Национальные стандарты финансовой отчетности в банковской системе Республики Беларусь, их связь с международными стандартами финансовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 19:45, дипломная работа

Краткое описание

Национальные стандарты раз¬рабатываются в соответствии с международными и с учетом тре¬бований законодательства Республики Беларусь, то есть НСФО по своему содержанию максимально при¬ближены к международным и при этом имеют статус официального нормативного документа. Им при¬сваиваются те же названия и но¬мера, что и международным.

Вложенные файлы: 1 файл

Национальные стандарты финансовой отчетности в банковской системе Республики Беларусь.docx

— 36.92 Кб (Скачать файл)

Национальные  стандарты финансовой отчетности в  банковской системе Республики Беларусь, их связь с международными стандартами  финансовой отчетности

 

Национальные стандарты  разрабатываются в соответствии с международными и с учетом требований законодательства Республики Беларусь, то есть НСФО по своему содержанию максимально приближены к международным и при этом имеют статус официального нормативного документа. Им присваиваются те же названия и номера, что и международным. Такой подход выбран не случайно, а в целях единого понимания и использования в практической деятельности, поскольку специалисты банков могут дополнительно обратиться к первоисточнику на английском языке. Из 37 действующих МСФО Национальным банком выбраны 18 наиболее значимых для  
банковской деятельности. НСФО применяются банками при составлении финансовой отчетности общего назначения (индивидуальной) и консолидированной.

К сожалению, необходимо констатировать, что отдельные международные принципы и стандарты не реализованы через национальную систему бухгалтерского учета, а соответственно, и отчетности в силу ряда объективных причин. Основная из них — зависимость бухгалтерского учета от налогового, и как пример: метод начисления и амортизирования стоимости финансовых инструментов. Также не реализованы требования отдельных стандартов, таких, как МСФО 2 "Запасы", МСФО 12 "Налоги и прибыль", МСФО 16 "Основные средства", которые не могут разрабатываться Национальным банком, поскольку регулирование этих вопросов находится в компетенции Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Рассмотрим представление финансовой отчетности в соответствии с национальными и международными стандартами (Табл. – 1)

 

по НСФО

по МСФО

Баланс

Отчет о финансовом положении

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о совокупном доходе

Отчет об изменении капитала

Отчет об изменении капитала

Отчет о движении денежных  
средств

Отчет о движении денежных  
средств


Табл.1 – Предоставление финансовой отчетности

 

  1. НСФО 1 «Представление финансовой отчетности»  определяет общие требования к финансовой отчетности банков, ее составу, структуре и содержанию для достижения сопоставимости как с собственной финансовой отчетностью банка за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других банков. НСФО 1 должен применяться при формировании финансовой отчетности банка, как индивидуальной, так и консолидированной.
  2. НСФО 3-F «Объединение юридических лиц»

Цель данного стандарта состоит в определении понятия и форм объединения юридических лиц, а также в определении содержания финансовой отчетности при осуществлении объединения юридических лиц.

  1. НСФО 5-F «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»

Целью настоящего стандарта является определение:

требований к классификации  банком долгосрочных активов в качестве предназначенных для продажи  и их оценке для разграничения  данных активов от активов, которые  банк намеревается продолжать использовать;

основных характеристик  прекращенной деятельности;

требований к представлению  и раскрытию информации о прекращенной деятельности банка в его финансовой отчетности.

  1. НСФО 7 «Отчет о движении денежных средств

Данный стандарт устанавливает  требования по представлению информации об изменениях в денежных средствах  и эквивалентах денежных средств  банка за отчетный период и период, предшествующий отчетному, путем составления  отчета о движении денежных средств. Отчет является обязательной составной  частью финансовой отчетности банков и формируется за каждый период, за который представляется финансовая отчетность. Информация о движении денежных средств позволяет пользователям  оценить изменения в активах, обязательствах и собственном капитале банка, его финансовой структуре (включая  ликвидность) и способность банка  воздействовать на величину и время  движения денежных средств для того, чтобы адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и возможностям.

