Национальные
стандарты финансовой отчетности в
банковской системе Республики Беларусь,
их связь с международными стандартами
финансовой отчетности
Национальные стандарты
разрабатываются в соответствии с международными
и с учетом требований законодательства
Республики Беларусь, то есть НСФО по своему содержанию
максимально приближены к международным
и при этом имеют статус официального нормативного
документа. Им присваиваются те же названия
и номера, что и международным. Такой подход
выбран не случайно, а в целях единого понимания
и использования в практической деятельности,
поскольку специалисты банков могут дополнительно
обратиться к первоисточнику на английском
языке. Из 37 действующих МСФО Национальным
банком выбраны 18 наиболее значимых для
банковской деятельности. НСФО применяются
банками при составлении финансовой отчетности
общего назначения (индивидуальной) и
консолидированной.
К сожалению, необходимо констатировать,
что отдельные международные принципы
и стандарты не реализованы через национальную систему бухгалтерского
учета, а соответственно, и отчетности
в силу ряда объективных причин. Основная
из них — зависимость бухгалтерского
учета от налогового, и как пример: метод
начисления и амортизирования стоимости
финансовых инструментов. Также не реализованы
требования отдельных стандартов, таких,
как МСФО 2 "Запасы", МСФО 12 "Налоги
и прибыль", МСФО 16 "Основные средства",
которые не могут разрабатываться Национальным банком,
поскольку регулирование этих вопросов
находится в компетенции Министерства финансов,
Министерства экономики и Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь.
Рассмотрим представление
финансовой отчетности в соответствии
с национальными и международными стандартами
(Табл. – 1)
по НСФО
|
по МСФО
|
Баланс
|
Отчет о финансовом положении
|
Отчет о прибылях и убытках
|
Отчет о совокупном доходе
|
Отчет об изменении капитала
|
Отчет об изменении капитала
|
Отчет о движении денежных
средств
|
Отчет о движении денежных
средств
|
Табл.1 – Предоставление
финансовой отчетности
- НСФО 1 «Представление финансовой отчетности» определяет общие требования к финансовой отчетности банков, ее составу, структуре и содержанию для достижения сопоставимости как с собственной финансовой отчетностью банка за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других банков. НСФО 1 должен применяться при формировании финансовой отчетности банка, как индивидуальной, так и консолидированной.
- НСФО 3-F «Объединение юридических лиц»
Цель данного стандарта состоит
в определении понятия и форм объединения
юридических лиц, а также в определении
содержания финансовой отчетности при
осуществлении объединения юридических
лиц.
- НСФО 5-F «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»
Целью настоящего стандарта
является определение:
требований к классификации
банком долгосрочных активов в качестве
предназначенных для продажи
и их оценке для разграничения
данных активов от активов, которые
банк намеревается продолжать использовать;
основных характеристик
прекращенной деятельности;
требований к представлению
и раскрытию информации о прекращенной
деятельности банка в его финансовой
отчетности.
- НСФО 7 «Отчет о движении денежных средств
Данный стандарт устанавливает
требования по представлению информации
об изменениях в денежных средствах
и эквивалентах денежных средств
банка за отчетный период и период,
предшествующий отчетному, путем составления
отчета о движении денежных средств.
Отчет является обязательной составной
частью финансовой отчетности банков
и формируется за каждый период,
за который представляется финансовая
отчетность. Информация о движении
денежных средств позволяет пользователям
оценить изменения в активах,
обязательствах и собственном капитале
банка, его финансовой структуре (включая
ликвидность) и способность банка
воздействовать на величину и время
движения денежных средств для того, чтобы
адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам
и возможностям.
Отчет о движении денежных
средств отдельно показывает потоки
денежных средств по видам деятельности
банка: операционной, инвестиционной и
финансовой.
НСФО 7 определяет виды потоков:
- от операционной деятельности
(полученные процентные доходы; уплаченные
процентные расходы; полученные
комиссионные доходы; уплаченные
комиссионные расходы; чистый
доход по операциям с иностранной
валютой; чистый доход по операциям
с ценными бумагами; доход в
форме дивидендов; прочие полученные
доходы; прочие уплаченные расходы;
уплаченный налог на прибыль;
размещение денежных средств
в Нацбанке и их возврат; размещение
денежных средств в ценные бумаги (кроме
ценных бумаг, удерживаемых до погашения)
и их возврат; размещение денежных средств
в форме кредитов и размещение других
денежных средств в банках и их возврат;
размещение денежных средств в форме кредитов
клиентам и их возврат; размещение денежных
средств в прочие операционные активы
и их возврат; привлечение денежных средств
Нацбанка и их возврат; привлечение кредитов
и других денежных средств банков и их
возврат; привлечение денежных средств
клиентов и их возврат; привлечение денежных
средств от ценных бумаг, выпущенных банком,
и их возврат; прочие операционные обязательства
и их погашение);
- от инвестиционной деятельности
(денежные платежи для приобретения
основных средств, нематериальных
активов и других долгосрочных
активов, не относящихся к эквивалентам
денежных средств; денежные поступления
от продажи основных средств,
нематериальных активов и других
долгосрочных активов, не относящихся
к эквивалентам денежных средств;
денежные платежи для приобретения
долгосрочных финансовых вложений
в уставные фонды других юридических
лиц; денежные поступления от реализации
долгосрочных финансовых вложений в уставные
фонды других юридических лиц; денежные
платежи для приобретения ценных бумаг,
удерживаемых до погашения; денежные поступления
от погашения (реализации) ценных бумаг,
удерживаемых до погашения);
- от финансовой деятельности
(денежные поступления от эмиссии
акций; денежные платежи при
выкупе собственных акций; денежные
поступления от продажи ранее
выкупленных собственных акций;
денежные платежи при выплате
дивидендов).
