Организационно-методические основы управленческой бухгалтерии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основ бухгалтерского и управленческого учетов, особенностей нормативно-правовой литературы в области управленческого учета, а так же анализ их роли в современной бухгалтерии.
Исходя из заявленных целей, следует выполнить следующие задачи:
• Рассмотреть основные принципы бухгалтерского учета, его виды, роль и задачи, предмет и объект
• Проанализировать законодательные основы бухгалтерского и управленческого учетов
• Определить сущности, методы, принципы, функции, основные цели и задачи управленческого учета

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы построения управленческой бухгалтерии
1.1. Методология управленческого учета
1.2. Нормативно-правовое регулирование управленческого учета
Глава 2. Моделирование управленческой бухгалтерии в «ФГОУ СПО Волгоградский политехнический колледж им. В. И. Вернадского»
2.1. Характеристика «ФГОУ СПО Волгоградский политехнический колледж им. В. И. Вернадского»
2.2. Управленческий учет в «ФГОУ СПО Волгоградский политехнический колледж им. В. И. Вернадского»
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая упр. учет.docx

— 43.99 Кб (Скачать файл)

Концепция раскрывает такие положения, касающиеся учета и отчетности, как:

- необходимость дальнейшего развития  бухгалтерского учета и отчетности;

- цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;

- необходимость повышения качества  информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

- создание инфраструктуры применения  МСФО;

- изменение системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности;

- подготовка  и повышение качества квалификации кадров;

- а также основные этапы развития  бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.

В п. 2. 1. Концепции говорится об управленческой отчетности. «Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе е тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основывается на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность. Главная задача в области финансовой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта Использования ее в управлении хозяйствующим субъектом».

Второй уровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином РФ согласно государственной программе перехода России на принятую в международной практике систему учета и отчетности в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Учетные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности, и рассматривают отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. В настоящее время в российской Федерации разработано и утверждено 17 Положений по бухгалтерскому учету и отчетности. К числу ПБУ, которые регулируют не только финансовый, но и управленческий учет, можно отнести:

- Положение по бухгалтерскому  учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н;

-  Положение по бухгалтерскому  учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г.;

- Положение по бухгалтерскому  учету «Учетная политика» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г.

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы учета в России. План счетов — документ общего порядка, который является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. Утвердил новый План счетов, .который введен в действие с 1 января 2001 г.

Третий уровень объединяет документы  рекомендательного характера: инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Документы данного уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 13 января 2000 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» или Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, принятые в развитие ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Четвертый уровень включает в себя приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Например, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации. Документы этого уровня определяют особенности организации и ведения учета и отчетности в нем.

На основе нормативных документов служба управленческого учета разрабатывает рабочие документы, в их числе:

- приказ по учетной политике;

- формы первичных документов  и учетных регистров;

- графики документооборота; 

- план счетов управленческого учёта; 

- формы внутренней отчетности.

 

Глава 2. Моделирование управленческой бухгалтерии  в «ФГОУ СПО Волгоградский  политехнический колледж им. В. И. Вернадского»

2.1.  Характеристика «ФГОУ СПО Волгоградский политехнический колледж им. В. И. Вернадского»

При раскрытии  темы данной курсовой работы, с целью  получения практических навыков  по ведению бухгалтерского учета  в бюджетных организациях был  изучен ряд документов Волгоградского политехнического колледжа, который  был основан  1930 году

Руководство деятельностью колледжа осуществляется директором, который  назначается на условиях контракта  приказом Комитета по образованию. Директор назначает и освобождает от должности  своих заместителей, главного бухгалтера, преподавателей и других работников. (рис. 1)

Колледж осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, выполнение других видов работ на основе разрабатываемых и утверждаемых им планов экономического и социального  развития.

Хозяйственная деятельность техникума предусматривает  сочетание бюджетного финансирования с выполнением работ по договорам  с предприятиями, учреждениями и  организациями.

Колледж вправе заниматься коммерческой деятельностью, с ведением раздельного бухгалтерского учета. Техникум организует платные  подготовительные курсы для абитуриентов, сдает в аренду здания по заключенным  договорам с коммерческими предприятиями.

Группировка основных средств на предприятии  осуществляется в соответствии с  классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов:

010101000 "Жилые  помещения";

010102000 "Нежилые  помещения";

010103000 "Сооружения";

010104000 "Машины  и оборудование";

010105000 "Транспортные  средства";

010106000 "Производственный  и хозяйственный инвентарь";

010107000 "Библиотечный  фонд";

010108000 "Драгоценности  и ювелирные изделия";

010109000 "Прочие  основные средства".






 




 









Рис.1. Функционально-структурная схема административного управления учебно-воспитательным процессом ВПК.

