляет 30-35% общей финансовой емкости рынка.

Наиболее перспективными направлениями выездного туризма сейчас выступают такие страны как Турция (рост продаж туров – 10% в год), Египет (рост – более 30% в год), ОАЭ (70%), Греция (50%), Хорватия (70%) и Мальта (60%). Что касается Польши, Болгарии, Китая, Чехии и Нидерландов, то число россиян, покупающих туры в эти регионы, последние два года снижается.

Факторы успеха.

Открытие или покупка туристического агентства – вариант, чаще других рассматриваемый теми, кто планирует начать свое дело в России. Объясняется это тем, что данный бизнес имеет низкий входной барьер – для открытия такой компании достаточно суммы, не превышающей 15 тыс. долларов.

Можно выделить несколько моментов, играющих ключевую роль в функционировании турагентства.

На первом этапе базовым фактором можно считать расположение офиса. Желательно, чтобы это было проходное место, первый этаж здания, помещение витринного типа. Нельзя забывать и о вывеске, наличие которой способно увеличить клиентский поток на 20-30%.

Большое значение имеет уровень персонала, его способность убедить клиента купить тот или иной тур, причем сделать именно в данной фирме. Инвестору в любом случае придется обратить внимание на опыт сотрудников – иначе компания не сможет пройти очередную сертификацию. Существующее законодательство требует, чтобы руководитель предприятия имел стаж работы в туризме не менее трех лет, аналогичный опыт должны подтвердить трудовые книжки еще не менее 20% сотрудников агентства. Для оператора условия более тяжелые: в штате должно быть не менее семи человек, директор фирмы и еще треть сотрудников должны подтвердить свой пятилетний стаж.

В большинстве подобных туристических агентств менеджер по продажам получает 5-15% (в среднем 10%) от итоговой комиссии фирмы за проданный тур, билет. Это позволяет мотивировать и заинтересовывать каждого сотрудника в достижении наилучших результатов своей работы, что в свою очередь ведет к более качественному предоставлению услуг, увеличению количество клиентов, увеличению процента постоянных клиентов компании и ее прибыли.

Следующий фактор – бренд. Конечно, большую роль он играет для сетевых компаний, но и для рядовых турагентств его значение достаточно велико. Речь в данном случае идет не только об узнаваемом названии, но и об запоминающихся телефонных номерах. Маркетологи приводят данные, в соответствии с которыми до 30% клиентов повторно обращаются в компании благодаря тому, что они запомнили ее контактные координаты.

Для туристических агентств справедлива закономерность: чем дольше работает компания, тем меньше вероятность того, что она закроется. За два-три года у фирмы формируется ядро клиентской базы, которое обеспечивает собственнику стабильный доход. Причем немалое значение для ее роста будут иметь рекомендации знакомых и прочие элементы «ползучего» маркетинга. Впрочем, и о классическом маркетинге забывать не стоит: различные системы поощрений и небольшие подарки способны значительно увеличить лояльность клиентов.

Информация о работе Направления совершенствования процесса принятия управленческих решений в условиях инвестиционного риска