Отчет о движении денежных средств отдельно показывает потоки денежных средств по видам деятельности банка: операционной, инвестиционной и  финансовой.

НСФО 7 определяет виды потоков:

- от операционной деятельности (полученные процентные доходы; уплаченные  процентные расходы; полученные  комиссионные доходы; уплаченные  комиссионные расходы; чистый  доход по операциям с иностранной  валютой; чистый доход по операциям  с ценными бумагами; доход в  форме дивидендов; прочие полученные  доходы; прочие уплаченные расходы;  уплаченный налог на прибыль;  размещение денежных средств  в Нацбанке и их возврат; размещение денежных средств в ценные бумаги (кроме ценных бумаг, удерживаемых до погашения) и их возврат; размещение денежных средств в форме кредитов и размещение других денежных средств в банках и их возврат; размещение денежных средств в форме кредитов клиентам и их возврат; размещение денежных средств в прочие операционные активы и их возврат; привлечение денежных средств Нацбанка и их возврат; привлечение кредитов и других денежных средств банков и их возврат; привлечение денежных средств клиентов и их возврат; привлечение денежных средств от ценных бумаг, выпущенных банком, и их возврат; прочие операционные обязательства и их погашение);

- от инвестиционной деятельности (денежные платежи для приобретения  основных средств, нематериальных  активов и других долгосрочных  активов, не относящихся к эквивалентам  денежных средств; денежные поступления  от продажи основных средств,  нематериальных активов и других  долгосрочных активов, не относящихся  к эквивалентам денежных средств;  денежные платежи для приобретения  долгосрочных финансовых вложений  в уставные фонды других юридических  лиц; денежные поступления от реализации долгосрочных финансовых вложений в уставные фонды других юридических лиц; денежные платежи для приобретения ценных бумаг, удерживаемых до погашения; денежные поступления от погашения (реализации) ценных бумаг, удерживаемых до погашения);

- от финансовой деятельности (денежные поступления от эмиссии  акций; денежные платежи при  выкупе собственных акций; денежные  поступления от продажи ранее  выкупленных собственных акций;  денежные платежи при выплате  дивидендов).

  1. НСФО 7-F «Финансовые инструменты: раскрытие информации» Цель настоящего стандарта состоит в установлении требований к раскрытию в финансовой отчетности информации (в том числе сравнительной информации), которая позволит пользователям финансовой отчетности оценить:

влияние финансовых инструментов на финансовое положение и результаты деятельности банка;

характер и степень  связанных с финансовыми инструментами  рисков, которым подвержен банк, а также как банк управляет  этими рисками.

  1. НСФО 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» устанавливает требования при выборе, применении и изменении учетной политики банками, а также требования к порядку отражения в бухгалтерском учете и раскрытия в финансовой отчетности изменений в учетной политике, в расчетных бухгалтерских оценках и исправлений ошибок.
  2. НСФО 10 «События после отчетной даты» применяется при отражении в финансовой отчетности банка событий после отчетной даты и раскрытии информации о них в данной отчетности. При этом стандарт устанавливает требования:

по разделению событий  после отчетной даты на отражаемые события (события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых банк вел свою деятельность) и неотражаемые в финансовой отчетности банка события (события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях);

в определении даты утверждения  финансовой отчетности к выпуску (дата подписания форм финансовой отчетности руководителем и главным бухгалтером  банка).

Стандартом также предусмотрены  перечни событий, которые влияют и не влияют на результаты финансовой отчетности за отчетный год.

