Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа
В процессе управления любой организацией огромная роль принадлежит организационной структуре, поскольку именно с ее помощью структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений, то есть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение поставленных целей. Таким образом, очевидно, что от правильного выбора организационной структуры, от ее успешного функционирования и способности обновляться в связи с быстро изменяющимися внешними условиями зависит жизнь организации.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУР БАНКОВ. ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РБ, ПРОБЛЕМЫ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАТРИЧНОЙ СТРУКТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анализ модели новой организационной структуры. На основе построенной модели определяется эффективность работы организации. Например, предельно возможный объем производимых услуг, их себестоимость, прогнозируемое качество этих услуг и т.п. Далее производится сравнение с существующей моделью и расчет доходности вложений в реструктуризацию организации.
Окончательное утверждение новой структуры, плана-графика ее внедрения и сметы расходов. После анализа экономической эффективности проведения структурной перестройки необходимо принять окончательное решение о ее целесообразности и утвердить план-график работ и смету расходов (они, как правило, включают расходы на составление новых регламентов, переучивание и дополнительное обучение специалистов, физическую перестройку офиса, новое программное обеспечение и т.п.).
Реализация плана
Но в тоже время необходимо отметить, что не каждый банк может позволить себе роскошь реорганизовать или иметь правильно организованную структуру, что опять же свойственно, например, коммерческим банкам Беларуси с их очень низким уровнем капитализации.
Поэтому важно не ограничиваться построением рациональных структур, а сопоставлять их с тем, что есть на самом деле. Иными словами, нужно непрерывно проводить мониторинг реализации структурной схемы, периодически делать своего рода "фотографии" организации, искать нереализованный потенциал. Этим могут заниматься организационные консультанты, или служба совершенствования управления внутри банка, или само руководство, - но кто-то это обязательно должен делать. Только тогда организационные изменения банковских структур возможны.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из существующих организационных структур имеет свои достоинства и недостатки. Тип организационной структуры каждый банк должен выбирать самостоятельно, согласуясь со своими стратегическими планами, размерами, видами поставленных на данном этапе перед банком задач. Но в тоже время немаловажно проводить оценку и корректировку действующей организационной структуры, так как улучшение существующей структуры может принести больший эффект, чем дорогостоящая реструктуризация. В ситуации неэффективности или несоответствия политике банка существующей организационной структуры необходимо проводить комплекс мероприятий, которые позволили бы грамотно и с наименьшими издержками перейти к новой системе управления.
На 1 апреля 2004 года насчитывалось 30 действующих на территории Республики Беларусь коммерческих банков. Причем лишь шесть из них имеют развитую филиальную сеть, соответственно ОАО "Белагропромбанк" насчитывает 132 филиала, ОАО "Белпромстройбанк"-56, ОАО "Сберегательный банк "Беларусбанк"-147, ОАО "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк"-50, ОАО "Приорбанк"-18, ОАО "Белвнешэкономбанк" - 26 [7]. Необходимо отметить то, что большинство банков, образованных на основании банков СССР, начинали свою деятельность в начале 90-х годов, когда господствующей являлась линейно - функциональная организационная структура. Это имело решающее значение в выборе типа организационной структуры вновь созданных банков. В процессе своего развития, многочисленных слияний коммерческие банки увеличивали размеры своих уставных фондов, расширяли свои филиальные сети, что неотложно требовало изменения и корректировки имеющейся системы управления. Однако и в настоящее время, несмотря на произошедшие изменения, господствующей в банках республики остается линейно-функциональный тип структуры управления, при котором подразделения банка наделены только функциями организации (линейными), а функции управления реализуются на руководящем уровне, и который эффективен лишь в условиях слабо меняющейся конъюнктуры рынка, когда основную долю в общем числе сотрудников банка составляют простые исполнители (около 80%) и нет необходимости в быстрой и эффективной оценке результатов деятельности его подразделений. [4, с.29-30]
В условиях быстро меняющейся ситуации на рынке данный тип структуры управления становится неэффективным вследствие, во-первых, медлительности принятия решений, поскольку обсуждение проблем происходит по всей иерархической цепочке снизу вверх внутри каждого функционального подразделения; во-вторых, качества принятия решений на высшем уровне, поскольку оно определяется не столько компетентностью самих руководителей (они могут быть весьма компетентными), сколько надежностью и достоверностью поступившей к ним информации. В связи с тем, что у руководителей среднего звена появляются возможности влиять на решения вышестоящих менеджеров в собственных интересах или в интересах своей функциональной службы, линейно-функциональная структура порождает "ведомственность" внутри банка.
Теперь попробуем рассмотреть организационные структуры белорусских коммерческих банков на примере крупного банка ОАО “ Белинвестбанк”.
2001 год стал годом создания
открытого акционерного
Организационная структура банка представлена в приложении 3. Возглавляет банк управляющий, который уполномочен:
представительствовать в отношениях с государственными и иными органами и учреждениями, юридическими и физическими лицами на территории РБ;
совершать иные действия и формальности для осуществления отделением его функций.
Заместитель управляющего наделен следующими правами:
заключать договоры и совершать иные действия для осуществления отделением следующих операций:
привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических
лиц за исключением банков-
предоставление кредитов за счет собственных и привлеченных средств, включая приобретенные на межбанковском рынке;
эмиссия и эквайринг банковских пластиковых карточек;
финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
инкассация денежной наличности, валютных и других ценностей, а также платежных документов;
осуществление операций с ценными бумагами, номинированными в белорусских рублях.