Волгоградский политехнический колледж при  ведении бухгалтерского учета финансово  – хозяйственной деятельности пользуется основными нормативными документами, среди которых наиболее важными  являются Федеральный закон «О бухгалтерском  учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, отечественные  стандарты по бухгалтерскому учету  и отчетности (ПБУ/1 – ПБУ/10) и Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях  и организациях, состоящих на бюджете.

 

 

2.2.  Управленческий учет в «ФГОУ СПО Волгоградский политехнический колледж им. В. И. Вернадского»

Уровень развития любой страны определяется прежде всего системой образования, в том числе среднего профессионального образования, которое в настоящее время приобретает все большую экономическую ценность.

Весь опыт развития подтверждает, что на роль лидеров в социально-экономическом  развитии всегда претендовали страны, отличающиеся наиболее высоким уровнем  образования, науки, здравоохранения  и культуры.

Средний уровень образованности населения  является важнейшим показателем  развитости страны, залогом её процветания  и стабильности. Важность образования  значительно возрастает в период изменения общественного строя  в стране, когда от квалифицированности  решений зависит эффективность  глобальных экономических процессов. Это в полной мере может быть отнесено к современной России, где бурный рост популярности среднего образования вызван, прежде всего, развитием новых форм хозяйствования, а, следовательно, потребностью в специалистах с «новыми» знаниями и умениями, которые позволяют выпускнику среднего учебного заведения быть востребованным на рынке труда.

Обеспечение необходимого уровня образования  и в том числе среднего, на программы которого возник повышенный спрос, начиная с середины 90-х годов прошлого века, является важнейшей задачей российского государства. Решение такой масштабной проблемы, какой является обеспечение необходимого уровня образования, требует, в первую очередь, государственного внимания. Государственные гарантии получения среднего образования нашли свое законодательное закрепление в основополагающих нормативно-правовых актах, определяющих расходные обязательства государства в сфере среднего образования (Конституция Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон Российской Федерации «О среднем и послевузовском образовании»).

Среднее профессиональное образование в России в настоящее время финансируется в основном из федерального бюджета (через отраслевые министерства и Министерство образования РФ) и фактически не включено в существующую систему межбюджетных отношений. Кроме того, данные последних лет характеризуют как систематическое недофинансирование вузов со стороны федерального бюджета в целом, так и значительную дифференциацию федеральных расходов на образование одного студента по регионам России.

Анализ структуры доходов государственных  вузов показывает, что доля бюджетных  средств в совокупных доходах  за 5 лет сократилась почти вдвое (с 80% в 1995г. до 44% в 2000г.), а в последние  три года, хотя и возросла, но все-таки составляет лишь около половины совокупных доходов вузов. В условиях резкого  сокращения бюджетного финансирования образования вузы в соответствии с нормативно-правовыми актами (ст. 45 и 47 Закона РФ «Об образовании») ищут и находят другие источники доходов - внебюджетные.

Анализ также показал, что «внебюджетная  составляющая» в условиях рыночной экономики является для вузов  источником несвязанных ресурсов, позволяющих  им достойно исполнять образовательную  и научную миссии в обществе и  осуществлять стратегию развития. Только в этом случает вузы могут удовлетворять  «новые» требования рынка образовательных  услуг и рынка труда, полноправными  участниками которых наряду с  негосударственными являются и государственные  вузы.

Формирование такой информационной системы возможно на основе организации  и развития управленческого учета, призванного обеспечивать информацией  все уровни управления вузом для  принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования.

В имеющихся научных разработках  рассмотрены как общетеоретические, так и различные прикладные аспекты  управленческого учета. Однако, теоретические, методологические и практические вопросы  управленческого учета в сфере среднего профессионального образования не получили должного развития, в связи с чем требуется углубление исследований в этой области.

Масштабность проблем, стоящих  перед техникуме в области организации и развития управленческого учета, не предполагает их детального рассмотрения в диссертационном исследовании. В то же время автор предлагает системное решение задач информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений в техникуме.

Роль и значение управленческого  учета техникума в принятии решений, направленных на повышение качества образования, необходимого для дальнейшего развития страны, с одной стороны, и отсутствие должного внимания в экономической литературе теоретическим, методологическим и практическим вопросам организации управленческого учета в сфере среднего профессионального образования, с другой стороны, обусловили актуальность темы исследования, определили его цель и задачи.

Для достижения цели поставлены и  решены следующие задачи:

критически оценено современное  состояние финансирования среднего профессионального образования в России и за рубежом;

обоснована необходимость новых  подходов к управлению государственными вузами в условиях диверсификации доходов;

обобщены теоретические, методологические и практические аспекты управленческого  учета в государственном вузе;

предложена структура управленческого  учета в вузе;

разработаны форматы бюджета кафедры  и отчета о его исполнении;

сформулированы рекомендации по формированию внутренней иерархической отчетности вуза;

разработана и апробирована методика управленческого контроля центров  ответственности.

Информация о работе Организационно-методические основы управленческой бухгалтерии