- НСФО 7-F «Финансовые инструменты: раскрытие информации» Цель настоящего стандарта состоит в установлении требований к раскрытию в финансовой отчетности информации (в том числе сравнительной информации), которая позволит пользователям финансовой отчетности оценить:
влияние финансовых инструментов
на финансовое положение и результаты
деятельности банка;
характер и степень
связанных с финансовыми инструментами
рисков, которым подвержен банк,
а также как банк управляет
этими рисками.
- НСФО 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» устанавливает требования при выборе, применении и изменении учетной политики банками, а также требования к порядку отражения в бухгалтерском учете и раскрытия в финансовой отчетности изменений в учетной политике, в расчетных бухгалтерских оценках и исправлений ошибок.
- НСФО 10 «События после отчетной даты» применяется при отражении в финансовой отчетности банка событий после отчетной даты и раскрытии информации о них в данной отчетности. При этом стандарт устанавливает требования:
по разделению событий
после отчетной даты на отражаемые
события (события, подтверждающие существовавшие
на отчетную дату хозяйственные условия,
в которых банк вел свою деятельность)
и неотражаемые в финансовой отчетности
банка события (события, свидетельствующие
о возникших после отчетной даты хозяйственных
условиях);
в определении даты утверждения
финансовой отчетности к выпуску (дата
подписания форм финансовой отчетности
руководителем и главным бухгалтером
банка).
Стандартом также предусмотрены
перечни событий, которые влияют
и не влияют на результаты финансовой
отчетности за отчетный год.
- НСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» определяет требования к порядку отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности банков операций в иностранной валюте, к пересчету статей финансовой отчетности банка и иностранной компании в валюту представления, к порядку отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц, возникших в связи с изменением валютных курсов. НСФО 21 предусмотрено, что в качестве функциональной валюты и валюты представления банки и иностранные подразделения используют белорусский рубль, а в качестве валютного курса - установленный Нацбанком РБ официальный курс белорусского рубля по отношению к другим валютам. В стандарте представлено деление всех статей в иностранной валюте на денежные (денежные средства в иностранной валюте, активы и обязательства к получению или выплате, выраженные фиксированными или определимыми суммами в иностранной валюте) и неденежные (статьи, не являющиеся денежными) и определен порядок их первичного признания, последующей оценки и переоценки. Также определен порядок признания курсовых разниц, возникающих при переоценке денежных статей в качестве доходов или расходов в периоде их возникновения, и отражение их в отчете о прибыли и убытках банка либо иностранной компании.
- НСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» для банков определяет требования к наличию в финансовой отчетности банка информации об операциях со связанными с банком сторонами для выяснения влияния указанных операций на финансовое состояние и результаты деятельности банка. Согласно стандарту связанными с банком сторонами являются:
юридические (физические) лица,
которые непосредственно или
косвенно (через другие юридические
лица) контролируют банк, имеют возможность
оказывать значительное влияние
на деятельность банка, имеют совместный
контроль над банком;
юридические лица, находящиеся
вместе с банком под общим контролем
(имеющие общую с банком контролирующую
сторону в соответствии с законодательством
Республики Беларусь);
юридические лица, находящиеся
под контролем (совместным контролем)
банка;
зависимые юридические лица
банка;
ключевой управленческий
персонал банка или контролирующего
его юридического лица;
физические лица, являющиеся
в соответствии с законодательством
Республики Беларусь супругами, детьми
либо находящиеся в отношениях усыновителя
или усыновленного, а также опекуна,
попечителя и подопечного со связанными
сторонами - физическими лицами.
Информация о связанных
сторонах представляется обособленно
в составе пояснительной записки
к финансовой отчетности.
- НСФО 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» устанавливает единые методологические подходы к составлению консолидированной финансовой отчетности банка с учетом инвестиций в уставные фонды его дочерних юридических лиц (более 50%), операций и сделок с этими юридическими лицами. Консолидированная финансовая отчетность - финансовая отчетность группы, представленная как финансовая отчетность единого целого, - формируется с применением метода полной консолидации. Суть метода: на основании финансовой отчетности участников группы составляется сводная финансовая отчетность путем постатейного сложения аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов и в ней следует:
исключить балансовую стоимость
инвестиций банка - основного юридического
лица в дочернее юридическое лицо
и соответствующую часть капитала
дочернего юридического лица, принадлежащую
банку - основному юридическому лицу;
определить долю меньшинства
в капитале группы и долю меньшинства
в прибыли или убытках группы
и выделить их отдельными статьями
в консолидированной финансовой
отчетности;
исключить остатки по внутригрупповым
счетам;
исключить внутригрупповые
операции и возникающие в результате
таких операций доходы, расходы, а
также выплачиваемые внутри группы
дивиденды.
- НСФО 28 «Учет инвестиций в зависимые структуры» определяет подходы к отражению в финансовой отчетности инвестиций, позволяющих банку-инвестору оказывать значительное влияние на деятельность другого юридического лица.
- НСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» применяется для основной финансовой отчетности банка, который составляет финансовую отчетность в условиях гиперинфляционной экономики.
Настоящий стандарт устанавливает
единые методологические подходы
к пересчету финансовой отчетности
банка. В условиях
гиперинфляции отчетность по
финансовым результатам и финансовому
положению банка без пересчета для анализа
непригодна. При наличии гиперинфляции
финансовые отчетности в национальной
валюте за разные периоды
и даже в рамках одного отчетного
года несопоставимы, так как содержат
несравнимые данные и не учитывают
прибыль или убыток в связи с изменением
покупательной способности национальной
валюты за отчетный период.