  1. НСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» определяет требования к порядку отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности банков операций в иностранной валюте, к пересчету статей финансовой отчетности банка и иностранной компании в валюту представления, к порядку отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц, возникших в связи с изменением валютных курсов. НСФО 21 предусмотрено, что в качестве функциональной валюты и валюты представления банки и иностранные подразделения используют белорусский рубль, а в качестве валютного курса - установленный Нацбанком РБ официальный курс белорусского рубля по отношению к другим валютам. В стандарте представлено деление всех статей в иностранной валюте на денежные (денежные средства в иностранной валюте, активы и обязательства к получению или выплате, выраженные фиксированными или определимыми суммами в иностранной валюте) и неденежные (статьи, не являющиеся денежными) и определен порядок их первичного признания, последующей оценки и переоценки. Также определен порядок признания курсовых разниц, возникающих при переоценке денежных статей в качестве доходов или расходов в периоде их возникновения, и отражение их в отчете о прибыли и убытках банка либо иностранной компании.
  2. НСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» для банков определяет требования к наличию в финансовой отчетности банка информации об операциях со связанными с банком сторонами для выяснения влияния указанных операций на финансовое состояние и результаты деятельности банка. Согласно стандарту связанными с банком сторонами являются:

юридические (физические) лица, которые непосредственно или  косвенно (через другие юридические  лица) контролируют банк, имеют возможность  оказывать значительное влияние  на деятельность банка, имеют совместный контроль над банком;

юридические лица, находящиеся  вместе с банком под общим контролем (имеющие общую с банком контролирующую сторону в соответствии с законодательством  Республики Беларусь);

юридические лица, находящиеся  под контролем (совместным контролем) банка;

зависимые юридические лица банка;

ключевой управленческий персонал банка или контролирующего  его юридического лица;

физические лица, являющиеся в соответствии с законодательством  Республики Беларусь супругами, детьми либо находящиеся в отношениях усыновителя  или усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного со связанными сторонами - физическими лицами.

Информация о связанных  сторонах представляется обособленно  в составе пояснительной записки  к финансовой отчетности.

  1. НСФО 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» устанавливает единые методологические подходы к составлению консолидированной финансовой отчетности банка с учетом инвестиций в уставные фонды его дочерних юридических лиц (более 50%), операций и сделок с этими юридическими лицами. Консолидированная финансовая отчетность - финансовая отчетность группы, представленная как финансовая отчетность единого целого, - формируется с применением метода полной консолидации. Суть метода: на основании финансовой отчетности участников группы составляется сводная финансовая отчетность путем постатейного сложения аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов и в ней следует:

исключить балансовую стоимость  инвестиций банка - основного юридического лица в дочернее юридическое лицо и соответствующую часть капитала дочернего юридического лица, принадлежащую  банку - основному юридическому лицу;

определить долю меньшинства  в капитале группы и долю меньшинства  в прибыли или убытках группы и выделить их отдельными статьями в консолидированной финансовой отчетности;

исключить остатки по внутригрупповым  счетам;

исключить внутригрупповые  операции и возникающие в результате таких операций доходы, расходы, а  также выплачиваемые внутри группы дивиденды.

  1. НСФО 28 «Учет инвестиций в зависимые структуры» определяет подходы к отражению    в финансовой   отчетности  инвестиций,   позволяющих банку-инвестору  оказывать  значительное  влияние  на   деятельность другого юридического лица.
  2. НСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» применяется для основной   финансовой отчетности   банка,  который составляет  финансовую  отчетность   в условиях    гиперинфляционной    экономики.

Настоящий  стандарт  устанавливает  единые  методологические подходы  к пересчету финансовой отчетности банка. В    условиях    гиперинфляции   отчетность  по   финансовым результатам  и финансовому  положению банка без пересчета для анализа непригодна.  При  наличии  гиперинфляции  финансовые  отчетности   в национальной  валюте  за  разные  периоды  и  даже  в  рамках одного отчетного  года несопоставимы, так как содержат несравнимые данные и не  учитывают  прибыль или убыток в связи с изменением покупательной способности национальной валюты за отчетный период.

Информация о работе Национальные стандарты финансовой отчетности в банковской системе Республики Беларусь, их связь с международными стандартами финансовой