Юрисконсульт непосредственно подчиняется управляющему, заместителю управляющего, главному бухгалтеру и выполняет следующие функции:
рассматривает договоры на предмет соответствия требованиям законодательства, содержат ли они все существенные условия, необходимые для обеспечения выполнения обязательств по договорам, имущественные санкции;
подготавливает и подает исковые заявления в судебные органы для получения исполнительных документов, на основании доверенности осуществляет представительство в судах;
анализирует и обобщает практику заключения и исполнения договоров банков с целью выявления причин и условий, оказывающих негативное влияние на исполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств для их устранения;
ведет справочно-информационную работу нормативной документации;
участвует в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в ходе осуществления деятельности банка;
готовит заключения при открытии счетов клиентами по материалам представленных документов;
подготавливает договоры залога;
дает заключение о правоспособности заемщиков при выдаче кредита.
Сектор планирования, экономического анализа и коммерческой деятельности выполняет следующие функции:
прием и проверка документов на получение кредитов на предмет законности, правильности составления, анализ эффективности и целесообразности выдачи кредита;
контроль и анализ на стадии выдачи
кредита достоверности
экономическая экспертиза кредитуемых проектов;
оформление кредитных
контроль за выданными кредитами: оплата в соответствии с контрактами и лимитом кредитования, проверки материального обеспечения, целевого использования, своевременность погашения основного долга и процентов за пользование кредитом;
установление лимитов остатков касс, способов и сроков сдачи выручки, норм расходования выручки путем анализа представляемых обслуживаемыми хозорганами заявок-расчетов;
проверка ведения кассовых операций обслуживаемых субъектов хозяйствования;
составление календаря выдачи средств на заработную плату в разрезе предприятий, учреждений, организаций;
осуществление контроля за выдачей средств на командировочные расходы;
работа на рынке ресурсов и ценных бумаг (привлечение и рациональное размещение свободных кредитных ресурсов, в т. ч. в ценные бумаги);
проведение операций по денежным переводам в системе Western Union.
Сектор валютных операций является специализированным структурным подразделением в составе Восточного отделения ОАО "Белинвестбанк" и осуществляет следующие функции:
выполняет операции по исполнению платежных инструкций клиентов по платежам в иностранной валюте;
осуществляет визирование
оказывает консультационную и инструктивную помощь клиентам в проведении расчетов по внешнеэкономическим операциям и в оформлении расчетно-денежных документов;
осуществляет контроль за поступлением валютной выручки субъектов хозяйствования и правильным и своевременным ее распределением для обязательной продажи НБ РБ;
осуществляет функции агента валютного контроля по внешнеэкономическим операциям клиентов;
выполняет операции по покупке-продаже иностранной валюты на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи и на межбанковском валютном рынке согласно заявкам клиентов;
проводит операции по покупке-продаже иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте физическими лицами;
анализирует доходы и расходы от проведения валютных операций и дает предложения по повышению их эффективности.
Учетно-операционный отдел находится под руководством главного бухгалтера и осуществляет:
отражение произведенных операций по балансовым и внебалансовым счетам в бухгалтерском учете;
начисление и перечисление налогов в бюджет и внебюджетные фонды, предоставление расчетов по ним;
начисление заработной платы, премий, квалификационных надбавок, пособий по временной нетрудоспособности, пособий на детей, ежегодных учебных отпусков работникам отделения;
ведение книги учета основных средств и МБП, книги учета бланков строгой отчетности;
начисление износа по основным средствам, МБП, нематериальным активам;
контроль за использованием автотранспорта;
предоставление статистических отчетов.
Сектор кассовых операций выполняет следующие функции:
прием и выдача денежной наличности клиентам;
своевременное, правильное и полное оприходование и зачисление на соответствующие счета клиентов денежной наличности;
сортировка денежной наличности на годную к обращению и ветхую;
прием и обмен поврежденных банкнот;
пересчет проинкассированной денежной выручки;
обработка, формирование и упаковка денежной наличности;
формирование папок кассовых документов;
валютно-обменные операции с наличными деньгами.
Сектор информатики и автоматизации. Денежные потоки (кредитование, расчеты и прочие операции), которые проходят через банк, невозможно обработать вручную, нужен комплекс технических средств, электронного оборудования. Данный блок является техническим, обеспечивающим электронную обработку данных. [9]
При детальном рассмотрении соподчиненности ОАО “Белинвестбанк” очевидно, что он также избрал для своего функционирования линейно - функциональный тип организационной структуры, которая характеризуется четким разделением труда, иерархичностью уровней управления, наличие системы правил и стандартов, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей. Но, как отмечалось выше, линейно - функциональный тип организационной структуры на данном этапе развития мировых банковских систем не всегда является эффективным при наличии большого числа банковских отделов и филиалов, в связи с чем можно сделать вывод что у ОАО “Белинвестбанк” имеется потенциал для рационализации собственной системы управления. Аналогичные выводы применимы ко всей системе коммерческих банков РБ, которые в ближайшее время должны пересмотреть имеющиеся организационные структуры и рассмотреть в качестве альтернативы дивизиональную, матричную или проектную структуры.
Но на пути реорганизации белорусских коммерческих банков стоят многочисленные проблемы, наиболее существенной из которых является их крайне "низкая капитализация". Суммарный собственный капитал всех банков страны на 01.01.2004 составил 2147209, 3 млн. руб., или 998,7 млн. дол., что существенно меньше капитала любого из ведущих мировых банков. [7]. Этим и обусловливается несовершенство как банковской системы в целом, так и отдельных банков, не имеющих возможности в крупных масштабах привлекать заемные ресурсы и, соответственно, вести масштабные активные, прежде всего кредитные и инвестиционные операции из-за недостаточности капитала. Следствием выше перечисленных причин является неспособность банков, а часто их нежелание проводить дорогостоящие организационные преобразования.
Информация о работе Организационная структура коммерческих банков